Технологическая карта урока русского языка по теме: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова 2 класс ФГОС Школа России
Технологическая карта урока русского языка во 2 «Б» классе
Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Цель: Создать условия для формирования знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце
Тип урока: урок обобщающего повторения
Задачи урока:
обучающие: - актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
формирование умения применять полученные знания на практике;
формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;
развивающие: - развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие слуховой и оперативной памяти;
развитие орфографической зоркости учащихся;
формирование познавательной мотивации;
воспитывающие: - воспитывать дисциплинированность, ответственность
- воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью;
- воспитывать любознательность;
воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества;
воспитание аккуратности при работе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать алгоритм проверки написания парных согласных звуков в конце слова;
- уметь применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
Метапредметные:
Познавательные:
-учить ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- учить выдвигать гипотезы, доказывать;
- учить в сотрудничестве с учителем формулировать учебные задачи, подводить итог урока.
Регулятивные:
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане,
- формировать умение оценивать правильность выполнения заданий;
- формировать умение оценивать себя;
- формировать умение осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные:
- формировать умение слышать, слушать и понимать партнера;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками:
- воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию,
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
- формировать умение договариваться.
Личностные:
- развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
- проявлять интерес к изучению темы урока.
Тип урока: урок обобщающего повторения
Форма урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Основные понятия: орфограмма, парные звонкие и глухие согласные.
Ресурсы:
Информационные: Программа: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; авторская программа учебного курса по русскому языку (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий ) УМК «Школа России»
Учебник: В.П. Канакина , В.Г. Горецкий . Русский язык . 2 класс. В 2 частях. Часть 2.
Технические:
Средства ТСО: мультимедийный видеопроектор
Наглядность: карточки с заданиями,набор магнитных букв, раздаточный материал (светофоры, снежинки с заданиями).
Технологические: интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и элементами здоровьесбережения
использование медиа-ресурсов как источника информации;
компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;
работа с выделением проблемы от заданного действия;
технологии сохранения и стимулирования здоровья (физ.минутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика)
Основные понятия: орфограмма, парные звонкие и глухие согласные.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1.Мотивацион-ный ( 5 мин)
- Создание комфортной обстановки для восприятия содержания урока.
- Прозвенел звонок. Начинается урок.
Сначала сядьте те, чьё имя начинается с гласного звука, а затем те, чьи имена начинаются с согласного звука.
- Я рада, что в этот необыкновенно красивый зимний день мы снова собрались все на урок русского языка.
- Сегодня урок будет особенным. Пусть он пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных головках.
- Продолжите, пожалуйста, предложение:
Сегодня я пришел на урок русского языка для того, чтобы
- Сегодня , ребята. мы с вами отправимся в сказку.
А героем нашей сказки будетугадайте кто?
На деревьях бахрома,
В белом инее дома.
Это значит разгулялась
Наша русская ....
-Верно, это зима. Итак, отправляемся в сказку. Слайд
Нас встречает зимний лес.
Он стоит, как белый терем.
Полный сказок и чудес.
Солнце брызнуло сквозь ветки
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру.
- Обратите внимание на замечательный зимний пейзаж .
- А какие чувства он у вас вызывает ?
- Но лес этот, ребята, не только красивый, а ещё и волшебный. Он приготовил для вас много интересных заданий. Для того, чтобы справиться с этими заданиями вам понадобятся ваши знания.
Настраивается на активную работу на уроке.
Предполагаемые ответы детей:
- Научиться правильно выражать свои мысли,
-давать полные ответы,
- узнать новые правила и научиться их применять
-научиться грамотно и красиво писать.
Дети называют отгадку (зима)
Дети любуются зимним пейзажем.
Предполагаемые ответы детей:
- Любви, покоя, красоты, восхищения, радости, умиротворения.
2. Целевой
(2 мин)
Актуализация тематики урока через постановку проблемного вопроса.
Постановка учащимися цели и задач урока в «сопровождении» учителя.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
-Просигнальте, кто готов работать дальше.
- Внимание на доску. Здесь разбросаны буквы.
- Что вы можете о них сказать?
- На какие две группы их можно разделить?
- Составьте из них пары. Иди к доске..
Б Д В Ж З Г
П Т Ф Ш С К
– Итак, на доске пары букв. Давайте попробуем произнести звуки, которые они обозначают. Приложите ладошки к горлышку.
- Что вы заметили?
- Какой можно сделать вывод?
-Запишите эти пары букв в тетрадь, соединяя друг с другом. Отрабатываем верхнее соединение.
Учитель следит за осанкой.
Сижу красиво
Пишу красиво
- Не торопитесь, выводите каждую букву.
- Хочется похвалить за осанку.
-Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните ту пару букв, которая у вас получилась красивее, лучше всего. Запомните и старайтесь так писать всегда.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Слайд
- Внимание! На доске слова с пропущенными буквами
Улца, ягда, ин..й, мес.ц, м.дведь...
-Какие это слова?
