Модель технологической карты по составлению описательного рассказа по игрушке (средняя группа)


Модель технологической карты
по составлению описательного рассказа
по игрушке
Тема: «Составление описательно рассказа по игрушке»
Цель:
- упражнять детей в составлении описательных рассказов об игрушках по образцу воспитателя; - учить составлять описательный рассказ об игрушках по плану, предложенному воспитателем;
- уметь называть предмет, его признаки и действия с ним;
- употреблять прилагательные и сравнения;
- следить, чтобы дети говорили четко, интонационно выразительно;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Этапы
деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-
побудительный
Вхождение в тему
Сюрпризный момент
Дидактическая игра «Угадай игрушку»
(по описанию)
- Он большой, круглый, синий с красной полосой. Его можно подкидывать, ловить, отбивать… (мяч)
Цель: учить детей распознавать и называть игрушки.
Дети отгадывают.
Организационно-
поисковый
Словесная игра с гостем
- Давайте сейчас поиграем в игру «Назови игрушку». Например, я скажу – матрешка из дерева – деревянная и т. д.
Цель: обогащение и активизация словаря детей.
- Мячик приглашает нас к своим друзьям в «Магазин игрушек»
По фразовое параллельное описание
( 2-3 раза)
Например:
У меня машина легковая..Моя машина красного цвета…
Цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов об игрушках по образцу воспитателя.
Дидактическая игра « Подскажи словечко»
Подскажи Мячику словечко:
- Шерстка белая, пушистая как…
- Глаза маленькие, черненькие как…
- Глаза светятся как…
Цель: учить употреблять прилагательные и сравнения в речи.
Моделирование ситуации для речевой деятельности детей.
 - Ребята, в нашем магазине разные игрушки, но чтобы их купить, деньги не нужны. Вместо денег нужно правильно описать игрушку.
- А помогут нам составить рассказ об игрушках план.
- В начале нужно рассказать о величине игрушки - большая или маленькая (последовательно выставляю модели); потом – какого цвета, затем – по форме, потом – из какого материала она сделана, из каких частей состоит., т. д. Что есть у каждой игрушки?
Закончить рассказ нужно о том, как вы будете играть с это игрушкой.
Описание игрушек по схеме
1.Цвет. В первом квадрате нарисовано 3-4 цветовых пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешения понятий цвет-форма.
2.Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не закрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, медведь, луноход и т. п.) , этот пункт в рассказах опускается, а соответственная часть схемы закрывается листом белой бумаги.
3.Величина. В квадрате нарисовано две окружности контрастной величины. Детям напоминают, что характеризуя величину предмета, кроме понятия «большой- маленький», надо использовать понятия «высокий- низкий», «длинный- короткий», «широкий- узкий», «толстый- тонкий» и т. п.
4.Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу и дерево.
5.Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик, то этот пункт в рассказах детей опускается, а на схеме закрывается листком белой бумаги. Причём закрывать нужно только на одном, двух занятиях, чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек.
6.Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приёмы расширения глагольного словаря детей.
Цель: Учить составлять описательный рассказ об игрушках по плану, предложенному воспитателем.
- А в магазине много игрушек, а чтобы знать какие, надо отгадать загадки.
6. Загадки о игрушках
Кто не ест душистый мед
И в берлоге не живет?
Не умеет он реветь.
Это — плюшевый...
 
Кирпичи возьмем цветные,
Сложим домики любые,
Даже цирк для публики.
Ведь у нас есть...
 
Рвутся вверх они, играют,
С тонкой нитки улетают.
Это радость детворы —
Разноцветные...
Соглашаются поиграть.
Проходят в магазин игрушек.
Ответы детей.
А у меня машина грузовая..А моя машина синего цвета…
Снежок, пушок, вата.
Бусинки – пуговки.
Огоньки, фонарики.
Соглашаются поиграть.
Дети описывают игрушки по плану.
Дети отгадывают загадки.
…медведь
…кубики
…шары
Рефлексивно-
корригирующий
- Ребята, а вам понравилось в магазине?
- Давайте скажем мячику «рахмет»!
- А теперь он приглашает вас поиграть. Поиграем?
Игра «Мой веселый, звонкий мяч»
Мой веселый, звонкий мячТы куда пустился вскачь?Желтый, белый, голубой,Не убегай от меня, постой! Отвечают.
Говорят.
Соглашаются поиграть.
Играют с мячиком.
Ожидаемый результат:
Знать:- способ построения предложения; простого рассказа по плану.
Иметь:- представление о описательном рассказе;
- использовать прилагательные и сравнения в рассказе.
Уметь:- составлять описательный рассказ об игрушках по образцу воспитателя;
- уметь называть предмет, его признаки и действия с ним.