Занятие с элементами тренинга для подростков Давайте жить дружно
Занятие с элементами тренинга «Давайте жить дружно»
Маликова О.М., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»
Цель: профилактика конфликтов в подростковой среде, формирование навыков бесконфликтного общения и взаимодействия.
Задачи:
Обсудить понятие конфликта и особенности конфликтных ситуаций.
Познакомить подростков с различными стратегиями разрешения конфликтных ситуаций.
Предоставить участникам возможность осознать последствия конфликтного поведения.
Сформировать у участников навыки бесконфликтного общения.
Категория участников: от 13 до 16 лет
Время проведения: 1 час 20 минут
Ход работы
Приветствие
Упражнение «Сегодня замечательный день потому, что…»
Участникам тренинга предлагается продолжить фразу: «Привет, сегодня замечательный день, потому, что...».
Притча «Про слона»
Однажды в темном помещении людям, не знавшим, что такое слон, показывали это животное. Один вошел в комнату, где был слон, ощупал руками хобот и сказал: «Слон похож на змею. Он длинный и гибкий». Другой ощупал слоновий бок и сказал: «Слон похож на стену – он большой и плоский». А третий, ухватив слона за хвост, закричал: «Вы все ошибаетесь! Слон – это длинная веревка!» Каждый настаивал на своем, и никто из них не знал, что это просто слон, потому что каждый из них знал только часть.
Ведущий: Как вы думаете, что является причиной конфликта в данной истории?
При фиксировании причины, просьба, поднять руки тем, у кого эта причина когда-либо спровоцировала ссору или конфликт.
Мораль заключена в том, что в суждениях разных людей об одной и той же вещи чаще всего только доля истины. Иногда мы можем видеть часть истины другого, а иногда – нет, поскольку смотрим на предмет под разными углами зрения, которые совпадают редко. Поэтому, нам не стоит спорить до посинения, разумней сказать: «Да, я понимаю, у тебя могут быть определенные основания так считать».
Обсуждение понятия «конфликт»
Конфликт – это столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы и позиции, не совместимые с другой стороной. В конфликтных ситуациях присутствуют оппоненты (участники) и предмет конфликта (то, из-за чего стороны пришли к разногласию).
Беседа: «Причины возникновения конфликтов» (на доску записываются ответы или вывешиваются заранее заготовленные таблички):
неумение контролировать своё эмоциональное состояние;
скрытность;
недопонимание;
агрессивность;
различие целей, интересов;
неумение слушать;
неумение сотрудничать;
возможность возникновения конфликта без реально существующих противоречий, в ситуациях «слово за слово»;
конфликтогены – слова и фразы, провоцирующие ответную агрессию и ведущие к обострению конфликта.
Виды конфликта:
- конструктивные (возникают новые связи, взаимодействия)
- деструктивные (разрушаются отношения).
Упражнение «Чувства, которые возникают в конфликтных ситуациях»
Подросткам предлагается вспомнить конфликты, участниками которых они были, и чувства, которые у них возникали. Каждый участник должен написать на небольшом листочке (можно вырезать в виде лепестка и др.) одно или несколько чувств, прикрепить свой листочек на ватман (доску).
Вопросы для обсуждения:
- Какие поступки последовали за чувствами?
- Какими оказались последствия этих поступков?
В результате обсуждения важно прийти к пониманию того, что конфликты нужно уметь разрешать, чтобы они не приносили негативных последствий.
Обсуждение «К чему приводят конфликты?»
- разрыв связей;
- появление «врагов»;
- обострение конкуренции;
- чувство обиды;
- плохое настроение;
- убеждение в значимости проблемы, а не в ее решении
- возможен моральный, материальный или физический ущерб для конфликтующих сторон
Мозговой штурм «Функции конфликта»
Ведущий делит участников на 2 команды, первая команда должна написать на листе бумаги позитивные функции конфликта, а вторая – негативные.
Информация для ведущего:
Позитивные:
разрядка напряжённости между конфликтующими сторонами;
получение новой информации об оппоненте.
