Рабочая программа кружка Креативное рукоделие
Рабочая программа кружка «Креативное рукоделие»
(Изготовление открыток)
Пояснительная записка
Не губи ты жизнь бездельем –Занимайся рукодельем!Бумага, ленточки, кайма –Закружилась голова!Файлы, форум, интернет(Ой, забыла про обед!)То, что любим – вырезаем,Все прилежно оформляем.Результат - на радость нам, Нашим близким и друзьям.А закончена работа,Тут уж новая забота:Вновь сюжеты выбирать,Вырезать и оформлять
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.), изготовление открыток.
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей.
Рекомендуемый возраст детей: 5-6 лет. Обучение групповое и звеньевое (возможно индивидуальное). Группа формируется в количестве 9 человек по принципу добровольности. С таким количеством обучающихся можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности работы.
Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью около 25 мин.
Работа в кружке расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель программы кружка «Умелые руки»
Развитие творческих способностей дошкольников, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Основные задачи программы
Образовательные:
- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;
- обеспечить дошкольников дополнительными знаниями по трудовому обучению.
Развивающие:
- развивать зрительное восприятие;
-развивать мелкую моторику пальцев рук,
- способствовать развитию творческой активности.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;
- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
- воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.
Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей дошкольника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.
Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу же стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен пробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым.
Программа кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:
- аккуратность;
- четкость выполнения изделия;
- самостоятельность выполнения;
- наличие творческого элемента.
Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся
Обучающиеся должны знать:
названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
правила безопасности труда при работе ручными инструментами;
правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику.
Обучающиеся должны уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделие по образцу;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.
Содержание программы
Открытка это такой маленький кусочек бумаги, способен сказать очень многое. С помощью открыток мы высказываем искренние отношение к человеку, мы показываем людям, что они нам дороги, говорим о любви.
Если Вам нравится эта идея помогать людям выражать свои чувства, то подумайте на счет изготовления открыток своими руками.
Большинство мастеров по изготовлению открыток ручной работы начинали заниматься кардмейкингом для создания душевных и оригинальных подарков своим друзьям, родным и близким. Не редко такое хобби превращается в бизнес. Ведь дарить индивидуальные и «неизбитые» открытки гораздо приятнее, чем обычные магазинные. Поэтому, если просто дарить всем знакомым открытки ручной работы то уже через некоторое время, как утверждают опытные мастера, Вы найдете первых заказчиков.
Вот такое веселое занятие просто начинать, приятно делать. Но это только на первый взгляд. На самом деле, и тут нечему удивляться изготовление открыток своими руками имеет множество своих тонкостей и нюансов.
Но для этого мы существуем, чтобы помочь Вам разобраться, что к чему. Так что приступаем.
Основной материал бумага
Вы конечно можете соригинальничать, и начать делать открытки из дерева, кожи или чего еще вам в голову придет, и возможно они будут пользоваться спросом. Но 99 % начинающих мастеров будут делать традиционные бумажные открытки, так что давайте на бумаге остановимся. В качестве бумаги можно использовать обычный белый или цветной картон, цветную бумагу из детских наборов, упаковочную бумагу – это все можно найти в обычных канцелярских магазинах, а можно и дома поискать, хоть что-то найдется наверняка. Для серийного производства вряд ли сгодится, а вот чтобы протестировать идею, точно сойдет. Можно купить и специальную бумагу в магазинах для рукоделия. Только есть один нюанс, разнообразие расцветок и рисунков сейчас такое большое, что Вам захочется скупить все магазины. Так что придется научиться покупать, например, составлять композиции до момента посещения магазина. А еще очень интересную бумагу можно сделать или переделать своими руками, например, состарить газетные листы, или просто сделать с нуля.
Декор на открытках ручной работы
Что касается декора, то выбор у вас просто огромен это и бумага, вырезанная в разных формах, кружева, ленты, ткань, шнуры и нитки. Также для изготовления открыто часто используют разные натуральные и весьма оригинальные материалы начиная с засушенных листьев и цветов, перьев, а заканчивая разнообразными зернами, крупами и специями. В качестве украшения для открыток ручной работы также можно использовать авторские рисунки.
