Развивающее занятие с элементами тренинга: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Развивающее занятие с элементами тренинга:
«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цели занятия:
Активизация процесса самопознания и взаимопознания у педагогов;
Создание условий для групповой сплоченности;
Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
Задачи занятия:
Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;
Рассмотреть и апробировать варианты снятия эмоционального напряжения;
Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива;
Оборудование: музыка для релаксации, ватман («Календарь настроения»), маркеры, цветные карандаши стандартные листы бумаги, раздаточный материал.
Вступление. Актуальность выбранной темы
Ведущий. Профессия преподавателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с обучающимися, родителями, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении. По моим наблюдениям порой это эмоциональное напряжение испытываете не в конце года, а уже в начале обучения, конечно это связанно со спецификой работы с контингентом с которым работаете. Один мудрый человек сказал: «Что лучше один раз проговорить и проделать самому, чем сто раз об этом услышать». Я попытаюсь помочь восстановить ваши силы, используя специальные методы и активизировать внутренние ресурсы личности . Может быть, посмотреть друг на друга с другой стороны, которая была вам не известна и просто немного расслабиться и отдохнуть.
Основная часть.
Упражнение №1 «Календарь настроения»
Цель: диагностика настроения участников.
Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение, и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Любое тренинговое занятие имеет правила:
Правила групповой работы.
Обращаться друг к другу по имени.
Принимать себя и других такими, какие они есть.
Быть искренними.
Избегать оценок друг друга.
Активное участие в происходящем.
Уважение к говорящему.
Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.
Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Общение по принципу «здесь и сейчас».
Упражнение №2 «Имя и эпитет».
Группа рассаживается по кругу' и каждый по очереди представляется остальным, называя свое имя и эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивно характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение (гениальный Гена).
Участник должен сначала повторить имя и эпитет предыдущего выступающего, затем назвать свою комбинацию.
Вопросы для обсуждения:
Какие эпитеты вас впечатлили?
К кому я теперь испытываю интерес?
Упражнение №3 «Порядковый счет»
Цель: установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.
Упражнение № 4
Участники садятся полукругом, тренер в центре.
«Сейчас я вам предлагаю следующее упражнение: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестра». А тот кто стоит в центре круга. Должен постараться успеть занять одно из мест.
Обсуждение:
Как вы себя чувствуете?
Как настроение?
Упражнение 5
Продолжим работу. Человек, получивший мяч, должен его бросить другому человеку и назвать его имя. Тот, кто получил мяч, принимает любую позу, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого находится мяч, бросает его следующему и т.д.
Упражнение №6
Участники встают. Один человек выходит из кабинета.
«Давайте возьмемся за руки так, чтобы у нас получилась цепь. Эта цепь изображает змею. Два крайних участника – ее голова и хвост. Змея сворачивается. В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки, пролезать под них.
Участник, выходивший из кабинета, должен их распутать.
Обсуждение:
Что необходимо для выполнения этого упражнения?
Упражнение №7 «Кинопроба».
Цель: развитие чувства собственной значимости.
1. Составьте список 5 вещей в своей жизни, которыми вы гордитесь.
2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.
3. Встаньте и скажите всем: «Я не хочу хвастаться, но ...» и дополните
словами о своем достижении.
Вопросы для обсуждения:
Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
Как вам кажется – другие испытывали то же, что и вы, когда выступали? Почему?
Упражнение №8 « Ловец блага »
Цель: развивать умения позитивного отношения к жизненным ситуациям.
(звучит тихая инструментальная музыка)
Инструкция.
Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
2. Вы опаздываете на работу, прибегаете на остановку, а автобус перед «вашим носом» уезжает.
3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.
4. Вас не поздравил с праздником друг.
5. Ваш ребёнок подрался в школе.
Комментарии для ведущего.
Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участнику, указавшему более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, вручается медаль: «Ловец блага»!
Упражнение№9 «Мне обидно, когда...».