- Запишите их, вставляя пропущенные буквы.( по одному) Проговаривая только по слогам. Ударение.
-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв Почему?
– Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Объясни.
– Какая ещё орфограмма есть в этом слове?
- Сколько пар согл вы знаете?
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Послушайте стихотворение:
В нашем русском языке“Ходят парами” бэ-пэвэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.Эти пары у людей вызывают интерес.Часто “хитрые подружки”Подменить хотят друг дружку.Как узнать писать какую –Эту букву иль другую?Предстоит сегодня вамВсе расставить по местам.
- Давайте определим цели нашего урока?
- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока? Полным ответом.
- А точнее хором с доски
Дети начинают работу в тетради
( записывают число, кл. работа)
Предполагаемые ответы детей:
- эти буквы обозначают парные согл. звуки
- звонкие и глухие
- при произнесении звонких согласных голосовые связки напрягаются, происходит вибрация
- Звонкие согл произносятся с голосом и шумом, а глухие согласные состоят только из шума.)
- В произнесении звонких согласных участвует голос и шум. А при произнесении глухих- только шум
Минутка чистописания
Предполагаемые ответы детей:
- словарные
-ягода, т.к. буква я в начале слова обозначает 2 зв.
-медведь, т.к. буква ь звуков не обозначает.
- парная согл. на конце слова
- 6
Предполагаемые ответы детей:
- мы будем учиться проверять слова с парными согласными на конце слова
- Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.
3.Практиче- ский (25 мин)
(проверка усвоения нового учебного материала + применение знаний в измененной ситуации)
- Итак, мы с вами отправимся в «Сказку парных согласных звуков».
А теперь слушайте сказку. Слайд
-Живёт себе Зимушка, живёт, не тужит. Землю лёгким пуховым одеялом укутывает, согревает. Деревья в белоснежные одежды наряжает: чистые, сверкающие. Развешивает бахрому на ветви елей. Создаёт покой и уют в лесном царстве. (Слайды?)
-Но не ходит Зима одна, с ней её верные помощники . Угадайте, кто они.
- Возьмите в руки вееры
Белое покрывало
Землю покрывало
Солнце припекло
Одеяло утекло(Снег)
Как по зеркалу качусь,
На коньках кручусь-верчусь,
Разгонюсь, как самолёт -
Под ногами что же? (Лед)
Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Сделайте вывод: Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно.
Придумайте предложение с одним из слов.( выслушать разные варианты ответов)
- Запишите предложение: На реке треснул лёд.
- Подчеркните главные члены предложения.
-Это предложение распространённое или нераспр.? Докажи.
Самостоятельная работа.
Работа с классом (связь с жизнью)
Правила поведения на льду. Слайд
- На реке треснул лёд. А ведь это может быть опасно.
- Давайте вспомним правила поведения на льду.
- Молодцы, ребята, запомните эти правила и всегда их выполняйте.
Проверка работы на доске ( 1 вариант проверяет у одного ученика, а 2 - у другого)
Дополнительные вопросы :
- Почему в слове лёд слышится звук т?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать парный согл. на конце слова?
Физминутка Слайд
- А теперь все тихо сели
- На меня все посмотрели
Работа с учебником
- Отправляемся в нашу сказку дальше
-Зимушка приготовила для вас предложения, но разгулялась метель и все слова рассыпались, перепутались. Поможем Зимушке собрать их!
Найдите упр 38. Прочитай, .., задание.
- Кто составил предложение?
Комментирует с места
Учитель следит за осанкой
- О ком идёт речь в этом предл?
- Кто это? Слайд
А теперь послушайте стихотворение, которое прочитает . и ответьте на вопрос:
-О ком идёт речь в этом стихотворении?
– Я знаком с одним моржом.
Ест он кашу, пьет боржом,
Очень любит эскимо,
Вместе ходим мы в кино.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковин Боря,
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.
- Так о ком идет речь в стихотворении?
- Как его называет автор стихотворения?
- Кто такой морж?
Слайд
– Что вы можете сказать об этом слове?
- Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его?
Продолжите фразу
-Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно.
- Послушайте, как звучит это правило в стихотворном виде.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг!
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
-Повторите последние строчки .
Гимнастика для глаз
-Руки на колени, расслабьтесь
Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием офтальмотренажёра и схемы для глаз.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Работа с текстом Слайд
- Внимание на слайд. Зимушка приготовила для вас текст. Но он заколдованный , замороженный . В нём есть пропущенные буквы и не расставлены границы предложений. Давайте исправим ошибки
Что такое предложение? Как пишутся предл? Что может стоять в конце предл?
- иди к доске, ., исправь ошибки.
Зимний лес
Ле оделся в зимний наря. Сне.. укутал деревья ду надел пушистый шар.
в нём не страшен моро.
- Сколько предложений в этом тексте?
.выпишет слова с п/с из 1 предл. .- из 3 предл., подбирая провер слова.
2 предлож. комментирует у доски .
Пальчиковая гимнастика ( мы повесили замок)Руки ! На месте. И т.д.
Завели как- то, Мороз и Холод спор: кто знает больше слов с парной согласной на конце.