Негативные:
большие эмоциональные, материальные затраты;
ухудшение отношений;
потеря контактов.
В ходе обсуждения делается упор на том, что конфликт нельзя рассматривать только как отрицательное явление.
Ролевая игра «Стратегии разрешения конфликтных ситуаций»
Ведущий делит группу на 5 микрогрупп, каждой микрогруппе раздается карточка с описанием стратегии разрешения конфликтной ситуации (Приложение 1). Задача каждой микрогруппы – разыграть небольшую сценку, в которой необходимо продемонстрировать предложенный способ разрешения конфликта.
Варианты конфликтных ситуаций для сценок:
Вы одолжили интересную книгу вашему знакомому, он читал ее очень долго и вернул только после нескольких напоминаний. Вот он наконец-то принес ее, отдает вам при этом видно, что листы книги стали помятыми – ваши действия?
Вы договорились о походе в кино со своим другом на фильм, который долго ждали, заранее купили билеты, в день киносеанса друг звонит вам и говорит, что не сможет пойти в кино по каким-то обстоятельствам – ваши действия?
После демонстрации сценок происходит совместное обсуждение.
Следует объяснить ребятам, что, когда люди выясняют причины возникшего конфликта, ищут пути его разрешения, они готовы на то, чтобы осознать и понять то, что они хотят получить из создавшейся ситуации, и принять сторону «соперника». А когда они отворачиваются друг от друга, таят обиду, конфликт не только не разрешается, а еще и усугубляется, что может привести к полному разрыву отношений.
Мозговой штурм «Как эффективно разрешить конфликт?»
Участников необходимо разделить на микрогруппы, при этом каждой микрогруппе дается 2-4 минуты на обсуждение различных вариантов и приемов разрешения конфликтных ситуаций. Все варианты участники записывают на лист бумаги. После этого каждая микрогруппа приводит свои варианты ответов и происходит совместное обсуждение.
Информация для ведущего:
Алгоритм разрешения конфликта:
1 шаг: Почему? (Узнать, почему участники конфликта хотят того, чего они хотят)
2 шаг: Зачем? (Установить потребности участников, а не только их цели)
3 шаг: Как? (Каковы варианты решения?)
4 шаг: Что? (Какое решение устроит всех?)
Чтобы не допустить возникновение конфликта необходимо знать правила бесконфликтного общения:
Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
Используйте активное слушание.
Проявляйте эмпатию.
Не делайте предположений.
Не переходите на личности и не оскорбляйте.
По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
Закончите на позитивной ноте.
Упражнение «Я-высказывание»
Группа делится на пары.
1 этап: «Постарайтесь сказать своему партнеру честно некоторую критику о нем. Если это сделать трудно, представьте, что ваш партнер – человек вам не приятный, человек, в котором вас что-то раздражает, или просто тот человек, которому хотелось бы дать совет или сделать замечание. (Можно использовать роли, например, учитель-ученик, продавец-покупатель и т.д. В этом случае необходимо представить определенную ситуацию, например когда продавец не правильно посчитал сдачу или продал некачественный товар или ученик снова опоздал в школу/не выполнил домашнее задание и т.п.). Выскажите ему несколько фраз, критикующих его, при этом начиная со слова: «Ты…». Например: «Ты всегда плохо работаешь», «Ты каждый раз перебиваешь», «Ты лентяй», «Ты не приветлив», «Ты глупый» и т.п. Помните о том, что это игра и не стоит близко к сердцу воспринимать критику.
При обсуждении ведущий задает вопросы:
Было ли обидно?
Какие вы испытывали эмоции?
Какие слова особенно обижают?
Что заставляет людей критиковать других?
Нужна ли критика?
Всегда ли критика бывает услышана? Почему?
2 этап: «Попробуйте сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера. Скажите предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера, например: «Я не доволен вашей работой», «Я переживаю, когда меня перебивают» и т.д. То есть начинайте высказывание не с обращения «Ты» а со слова «Я».
Обсуждение в группе.
Как послать я-сообщение (я-высказывание)?