Инструменты для создание открыток
Инструменты довольно простые. Вы ими всеми успели вдоволь попользоваться в детстве и на уроках рукоделия в школе. Основное это клей и ножницы. Можно купить одни фигурные для начала. Еще желательно двусторонний скотч, но это зависит уже от техники. Ну а дальше вы уже сами поймете, что Вам нужно. Магазины материалов для скрапбукинга вас порадуют разнообразие фигурных дыроколов, штампов, резаков и многого другого.Скрапбукинг – эта техника чаще всего используется сейчас для изготовления открыток. В ход идут все материалы и инструменты, используемые в скрапе, а также скетчи, стили и техники, такие как тиснение, эмбосинг, штампинг. Единственное, чем отличается страница скрап-альбома от открытки – на открытке, как правило, не размещают личных фотографий, а используют различные картинки, распечатанные или вырезанные.Декупаж - эта техника предполагает использование вырезанных бумажных мотивов. Мотивы можно вырезать из бумажных салфеток, различных журналов, других готовых открыток. Благо, тут нам не нужно беспокоиться, как бумажный мотив приклеится к поверхности – мы же будем клеить на бумагу. Этот способ очень хорошо подойдет тем, кто еще не успел приобрести специальную узорную бумагу для изготовления открыток. А если проявить фантазию, то можно создать очень красивые мотивы для ваших открыток, как например сделала мастер Анна Чуска, использовав для открытки технику декупаж на яичной скорлупе. Вот, что у нее получилось.
Квиллинг – это изготовление декоративных элементов путем скручивание бумажных полосок в спираль. Эта техника дает очень большой простор для творчества и не требует особых вложений.
Оригами - эта техника также часто используется при изготовлении открыток, например в виде сложенного из листа бумаги рубашки или платья.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Раздел, тема занятий
Кол-во занятий
Форма учебного занятия
Дата проведения
Цель
1
Вводное занятие. Беседа. Правила работы и техники безопасности.
1
теоритическое занятие
октябрь
Рассказать детям о технике безопасности, о том, как надо вести себя с колючими, режущими предметами.
2.
День учителя. «Дерево счастья», техника «Скрапбукинг» работа с бумагой, картоном, пуговицы.
3
практическое занятие
октябрь
Закрепить у детей умение клеить ствол дерева, правильно держать кисть. Развивать газомер, мелкую моторику рук, умение правильно располагать листву дерева. Воспитывать интерес, усидчивость.
3.
Всемирный день ребенка. «Веселый слоник», техника «Скрапбукинг» работа с бумагой, картоном, ткань, пуговицы,
2
практическое занятие
ноябрь
Закреплять умение клеить, развивать творческую активность детей.
4.
День матери «Для милой моей мамы», техника «Декупаж» работа с картоном, клей, салфетки.
2
практическое занятие
ноябрь
Учить детей аккуратности, работу с хрупким материалом. Воспитывать желание сделать подарок близким.
5.
Новый год на носу «Новогодние игрушки», техника «Скрапбукинг», работа с картоном, клей, атласные ленты, цветная бумага.
4
практическое занятие
декабрь
Развивается мелкая моторика рук, воображение, логика и память.
9.
Старый Новый год. «И снова Зеленая красавица», техника «Оригами», работа с картоном, ножницами.
4
практическое занятие
январь
Развивается мелкая моторика рук, воображение, логика и память.
10.
День Святого Валентина «Валентинка», техника «Скрапбукинг», работа с картоном, цветная бумага, клей, атласная лента.
2
практическое занятие
февраль
Воспитывать желание сделать подарок близким.
11
День защитника отечества «Для папы дорого», техника «Оригами», работа с картоном, цветной бумагой, тканью, клей.
2
практическое занятие
февраль
Развивается мелкая моторика рук, воображение, логика и память.
12.
Международный женский день «День 8 Марта», техника «Квилинг», работа с картоном, цветной бумагой, тесьмой, с атласными лентами.
5
практическое занятие
Март
Воспитывать у детей любовь к своим близким – мамам. Развивать аккуратность, воображение. Учить доделывать поделки до конца.
14
День смеха «Улыбнись», техника «Скрапбукинг», работа с картоном, цветной бумагой, клей.
4
практическое занятие
Апрель
Учить детей резать ножницами, создавать готовую открытку.
16
Первомай «На 1 мая», техника «Квилинг», работа с картоном, цветной бумагой, клей.
2
практическое занятие
Май
Развивать мелкую моторику рук, глазомер, аккуратность.
17
9 мая «День Победы», работа с картоном, цветной бумагой, клей.
2
практическое занятие
Май
Видеть окончательный результат на начальной стадии. Воспитывать уважение с ветеранов, войнам, солдатам.
18
Диагностика
1
Список литературы
1. Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», М., 2005 г.
2. Геронимус Т.М. «Я все умею делать сам», М., 1998 г.
3. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов», М., 1990 г.
4. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология - Умные руки». Самара.
«Учебная литература», 2007 г.
5. «Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы,
из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы. М., «Просвещение», 2009г.
6. Журнал «Веселый художник» № 1-18, 2010 г.
7. Интернет – ресурсы.
15