-Давайте поможете нашим героям!
Игра "Цепочка слов" Возьмём в помощь веер парных согласных. Будем придумывать слова с п.с. на конце. Я назову слово . Вы должны молча применить правило, показать букву, на которую заканчивается это слово и придумать своё.
Например: Зуб – бант-танк- карандаш- шарф- флаг-год- друг-гараж-жираф.
-Вот вы и справились ещё с заданием. Помогли нашим героям.
-Каким правилом вы пользовались?
Дети называют отгадки и , с помощью веера, показывают букву, которую нужно писать на конце этого слова.
Доказывают, подбирая проверочные слова.
Учатся решать проблему, доказывать, объяснять, слушать, делать выводы.
Предполагаемые ответы детей:
- Мороз –морозы, нет мороза, морозец, день (какой?) морозный.
Предполагаемые ответы детей:
- нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или звук н.
Предполагаемые ответы детей:
Ударил сильный мороз. Снег укрыл землю. Мороз нарисовал узоры на окне. На реке треснул лёд.
Один ученик пишет с комментированием у доски, а другой подчёркивает главные члены предложения.
Предполагаемые ответы детей:
- распространённое
- т.к. кроме главных членов предложения есть второстепенные.
2 ученика самостоятельно у доски выполняют звуко-буквенный анализ слов: лёд,снег.
Предполагаемые ответы детей:
-Тонкий лёд не прочен.
- Лыжник при переходе водоёма должен пользоваться лыжнёй
- Нельзя играть на крутом берегу.
Предполагаемые ответы детей:
- парные согл. на конце слова оглушаются
Дети повторяют правило хором, по одному.
Под музыку выполняют движения вместе со снеговиками на видео.
Дети работают с упр 38, составляют из слов предложение и записывают с комментированием с места.
Предполагаемые ответы детей:
- о морже
-морское животное
Предполагаемые ответы детей:
- о мальчике
- морж
-морж – человек, который не боится холода, закаляется, купается зимой.
- оно многозначное
- на конце слова морж парная согласная ж, которую надо проверять словом моржи.
Дети проговаривают правило хором, по рядам, по одному.
Делают вывод:
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Дети под приятную музыку выполняют упражнения для глаз
Дети работают с веерами
- Чтобы проверить парный согл на конце слова, нужно.
4. Контрольно-оценочный
(по ФГОС – контроль и самоконтроль знаний)
Комментирова-ние и выставление оценок за урок
Оцените свою работу с помощью светофора
- если вы легко справились с этим заданием- покажите зленый СИГНАЛ.
- если вы испытывали затруднения – красный СИГНАЛ.
Спасибо.
-Поздравляю, вы справились еще с один заданием Зимы
-Снегопады и морозы чередуются оттепелями. Снег становится чуть влажным и липким. Замечательный материал для снежков, снежных скульптур. Вот и ВЕСЁЛЫЙ СНЕГОВИК не заставил себя долго ждать. Явился к вам с заданием.
- Запишите только те слова, написание парных согласных в которых нужно проверять.
Лес, завод, тетради, столб, морковный, берег, город, урожай.
Обменяйтесь тетрадями и сверьте с образцом.
Слайд смайлик (1-нет ошибок, 2- одна ош, 3- надо постараться)
Оценки ( комментировать)
- за ответы на уроке.
- были активны, давали полные ответы:
- грамотно комментировали предложения, объясняли все орфограммы
- Приготовьте дневники
Самопроверка и оценка своих знаний с помощью светофора.
Ваимопроверка
5.Этап подведения итогов урока.
9. Обобщение
-Наш урок – сказка подходит к концу. Помните: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам - урок» Предлагаю показать Зимушке, что наш урок прошел не зря, что мы не только раскрыли секреты парных согласных, но и научились ими пользоваться.
- Как называется орфограмма , над которой мы работали?
- Как проверить парную согл на конце слова?
Дети отвечают на вопросы и подводят итоги с помощью учителя
6.Рефлексия
- Давайте вспомним свои впечатления от урока: Слайд
- На уроке:
Я чувствовал себя
Я работал с . настроением.
Я испытывал затруднения...
Что бы ты хотел рассказать другу, которого не было на уроке?
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
7.Информа-ция о д/з.
-- И последний сюрприз от зимы:
Разгулялся ветер, и с неба посыпались ажурные снежинки. Они кружатся в воздухе и медленно падают на ваши парты - одна красивее другой..
Возьмите их в руки. А снежинки эти не простые, а с заданием.
- Большая снежинка – это трудное задание. Нужно восстановить деформированные предложения и вставить пропущенные буквы.
- Снежинка поменьше – задание легче. Нужно списать текст, вставить пропущенную парную согласную.
Работу выполнять будете в тетрадях.
-Оцените свои силы и покажите каждый, какое задание вы выбрали.
- Я очень рада, что многие из вас трудностей не боятся.
- Большое спасибо. Урок окончен . Слайд
Дети самостоятельно выбирают себе задание на дом, оценивая свои возможности.
15