Существуют три последовательных шага отправки я-сообщения. Хотя нет необходимости всегда использовать все три составляющие, все же их полезно знать.
Первый шаг: Сначала мы описываем ситуацию или поведение, вызвавшее проблемы. Будьте точны и говорите только об одной конкретной ситуации или поведении. Избегайте обвинений и употребления местоимений «ты» или «вы». Например: «Когда я не могу пойти погулять с друзьями...», звучит гораздо лучше, чем «Когда ты не разрешаешь (из-за тебя я не могу пойти) мне пойти погулять с друзьями...».
Второй шаг: Затем мы переходим к описанию того, что мы чувствуем в данной ситуации или вследствие данного поведения. «Я так расстраиваюсь, когда не могу пойти погулять с друзьями. У меня совершенно портится настроение, и я становлюсь грустной». Это звучит лучше, чем: «Ты специально портишь мне настроение, не разрешая пойти погулять с друзьями, и делаешь из меня зануду в их глазах».
Третий шаг: Наконец, объясняем, почему мы испытываем подобные чувства. «Когда я не могу пойти погулять с друзьями, у меня совершенно портится настроение. Мне хочется проводить больше времени со своими друзьями, и к тому же они смеются надо мной из-за того, что мне не разрешают провести ночь вне дома».
Хотя гарантировать успех невозможно, но в случае подобного течения разговора Вам наверняка удастся добиться большего, чем, если бы Вы использовали ты-послания типа «Ты всегда относишься ко мне как к ребенку».
Очень важно также и время послания. Следует направлять я-послание, когда человек в хорошем настроении, спокоен, никуда не торопится и может оказаться более восприимчивым к нашей просьбе. Конечно, иногда ждать просто невозможно, но все же, если ситуация позволяет, подумайте о более удачном времени.
Упражнение «Чепуха»
Смысл упражнения: Поиск ответов побуждает подростков более осмысленно отнестись к занятиям, а ведущему дает информацию о том, что в проделанной работе оказалось для участников «эмоциональными доминантами» и легче всего вспоминается им.
Упражнение является шуточным вариантом обратной связи по прошедшему занятию, в основу которого положена одноименная детская игра.
Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего (отвечать нужно не «вообще», а применительно к прошедшему занятию), после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему соседу справа. Тот письменно отвечает на следующий вопрос, вновь загибает лист и передает дальше. Когда вопросы закончились, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, читает записанные на нем ответы.
Примерный перечень вопросов: Кто? Где? С кем? Чем занимались? Как это происходило? Что запомнилось? И что в итоге получилось?
Обсуждение: Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным.
Рефлексия
Список литературы
Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова – СПб: Речь, 2008 – 336 с.
Майорова Н. П. Обучение жизненно - важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Н. П. Майорова, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурухт – СПб.: Образование-Культура, 2010 – 228 с.
Приложение 1
Карточки «Стратегии разрешения конфликтных ситуаций»
Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Испытываемые при этом чувства: затаенный гнев, депрессия; обидчика игнорируют, отпускают ехидные замечания за спиной, отказываются от дальнейших отношений.
Приспособление: изменение своей позиции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов. При этом человек подавляет свои негативные эмоции, делает вид, что все в порядке, что ничего не произошло, ругает себя за свою раздражительность, вынашивает план мести.
Конкуренция (силовое решение, борьба): соперничество, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, применить физическое насилие, требование беспрекословного подчинения, попытки перехитрить, призвать на помощь союзников, шантаж разрывом отношений. Обычно человек проявляет агрессию, озлобленность, недовольство собой и оппонентом, чувство мести и другие негативные эмоции.
Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки, поддерживаются дружеские отношения, предмет спора делится поровну. Люди при таком разрешении ситуации могут чувствовать некоторое разочарование, ведь они достигли того, чего хотели, не в полной мере.
Сотрудничество (поиск нового решения): в выходе из конфликта все стороны удовлетворяются полностью через нахождение замены предмета спора на равнозначные или на более ценные. Когда люди обсуждают конфликт, его уже нет, о нем только говорят.