Технологическая карта урока по литературному чтению (обучение чтению) на тему: СОГЛАСНЫЙ ЗВУК (Ч’), БУКВА Ч. (1 класс) Школа 2100


Дата:
Литературное чтение. Обучение чтению
Тема урока: Согласный звук ч’, буква ч.
Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления со звуком [ч’] и буквой ч, организации и проведения упражнений в чтении слогов и слов с изучаемой буквой, обучения распознаванию изучаемого звука в словах; способствовать формированию навыков сознательного чтения, развитию фонематического слуха, речи, памяти, логического мышления, расширению кругозора и словарного запаса учащихся; содействовать воспитанию чувства дружбы и товарищества
Планируемые образовательные
результаты Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные: познакомиться со звуком [ч’], буквой ч; читать слова, предложения, тексты.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
• познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;
• регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Образовательные ресурсы презентация, кассы букв, загадки, мозаика, листочки для букв, кисточки и баночка, табличка, буква для буквенной ленты, звуковичок, тексты для дополнительного чтения
Ход урока
Этапы урока Формы,методы,методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формыконтроля
осуществляемыедействия формируемыеумения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока Фронтальная, индивидуальная; словарный метод – рассказ; практический метод – практическая работа Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учащиеся проверяют готовность к уроку.
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей! Встаньте ровно, ножки вместе.Подтянитесь, улыбнитесь И тихонько все садитесь. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок Индивидуальная. Проверка готовности к уроку (наличие необходимых на уроке школьных принадлежностей и их состояние: учебник и тетрадь для печатания в обложке с закладкой, мягкий ластик,
остро отточенные карандаши)
II. Объявление темы и целей Фронтальная; словарный метод – рассказ – Ребята, отгадайте загадку.
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый…(Чебурашка).
Просмотр мультфильма. ( слайд 3)
-Почему удивился крокодил Гена? Что посоветовал он Чебурашке?
– И вот Чебурашка пришёл к нам на урок учиться вот с таким человечком.( слайд 4)
- Как вы думаете, ребята, какой у нас будет урок : повторения изученного или открытия новых знаний?
- Подумайте, что мы сегодня будем открывать.
- Что необычного вы заметили у схемы - человечка?
-Ребята, этим знаком схема - человечек хочет вас предупредить, что она представляет особенный, необычный звук, который отличается от других уже изученных вами звуков. Какой у вас возникает вопрос?
- Правильно! Вот это нам и предстоит сегодня открыть.
– Но сначала сделаем зарядку от Чебурашки для артикуляционного аппарата.
«Чищу зубки» (Приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней и внешней сторон, двигая языком влево, вправо. Тоже делаем с нижними зубками).
– Произнесем звуки:
Едет мотоцикл (дррр)Кони храпят (хррр)Вороны кричат (кар)Собаки рычат (ррр). Внимательно слушают
неоформленная
схема - человечка с !
чем новый звук отличается от других звуков Осознают и принимают учебную задачу III. Повторение изученного материала.
Фронтальная; словарные методы – рассказ;
практический метод – практическая работа –– С каким звуком познакомились на прошлом уроке?
– В чём его особенность?
– Какие ещё согласные звуки не имеют пару по твёрдости-мягкости?
- А как вы думаете, ребята, есть ли ещё такие звуки в русском языке?
(й,)всегда мягкий
ж, ш
Осуществляют логические действия анализа, синтеза. IV. Изучение нового материала. Фронтальная; прак-
тические методы – - У Чебурашки есть для вас картинки. Назовите их. Как вы думайте, что общего у всех этих слов? ( слайд 5) Во всех словах есть звук [ч׳]. Осуществляют логические действия анали- 1. Выделение звука. практическая работа, упражнение; индивидуальная;
словарные методы – рассказ, беседа; коллективная; работа в парах.
Снятие утомления и напряжения. - Давайте произнесем еще раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.
– Можно ли его спеть?
– Как называются звуки, при произношении которых воздух встречает приграду? (согласные звуки)
- Значит звук [ч’] - согласный.
