Мастер-класс: Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми. /8 класс/
Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми. /8 класс/
Практическая работа: «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий».
Цель работы: развитие умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Задачи работы:
углубление умений комплексной работы с картами;
формирование умений самостоятельного построения логических цепочек по принципу «от частного – к общему»;
углубление умений оформления эмпирических исследований и теоретических выводов.
Ход урока:
1. Ознакомление учащихся с задачами урока.
Ребята сегодня мы будем проводить исследование по картам атласа.
Сравнив тектоническую и физическую карты, вы должны установить связь между формами рельефа, тектоническими структурами и полезными ископаемыми и сделать вывод об установленной закономерности.
2. Повторение (актуализация знаний).
- Что такое рельеф? Назовите основные формы рельефа.
- На какой карте показан рельеф?
- Как на карте показаны разные формы рельефа?
- Что такое тектоника? Назовите основные тектонические структуры материков?
- Какое строение имеет платформа?
- Что представляют собой складчатые области?
- На какой карте показаны тектонические структуры? Каким способом?
- На какие группы можно разделить полезные ископаемые?
- Как они показаны на тектонической карте?
3. Выполнение практической работы.
Сопоставив карты атласа – физическую и тектоническую, заполните таблицу в рабочей тетради (стр. 10).
Географический район
Тектоническая структура
Форма рельефа
Полезные ископаемые
Европейская часть России
Западная Сибирь
Кавказ
Урал
Русская платформа
Западно-Сибирская плита
Кайнозойская складчатость
Герцинская складчатость
Восточно-Европейская равнина
Западно-Сибирская равнина
Кавказские горы
Уральские горы
Каменный уголь, нефть, газ, железные руды, алюминиевые руды, медные руды, горючие сланцы, никелевые руды.
Нефть, газ, поваренная соль, глауберова соль.
Вольфрамовые руды, молибденовые руды, полиметаллические руды.
Железные руды, хромовые руды, никелевые руды, золото, слюда.
Формулирование вывода о связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.
Какую закономерность (связь) вы установили в результате работы с картами и заполнения таблицы?
Какая связь существует между рельефом и тектоническими структурами?(Платформам и плитам в рельефе соответствуют равнины, складчатым областям – горы.)
Какая связь существует между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми?
Оформляем вывод в виде схемы:
Учащиеся записывают вывод в рабочие тетради.
5. Итог урока.
Ответы на листочках.
1) Как по-вашему мнению вы усвоили материал:
А) всё понял, могу объяснить другим,Б) понял, но объяснить могу с помощью учителя,В) не понял.
2) Почему на Восточно-Европейской равнине находится Курская Магнитная Аномалия? (железная руда обнаружена в кристаллическом фундаменте, который близко подходит к поверхности)
3) Почему в предгорьях Урала – крупные месторождения нефти и газа? (краевой прогиб – толща осадочных пород – горючие полезные ископаемые).
Заголовок 315