программа кружка по изобразительному искусству 5 класс
Пояснительная записка
Данная программа даёт детям возможность освоить азбуку изобразительного искусства – живопись, графика, дпи.
Программа построена так, чтоб дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция – осваиваются на всём протяжении обучения.
Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Ожидаемый результат
По окончанию уч-ся должны знать последовательное выполнение
композиции, работать с различными материалами, давать оценку своим
работам, уметь оформлять работы на выставки
Формы занятия кружка традиционные – это практические занятия, беседы, презентации, экскурсии и другие
Экскурсии, выставки, беседы, коллективные работы, КВН и т.д.
Цель кружка: привить детям навыки художественного образования
Задачи кружка:
Развивать художественно – творческие способности учащихся, пространственное мышление, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству
Овладеть знаниями элементарных основ реалистического рисунка
Формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению и т.д.
Содержание занятий.
На занятиях даётся как практическая, так и теоретическая часть
Теоретическая часть включает в себя:
1. Инструменты и оборудование для работы
2. Конструктивное строение предметов, передача линейной и воздушной перспективы и т.д.
3.Основы художественного отображения действительности
Практическая часть включает
1. Ознакомление с художественными материалами и техническими приёмами
2. Выполнение простых композиций
3. Выполнение сложных композиций
4. Выполнение коллективной работы
Режим работы кружка.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год).
Продолжительность занятий 40-45 минут
Роль учителя является главной в процессе приобщения детей к искусству.
Возрастной состав.
В кружке могут заниматься как девочки, так и мальчики.
Возраст обучения с 10 до 17 лет
Оборудование и место занятий.
Занятия кружка проводятся в учебном кабинете изо - черчения. На занятиях используются разнообразная специальная литература: книги, брошюры, фотографии, экскурсии и т.д.
В рекреациях школы оформляются выставки работ учащихся.
Учащиеся участвуют во всех школьных, городских и конкурсах.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Теория
Практика
1.
2.
3.
Раздел 1. Введение
Инструменты и оборудование для работы
Конструктивное строение предметов, передача линейной и воздушной перспективы и т.д.
Основы художественного отображения действительности
1
4
4
-
-
-
1.
2.
3.
4.
Раздел 2. Ознакомление и изучение художественных приёмов
Ознакомление с художественными материалами и техническими приёмами (виды и жанры изобразительного искусства, линии, пятно, силуэт и т.д.)
Выполнение простых композиций
(наброски фруктов, геометрических тел, животных, людей и т.д.)
Выполнение сложных композиций (Выделение сюжетно-композиционного центра, передача равновесия в композиции ит.д.)
Выполнение коллективной работы (композиция из разнообразных материалов и природных форм)
Итого:
-
-
-
-
9
4
7
8
6
25
Итого часов:
34 часа
Раздел I. Введение.(1 час.)
Тема 1. Инструменты и оборудование для работы
Рабочие место и рабочая зона. Инструменты и оборудование необходимое для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Тема 2. Конструктивное строение предметов, передача линейной и воздушной перспективы и т.д. (4 час.)
Знакомство с различными перспективными системами. Определение положений точек схода при фронтальной и угловой перспективе
Тема 3. Основы художественного отображения действительности (4 час.)
Построение положений линий горизонта на выразительность композиции
Раздел II. Ознакомление и изучение художественных приёмов
Тема 1. Ознакомление с художественными материалами и техническими приёмами (виды и жанры изобразительного искусства, линии, пятно, силуэт и т.д.) (4 час).
Знакомство со стилями, видами и жанрами изобразительного искусства
Практическая работа. Работа с красками (разведение, нанесение на бумагу, дерево, глину – составление композиции).
Тема 2. Выполнение простых композиций (7 час.)
(наброски фруктов, геометрических тел, животных, людей и т.д.)
Организация рабочего места. Правильная посадка школьника. Приёмы владения кистью.
Практическая работа. Технологические пробы по освоению приёмов над рисованием отдельных предметов. Составление простейших композиций. Освоение приёмов росписи.
Тема 3. Выполнение сложных композиций (Выделение сюжетно-композиционного центра, передача равновесия в композиции ит.д.) (8 час.)
Разновидности композиций. Основные разновидности, применяемые в живописи, графики. Особенности моделирования форм (графические и живописные).
Практические работы Особенности закраски фона, последовательность выполнения композиции.
Тема 4. Выполнение коллективной работы (композиция из разнообразных материалов и природных форм) (6 час.)
Выполнение композиции на темы «Живое пространство города», «Природа и архитектура» и т.д. Экскурсия на предприятие с целью ознакомления учащихся с условиями и организацией труда художников и мастеров
Практические работы. Разработка вариантов композиции на бумаге. Выполнения композиции любым материалом.
Рекомендуемая литература для учителя
Барадулин В.А. Художественная обработка. – М., 1979.
Мунипов В.М. Основы декоративного искусства в школе. – М., 1981.
Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. – Л., 1988
Соколова М.С. Композиция, рисунок, живопись. – М., 1993
Рекомендуемая литература для учащихся
Ёлкин В.Н. Дерево рассказывает сказки. – М., 1978
Волков И.П. Художественная студия в школе. – М., 1993
Черняевская М.С. Искусство в жизни детей. – М., 1991.
Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать мир. – М., 1993