– А теперь положим руку на шейку, и еще раз произнесем звук [ч’] . Определите звонкий он или глухой? ( Звук [ч’] глухой.)
– Давайте произнесем звук [ч’] сначала твёрдо, а затем мягко.
- Есть отличия? (Нет)
– Как произносится новый звук? (Только мягко)
– Запомните, ребята: звук [ч’] – всегда мягкий.
- Как чикают ножницы? (чик, чик, чик).
- Так говорят, когда просят помолчать (чччч - жест).
- Ещё, ребята, звук [ч’] - шипящий!
– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук, шипящий.)
- Ребята, помогите Чебурашке записать схему слова мяч. ( слайд 6) Чик-чик.
в тетрадях для печатания и на доске за, синтеза.
Выполняют звукобуквенный анализ слова.
Дают характеристику изучаемому звуку. Индивидуальная. Выполнение звукобуквенного анализа слова.
2. Знакомство с буквой.
Динамический момент – Кто знает, какой буквой на письме обозначается этот звук?
- Можно ли догадаться, какая тема урока?
- Это буква Ч печатная большая, это печатная маленькая.
- Они похожи, чем отличаются?
- Найдите в своих кассах, где живёт буква Ч.
- А чтобы Чебурашка лучше запомнил эту букву, ребята 1 ряда сконструирют букву Ч из мозаики (работа в парах), 2 ряд - выщипает из листочка, 3 ряд - напишет мокрой кисточкой на доске.
- Ребята, покажите Чебурашке ваши работы.
-Игра «Раз- два, повернись, и в букву «Ч» превратись!»
Дети встают и показывают пантомимою букву «ч».
– На что похожа буква ч?
Да, вы правильно решили:
«Ч» мы пишем, как «четыре».
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
В. Степанов( слайд 7)
Буква «Ч» танцует с нами,
Будто стульчик вверх ногами. ( слайд 8)
Первой букве
В слове «чтение» –
Букве «Ч»
Мое почтение! Е. Тарлапан ( слайд 9) буквой Ч (табличка на доске) Осуществляют логические операции анализа, синтеза, сравнения. 3. Работа по учебнику, с. 132:
• Постановка учебной задачи. Физминутка– Рассмотрите звуковичка.
– Как мы его оденем?
– Но впереди нас ждёт ещё открытие!
- А сейчас для вас и Чебурашки урок от тётушки Совы. Слушайте внимательно.( слайд 10)
- Какие слова со звуком [ч’] вы услышали? ( луч, туча, мяч, ключ, кирпич, врач, ча-ча, стучать, ворчали, вечер, кричу, причина, кончать, чинно.)
-А как вы думаете, ребята, почему соседи ворчали?( мальчик мешал) Нельзя шуметь и мешать соседям. Вот и мы с вами тихонечко, чтобы никому не мешать отдохнём. (Просмотр видеофрагмента из серии: обучающая программа для детей «Уроки тётушки Совы» Азбука – малышка)
Дают характеристику звуку, обозначают звук соответствующим цветом. • Чтение слогов. На доске:
наглядность -Прочитайте слоги хором. Почему слоги ча, чу выделены синим цветом?
- Это орфограммы и чтобы лучше их запомнить Чебурашка рассказал мне сказку, хотите её услышать?
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитали и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже всё обошла, уже нашла А и У, а Ю и Я всё никак не найдёт. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
- Подумаешь, обиделась! – сказала Я и Ю. – Всё равно без нас ей никуда. А как же тогда слова чашка, чудо, чай?
- А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
- Запомните!!! ЧА – пиши с А, ЧУ – пиши с У.( слайд 11)
- Прочитайте слоги шёпотом; радостно. (Звук (ч*) всегда мягкий, и мы можем по ошибке написать гласные (я) и (ю), которые указывают на мягкость.) Правильно выполняют упражнения для развития артикуляционного аппарата, чётко следуя инструкции учителя.
Выполняют упражнения физкультминутки согласно инструкции учителя. Индивидуальная. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики и физкультминутки согласно инструкции учителя.
• Чтение слов.
• Работа с группами однокоренных слов.
