Конспект классного часа Учимся жить дружно


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
Учимся жить дружно
классный час
Выполнила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Дудина Е.А.
2016 г.
Цель: формирование добрых отношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитания уважения к одноклассникам.
Задачи: воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.
Методы: словесные (беседа), практические (тренинги), игровые
Формы организации познавательной деятельности: общеклассные, групповые, парные.
Оборудование: раздаточный материал: карточки с набором слов для самостоятельной работы, доска с необходимыми записями, сигнальные карточки.
Ход занятия: 
1. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя на работу.
- Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Тихо сели.
- Послушайте песенку. (показ презентации)
- Ребята, почему мне захотелось для вас включить сегодня именно эту песенку и показать ваши фотографии? (мы учимся в одном классе)
2. Работа по определению темы урока.
- Отгадайте слово, зашифрованное на доске.
                       
 
- Это слово означает близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Это слово «дружба».
- Так какой теме будет посвящено наше занятие?(Дети высказывают свои предположения.)
- Является ли данная тема для вас значимой, нужной?
- Ребята! Сегодня мы будем говорить о том, что такое дружба, как научиться жить дружно и сделать дружбу крепкой. Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, умеет уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, и я хочу, чтобы вы под каждое свое сказанное предложение приводили доказательства.
3. Ролевое моделирование.
- Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении.
(Инсценировка стихотворения)
Кто кого обидел первым?Он меня!Нет, он меня!Кто кого ударил первым?Он меня!Нет, он меня!Вы же раньше так дружили!Я дружил!И я дружил!Что же вы не поделили?Я забыл!И я забыл!
- Как вы думаете, из-за чего поссорились две подруги?
(они спорили и обижали друг друга)
- Очень точное наблюдение!
- Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом? (Ответы детей)
Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!
4. Беседа.
- У меня есть знакомый мальчик Алёша. Я вчера от него получила письмо. Он приехал в гости к бабушке в деревню. Ему там очень понравилось, особенно щенок Шарик. Вот с этим щенком он и играет. Знакомых ребят у него здесь нет. Неподалёку от бабушкиного дома есть горка, на которой гурьбой катаются ребятишки. А Алёша грустит. Грустит потому, что он один. Ему очень хочется подружиться с ребятами, но он не знает, как это сделать.
- Давайте вместе подумаем, как начать Алёше дружить с ребятами?(Дети высказывают свои мнения.)
- Верно, сначала надо познакомиться.
- А как?
- Верно, надо назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика и девочку.
- А если познакомились, значит - уже друзья? ( Надо предложить вместе поиграть, например, покататься на санках, слепить снеговика и т.д.)
- А когда начали вместе играть - уже друзья? Уже есть дружба?
- А если начали играть и вдруг поссорились?
- Если стали перебивать друг друга, не слушать, командовать и кричать - получится дружба?
- А как сделать, чтобы она получилась?
- Правильно, ребята, надо играть так, чтобы никому не было обидно, чтобы всем было интересно, чтобы игра понравилась. А если игра понравится, как вы думаете, захотят ребята потом еще встретиться?
- И тогда они будут встречаться часто, будут скучать друг без друга, вот тогда уже они станут друзьями.
- Но ведь иногда бывает так, что и друзья ссорятся.
- Давайте подумаем, как надо дружить, чтобы дружба была крепкая.
- Чего в дружбе нельзя?
Д: - Нельзя обижать друг друга, обзываться, драться, ссориться, нельзя другу пообещать и не сделать, нельзя другу врать и обманывать, нельзя жадничать.
- А что в дружбе обязательно нужно?
(Нужно помогать другу, защищать его, делиться с ним игрушками и т.д.)
- Ну, ребята, вы просто молодцы! Вы так хорошо знаете, как начать дружить и как сделать дружбу крепкой.
5. Тренинг по определению положительных качеств.
- А сейчас обратите внимание, у вас на столах сигнальные карточки красного и зеленого цветов.
- Я буду вам называть вам качества, свойственные дружеским отношениям, и качества, несвойственные дружеским отношениям.
- А вы будете поднимать сигнальные карточки.
- Карточка зеленого цвета - это положительный ответ, т.е. согласие.
- Карточка красного цвета - это отрицательный ответ, т.е. несогласие.
Добрый
Отзывчивый
Черствый
Искренний
Враждебный
Рассудительный
Лживый
Ласковый
Любознательный
Общительный.
- Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы должны учиться овладевать всеми этими качествами.
6. Микс – физ-груп
- Встали все и перемешались. Замри.
- Встаньте по столько человек, сколько у вас друзей во дворе?
- Кто хочет ответить?
- Перемешались. Замри.
- Встаньте по столько человек, сколько друзей у вас было в классе в начале учебного года?
- Перемешались. Замри.
- Встаньте по столько человек, сколько у вас друзей в классе сейчас.
(встали в один круг).
- Молодцы, вы ведь все теперь друзья. Что вы можете сказать о ладонях друга, которого держите за руку?
- Тихо сели.
- Наш с вами труд – это хорошая учёба.
- А как учитесь вы, ребята?
- Как помогаете друг другу?
- Как относитесь к друг другу?
- Что, по-вашему мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?
- Давайте, ребята, обсудим, что произойдёт, если у вас не будет друзей? (идут высказывания детей).
7. РАУНД ТЕЙБЛ
Работа с пословицами. Игра «Собери пословицу».
- Я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу».
- Посмотрите, у вас на столах лежат листочки фразами из пословиц. Вы должны фразу из левой части дополнить фразой из правой части.
- Даю вам время на размышление 20 секунд.
- Время вышло.
- А теперь работаем!
- Время на выполнение задания – 2 минуты.
«Друзья познаются в беде»
«Выручай товарища в беде»
«Умей дружбой дорожить»
(выставить пословицы на доску на магниты)
- Всем хватило времени?
- Давайте обсудим, как вы выполнили задание.
9. Работа в микрогруппах.
- Теперь давайте поразмышляем. Закончите фразы:
- Раньше я думала, что...
- Теперь я думаю, что…
- Я бы сказала так:
- Раньше я думала, что можно играть одной, и друзья совсем не нужны.
- Теперь я думаю, что нужно обязательно иметь друзей, быть к ним внимательным.
- Даю вам время на размышление 10 секунд. Время вышло.
- Прочтите что написано на доске.
Друг должны быть: …
Друг не должны быть: …
- Посовещайтесь с товарищем по парте, в какой столбик необходимо поместить слово, которое у вас на карточке.
- Даю вам время на размышление 30 секунд. Время вышло.
- Расскажите, какие слова вы поместили в первый столбик?
- Объясните, почему?
- Расскажите, какие слова вы поместили во второй столбик?
- Объясните, почему?
(в процессе объяснения вывешиваю слова на доске)
- Чтобы стать настоящими друзьями, необходимо обладать качествами, которые мы видим в первом столбике.
10. Игра “Волшебный стул”.
Цель: развивать интерес к товарищу, формировать положительные качества обучающихся; учить видеть в человеке хорошее.
На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза; называют качества; дают поведенческие характеристики; говорят о внешних достоинствах.
10. Итог занятия:
- Что полезного для себя вы взяли с этого занятия?
- Что вам понравилось больше всего?
- Перед вами шкала. Если вы очень хорошо усвоили тему нашего классного часа, то поместите жетон сверху. Если не очень, то посередине, а если совсем не усвоили, то внизу.