Участники пишут на листочках фразу, начинающуюся словами: «мне обидно, когда...» и заканчивают предложение, обозначая свою обиду. Затем каждый участник, по кругу, проговаривает свою обиду. Каждый участник по кругу говорит «моя обида похожа на...» и изображает. Следующий продолжает, говоря «обида (имя предыдущего участника) похожа на..., а моя обида похожа на...» и тоже изображает. Далее по принципу снежного кома.
Предлагается скомкать листочки с предложениями «мне обидно, когда..», и выбросить в мусорное ведро со словами «Эта обида мне больше не нужна! Эта темнейшая мысль мне больше не нужна».
Упражнение -релаксация «Саморазвивающиеся представления» (музыка шум моря)
Цель: развивать умение переключения деятельности и снятия эмоционального напряжения.
Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Делаем глубокий вдох и выдох. Сосредоточимся на своих ощущениях. А теперь попытаемся воссоздать в своем воображении целостную картину, целостный образ.
Представьте себе пляж у моря. Жаркий день. Палит солнце. Вы в купальном костюме. С наслаждением вытягиваемся на песке ... Смотрим в море. Видны головы купающихся ... Рассмотрим получше линию горизонта. Что там появилось? Всматриваемся внимательно ... А что происходит вокруг, на берегу?
Солнце палит сильно, приходится поворачиваться с боку на бок. Хочется искупаться ... Входим в воду ... Чувствуем ее прикосновение ... Какая она?
Образы уходят. Сосредоточили свое внимание на своем теле. Сжали руки. Открыли глаза.
Рефлексия:
Удалось ли увидеть всю картину, вызвать соответствующие телесные ощущения?
Заключительная часть.
Во время чаепития. Упражнение№10 «Перекусы»
Цель: оценить качества своей личности и личности своих коллег.
Эта разминка прекрасно подходит для умственной стимуляции участников [когнитивная]. Рекомендуется для групп, члены которых уже знакомы друг с другом, поскольку итог работы связан с личными наблюдениями за участниками тренинга [эмоциональная].
Поставить на каждый стол по тарелке с десертом (печенье и конфеты самой причудливой формы и фактуры). Очень удачно, если на каждом столе окажется десерт только одного вида, и нигде на других столах он повторяться не будет. Попросить участников взять с тарелки на своем столе по одной - две штучки и тщательно изучить их форму, фактуру, вкус и т.д. Затем попросить их составить список из 8–10 прилагательных, описывающих предложенный им десерт. Когда списки будут готовы, попросить каждого выбрать из этого списка слово, которое лучше всего описывает их самих. Затем участники по очереди рассказывают группе, почему именно это слово так хорошо описывает их характер.
«Аплодисменты» (ритуал прощания).
Инструкция. Встаньте в круг. Возьмитесь за руки и почувствуйте тепло рук своих коллег. Пусть это чувство тепла сохраниться в ваших душах ещё долгое время.
Ведущая начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
«Календарь настроения» (отметить состояние после занятия)
Литература:
В.А. Родионов, М.А. Ступницкая «Я и другие» тренинги социальных навыков: Ярославль, Академия развития 2001г.
Л.Москвина «Энциклопедия психологических тестов» нейролингвистическое программирование.2000г.
К.К. Платонов, Занимательная психология; М; 2002г.
Л.М.Митина Психология профессионального развития учителя.М.,2003г.
В.А.Родионов, М.А.Ступницкая., Т.Ю.Кирилина Психолог и педагог: взаимодействие в учебном процессе. М.,2000г.
Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).
(Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)
Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды.
Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.
И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “Что ты даешь людям?”_ спросили ее другие звезды. А в ответ-тишина.
Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю вас иметь свой призыв по жизни или могу предложить вашему вниманию
“Мантра от усталости”
Например:
Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.С каждым днем я люблю себя все больше и больше.У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.Я уникальна во всей Вселенной.Я единственная в своем роде и неповторимая.Таких как я больше нет.И так – с каждым человеком.Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.Я верю в себя и в свое будущее.Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.Я – хозяйка своей жизни.Я – свободная личность.
Упражнение «Дружественная ладошка».
Участникам раздаются листки бумаги.
Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.
13PAGE 15
13PAGE 14515
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815