-Откройте буквари на с. 132 - 133.
– Прочитайте 1-й и 2-й столбики слов про себя.
– Прочитайте вслух слово, которое начинается со слога ча.
– Какая бывает чашка? (Кофейная, фарфоровая, чистая.)
– Прочитайте слово, которое начинается со слога чу.
– Кого называем чудаком? (Человека со странностями.)
– Прочитайте слово, где речь идёт о цвете сажи, угля.
– А когда говорят о предмете чистый? (Предмет очищен от грязи.)
– Какое по счёту это слово?
– А кого мы называем человеком?
– Прочитайте это слово так, как оно написано.
– Прочитайте про себя слова в столбиках третьего ряда.
– Что интересного заметили?
– Как называется горячий ароматный напиток, который любят все, а готовится он из вечнозелёного растения, листья которого высушены и специально обработаны?
– А где мы заварим чай? (В чайнике. Это слово второе.)
– Мы с вами уже пьём вкусный, ароматный чай. У нас с вами... Найдите подходящее по смыслу слово. (Чаепитие.)
– Много времени мы провели за чаепитием, а по-другому как сказать, что мы с вами делали? (Чаёвничали.)
- Что мы можем сказать про эти слова?
–Какое еще однокоренное слово спряталось к этой группе в последнем столбике?
– Прочитайте слово, где говорится о старинном сосуде в форме полушара. (Чаша.)
– А во множественном числе? (Чаши.)
– Это однокоренные слова или форма одного и того же слова?
– Когда мы говорим чашечка? (Когда называем наружный зелёный покров цветка или ласково называем любимую чашку – сосуд для питья.)
– Как образовалось слово чашечка? (При помощи суффикса -ечк-.)
– Придумайте предложение со словом чашечка.
– Где стоит слог ча? (В начале слова.)
– Что помним про слог ча?
Чтение 3–5-го столбиков в парах:
– Какое слово непонятно?
-Прочитайте слова 4 столбика.
– На какой вопрос отвечают все слова этого столбика?
– Когда мы говорим о человеке, что он отзывчивый? (Когда человек чуткий.)
– А когда говорим, что он не родной, не из своей семьи? (Когда человек чужой.)
– Объясните значение последнего слова. (Чумазый – это грязный, испачканный.)
– А когда мы употребляем слово чудесный? (Когда речь идёт про день. Или говорим о чём-то необычном, небывалом.)
– Какой слог вызовет затруднение при написании?
– Что мы помним про этот слог?
– Придумайте предложение с любым словом. (Чашка.)
(Чудак.)
(Чёрный.)
3
(Живое существо, обладающее даром мышления и речи.) (Все слова начинаются со слога ча. Есть слова однокоренные, близкие по смыслу.)
однокоренные
чаёк Владеют навыками плавного слогового чтения слов.
Имеют представление об однокоренных словах, графически обозначают корень. Имеют представление о словах, отвечающих на воп-
рос «какой?». Индивидуальная. Плавное слоговое чтение слов.
Физкультминутка - гимнастика для глаз "Чебурашка"( слайд 12) Знают правило написания буквосочетания ча.
Выполняют физкультминутку, чётко следуя инструкции учителя. Индивидуальная. Выполнение физкультминутки согласно инструкции учителя.
5. Работа с текстом учебника, с. 132.
• Предположения детей по заглавию текста.
• Чтение текста «Буква-почемучка».
• Самостоятельное чтение, ответ на вопрос. – Сегодня мы очень много узнали и рассказали Чебурашке о букве Ч. Но нам предстоит узнать ещё 1 тайну.
– Прочитайте название текста на с. 132, рассмотрите иллюстрацию и сделайте прогноз, какую букву и почему назвали почемучкой?
– Прочитайте самостоятельно текст вполголоса.
– Дал ли текст ответ на наш вопрос?
(Дополнительно: подчеркнуть слова с сочетаниями ча, чу) Читают заглавие текста.
Предполагают содержание текста.
Читают текст самостоятельно, отвечают на вопросы. Делают предположения о содержании текста.
Владеют навыками осознанного чтения текста. Индивидуальная. Осознанное и выразительное чтение текста.
• Чтение текста по абзацам. Вопросы по ходу чтения. 3) Перечитывание текста по абзацам.
1-й абзац.
– Что же странного в букве Ч? (Предположения детей.)
– Какие вопросы может задавать буква Ч?
– С какой интонацией надо прочитать это предложение?
– Чем интересны все эти вопросы? (В них есть буква Ч.)
2-й абзац.
– Какой звук слышим чаще других?
– Как надо прочитать слова буквы Ч? (Громко, с вопросительной интонацией и интонацией радости.)
3-й абзац.
– Кому надоедает буква Ч?
– Как меняется настроение у буквы? (Она обижается, затем размышляет и снова веселится.)
– Какая буква Ч? (Не умеет долго обижаться, любопытная, весёлая.)
– Не зря автор назвал её почемучкой?
– Какой вопрос задаёт текст? Дайте на него ответ. Владеют навыками выразительного чтения текста. Формулируют ответы на вопросы по содержанию прочитанного. 6. Творческая работа. - Ребята, придумайте продолжение истории про букву Ч. Не забывайте, что её зовут буква - почемучка. (работа в парах)
Проверка работы. Работают в парах. 7. Работа по учебнику, с. 133:
• Лексическая работа. -Ребята,прочитайте кто автор следующего произведения?
(показ фотографии писателя) (Слайд 13)
1) Работа до чтения.
– Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
– О ком пойдёт речь в стихотворении?
– Что она делает? Объясняют лексическое значение слов. • Работа с текстом
М. Успен-
ского. 2) Работа во время чтения.
а) Чтение 1-й строчки.
– О какой птице это стихотворение? (Чиж - это небольшая лесная птица, похожая на воробья, с серым оперением.) (Слайд 14)
– Почему чижик невежда? (Предположения детей.)
– Кого называют невеждой? (Того, кто не знает, не ведает чего-то. Это слово старинное.)
– А прочитайте в тексте, за что его назвали невеждой. (Не читает чудных книжек.)
– Прочитайте четверостишие до конца.
– Почему чижик не читает? (Предположения детей.)
– А как об этом сказано в тексте?
– Почему чижика называют чудаком?
– Какие слова из стихотворения подтвердят это? (Я читаю – он никак!) Формулируют ответы на вопросы. • Чтение текста самостоятельно. - Ребята, подготовьтесь к выразительному чтению.
Владеют навыками осознанного чтения текста.
Формулируют ответы на вопросы. Индивидуальная. Осознанное чтение текста.
• Выразительное чтение стихотворения Индивидуальная – Ребята, покажите Чебурашке как вы умеете выразительно читать.
3) Вопросы после чтения.
– Как герой стихотворения относится к птице?
– Важно ли для чижика уметь читать?
– А для рассказчика?
– Почему?
– Как вы думаете, кто же он, герой стихотворения? Читают текст выразительно Владеют навыками выразительного чтения текста Индивидуальная. Выразительное чтение текста
V. Итог урока. Рефлексия деятельности Фронтальная, индивидуальная; – Ребята, с какой буквой мы познакомились?
– Какие звуки обозначает буква Ч? (Один звук, всегда мягкий, глухой согласный шипящий звук [ч’].)
- Как вы думаете, в какой домик мы поселим букву Ч? (дети объясняют и прикрепляют карточку со звуком [ч’] в зелёный домик.
- Как пишутся буквосочетания ча - чу?
- Ребята, я и Чебурашка благодарим вас за урок словами, в которых есть буква Ч: (слайд 15)
Чудесно!
Очаровательно!
Умнички!
До встречи!
- А вам понравился урок? Поднимите руку те, у которых такое же настроение, как у этого Чебурашки.(1, 2, 3) (слайд 16)
- Спасибо за урок. Поблагодарите друг друга за работу аплодисментами.
Дополнительно:
– Хотите узнать, какой ответ дала книга чижику?
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен. Делают выводы и обобщения.
Индивидуальная. Анализ и самоанализ учебной деятельности
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Запомни: я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук