Технологическая карта урока русского языка по теме: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова 2 класс ФГОС Школа России

Технологическая карта урока русского языка во 2 «Б» классе
Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Цель: Создать условия для формирования знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце
Тип урока: урок обобщающего повторения
Задачи урока:
обучающие: - актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
формирование умения применять полученные знания на практике;
формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;
развивающие: - развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие слуховой и оперативной памяти;
развитие орфографической зоркости учащихся;
формирование познавательной мотивации;
воспитывающие: - воспитывать дисциплинированность, ответственность
- воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью;
- воспитывать любознательность;
воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества;
воспитание аккуратности при работе.

Планируемые результаты:
Предметные:

- знать алгоритм проверки написания парных согласных звуков в конце слова;
- уметь применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;






Метапредметные:
Познавательные: 
-учить ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- учить выдвигать гипотезы, доказывать;
- учить в сотрудничестве с учителем формулировать учебные задачи, подводить итог урока.
Регулятивные:
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане,
- формировать умение оценивать правильность выполнения заданий;
- формировать умение оценивать себя;
- формировать умение осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные: 
- формировать умение слышать, слушать и понимать партнера;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками:
- воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию,
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
- формировать умение договариваться.
Личностные:
- развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
- проявлять интерес к изучению темы урока.

Тип урока: урок обобщающего повторения
Форма урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Основные понятия: орфограмма, парные звонкие и глухие согласные.
Ресурсы:
Информационные: Программа: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; авторская программа учебного курса по русскому языку (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий ) УМК «Школа России»
Учебник: В.П. Канакина , В.Г. Горецкий . Русский язык . 2 класс. В 2 частях. Часть 2.
Технические:
Средства ТСО: мультимедийный видеопроектор
Наглядность: карточки с заданиями,набор магнитных букв, раздаточный материал (светофоры, снежинки с заданиями).
Технологические:  интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и элементами здоровьесбережения
использование медиа-ресурсов как источника информации;
компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;
работа с выделением проблемы от заданного действия;
технологии сохранения и стимулирования здоровья (физ.минутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика)
Основные понятия: орфограмма, парные звонкие и глухие согласные.


Этапы урока
Деятельность учителя

Деятельность учащегося


1.Мотивацион-ный ( 5 мин)




- Создание комфортной обстановки для восприятия содержания урока.
- Прозвенел звонок. Начинается урок.
Сначала сядьте те, чьё имя начинается с гласного звука, а затем те, чьи имена начинаются с согласного звука.

-  Я рада, что в этот необыкновенно красивый зимний день мы снова собрались все на урок русского языка.
-  Сегодня урок будет особенным.   Пусть он пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных головках.

- Продолжите, пожалуйста, предложение:
Сегодня я пришел на урок русского языка для того, чтобы



- Сегодня , ребята. мы с вами отправимся в сказку.
А героем нашей сказки будетугадайте кто?

На деревьях бахрома,
В белом инее дома.
Это значит разгулялась
Наша русская ....

-Верно, это зима. Итак, отправляемся в сказку. Слайд
        Нас встречает зимний лес.
        Он стоит, как белый терем.          
        Полный сказок и чудес.

        Солнце брызнуло сквозь ветки
        И по снежному ковру
        Вмиг рассыпались монетки
        Серебром по серебру.

- Обратите внимание на замечательный зимний пейзаж .


- А какие чувства он у вас вызывает ?



- Но лес этот, ребята, не только красивый, а ещё и волшебный. Он приготовил для вас много интересных заданий. Для того, чтобы справиться с этими заданиями вам понадобятся ваши знания.

Настраивается на активную работу на уроке.











Предполагаемые ответы детей:
  - Научиться правильно выражать свои мысли,
-давать полные ответы,
- узнать новые правила и научиться их применять
-научиться грамотно и красиво писать.





Дети называют отгадку (зима)







Дети любуются зимним пейзажем.




Предполагаемые ответы детей:
- Любви, покоя, красоты, восхищения, радости, умиротворения.


2. Целевой
(2 мин)



Актуализация тематики урока через постановку проблемного вопроса.
Постановка учащимися цели и задач урока в «сопровождении» учителя.







- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
-Просигнальте, кто готов работать дальше.

- Внимание на доску. Здесь разбросаны буквы.
- Что вы можете о них сказать?



- На какие две группы их можно разделить?
- Составьте из них пары. Иди к доске..

Б Д В Ж З Г
П Т Ф Ш С К



– Итак, на доске пары букв. Давайте попробуем произнести звуки, которые они обозначают. Приложите ладошки к горлышку.

- Что вы заметили?







- Какой можно сделать вывод?









-Запишите эти пары букв в тетрадь, соединяя друг с другом. Отрабатываем верхнее соединение.
Учитель следит за осанкой.
Сижу красиво
Пишу красиво

- Не торопитесь, выводите каждую букву.
- Хочется похвалить за осанку.
-Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните ту пару букв, которая у вас получилась красивее, лучше всего. Запомните и старайтесь так писать всегда.


СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Слайд
- Внимание! На доске слова с пропущенными буквами
Улца, ягда, ин..й, мес.ц, м.дведь...
-Какие это слова?
- Запишите их, вставляя пропущенные буквы.( по одному) Проговаривая только по слогам. Ударение.
-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв Почему?
– Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Объясни.




– Какая ещё орфограмма есть в этом слове?
- Сколько пар согл вы знаете?


САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Послушайте стихотворение:
В нашем русском языке “Ходят парами” бэ-пэ вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс. Эти пары у людей вызывают интерес. Часто “хитрые подружки” Подменить хотят друг дружку. Как узнать писать какую – Эту букву иль другую? Предстоит сегодня вам Все расставить по местам.
- Давайте определим цели нашего урока?

- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока? Полным ответом.


- А точнее хором с доски



Дети начинают работу в тетради
( записывают число, кл. работа)

Предполагаемые ответы детей:
- эти буквы обозначают парные согл. звуки

- звонкие и глухие










- при произнесении звонких согласных голосовые связки напрягаются, происходит вибрация





- Звонкие согл произносятся с голосом и шумом, а глухие согласные состоят только из шума.)
- В произнесении звонких согласных участвует голос и шум. А при произнесении глухих- только шум





Минутка чистописания










Предполагаемые ответы детей:
- словарные


-ягода, т.к. буква я в начале слова обозначает 2 зв.
-медведь, т.к. буква ь звуков не обозначает.

- парная согл. на конце слова
- 6












Предполагаемые ответы детей:

- мы будем учиться проверять слова с парными согласными на конце слова

- Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.


3.Практиче- ский (25 мин)

(проверка усвоения нового учебного материала + применение знаний в измененной ситуации)




- Итак, мы с вами отправимся в «Сказку парных согласных звуков».
  А теперь слушайте сказку. Слайд
-Живёт себе Зимушка, живёт,  не тужит. Землю лёгким пуховым одеялом укутывает, согревает. Деревья в белоснежные одежды наряжает: чистые, сверкающие. Развешивает бахрому на ветви елей. Создаёт покой и уют в лесном царстве. (Слайды?)
-Но не ходит Зима одна, с ней её верные помощники . Угадайте, кто они.
- Возьмите в руки вееры

Белое покрывало
Землю покрывало
Солнце припекло
Одеяло утекло(Снег)

 Как по зеркалу качусь,
На коньках кручусь-верчусь,
Разгонюсь, как самолёт -
Под ногами что же? (Лед)

Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Сделайте вывод: Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно.




Придумайте предложение с одним из слов.( выслушать разные варианты ответов)








- Запишите предложение: На реке треснул лёд.

- Подчеркните главные члены предложения.


-Это предложение распространённое или нераспр.? Докажи.




Самостоятельная работа.


Работа с классом (связь с жизнью)

Правила поведения на льду. Слайд

- На реке треснул лёд. А ведь это может быть опасно.
- Давайте вспомним правила поведения на льду.



- Молодцы, ребята, запомните эти правила и всегда их выполняйте.


Проверка работы на доске ( 1 вариант проверяет у одного ученика, а 2 - у другого)

Дополнительные вопросы :
- Почему в слове лёд слышится звук т?

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать парный согл. на конце слова?
Физминутка Слайд
- А теперь все тихо сели
- На меня все посмотрели

Работа с учебником
- Отправляемся в нашу сказку дальше
-Зимушка приготовила для вас предложения, но разгулялась метель и все слова рассыпались, перепутались. Поможем Зимушке собрать их!
Найдите упр 38. Прочитай, .., задание.
- Кто составил предложение?
Комментирует с места
Учитель следит за осанкой
- О ком идёт речь в этом предл?
- Кто это? Слайд
А теперь послушайте стихотворение, которое прочитает . и ответьте на вопрос:
-О ком идёт речь в этом стихотворении?
– Я знаком с одним моржом.
Ест он кашу, пьет боржом,
Очень любит эскимо,
Вместе ходим мы в кино.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковин Боря,
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.

- Так о ком идет речь в стихотворении?

- Как его называет автор стихотворения?
- Кто такой морж?
Слайд
– Что вы можете сказать об этом слове?
- Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его?


Продолжите фразу
-Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно.

- Послушайте, как звучит это правило в стихотворном виде.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг!
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!

-Повторите последние строчки .
Гимнастика для глаз
-Руки на колени, расслабьтесь
Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием офтальмотренажёра и схемы для глаз.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Работа с текстом Слайд
- Внимание на слайд. Зимушка приготовила для вас текст. Но он заколдованный , замороженный . В нём есть пропущенные буквы и не расставлены границы предложений. Давайте исправим ошибки
Что такое предложение? Как пишутся предл? Что может стоять в конце предл?
- иди к доске, ., исправь ошибки.
Зимний лес
Ле оделся в зимний наря. Сне.. укутал деревья ду надел пушистый шар.
в нём не страшен моро.
- Сколько предложений в этом тексте?
.выпишет слова с п/с из 1 предл. .- из 3 предл., подбирая провер слова.
2 предлож. комментирует у доски .
Пальчиковая гимнастика ( мы повесили замок)Руки ! На месте. И т.д.
Завели как- то, Мороз и Холод спор: кто знает больше слов с парной согласной на конце.
-Давайте поможете нашим героям!


Игра "Цепочка слов" Возьмём в помощь веер парных согласных. Будем придумывать слова с п.с. на конце. Я назову слово . Вы должны молча применить правило, показать букву, на которую заканчивается это слово и придумать своё.
Например: Зуб – бант-танк- карандаш- шарф- флаг-год- друг-гараж-жираф.


-Вот вы и справились ещё с заданием. Помогли нашим героям.
-Каким правилом вы пользовались?











Дети называют отгадки и , с помощью веера, показывают букву, которую нужно писать на конце этого слова.

Доказывают, подбирая проверочные слова.

Учатся решать проблему, доказывать, объяснять, слушать, делать выводы.




Предполагаемые ответы детей:
- Мороз –морозы, нет мороза, морозец, день (какой?) морозный.

Предполагаемые ответы детей:
- нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или звук н.



Предполагаемые ответы детей:
Ударил сильный мороз. Снег укрыл землю. Мороз нарисовал узоры на окне. На реке треснул лёд.

Один ученик пишет с комментированием у доски, а другой подчёркивает главные члены предложения.

Предполагаемые ответы детей:
- распространённое
- т.к. кроме главных членов предложения есть второстепенные.





2 ученика самостоятельно у доски выполняют звуко-буквенный анализ слов: лёд,снег.



Предполагаемые ответы детей:
-Тонкий лёд не прочен.
- Лыжник при переходе водоёма должен пользоваться лыжнёй
- Нельзя играть на крутом берегу.




Предполагаемые ответы детей:

- парные согл. на конце слова оглушаются

Дети повторяют правило хором, по одному.
Под музыку выполняют движения вместе со снеговиками на видео.






Дети работают с упр 38, составляют из слов предложение и записывают с комментированием с места.

Предполагаемые ответы детей:
- о морже
-морское животное












Предполагаемые ответы детей:
- о мальчике
- морж
-морж – человек, который не боится холода, закаляется, купается зимой.
- оно многозначное
- на конце слова морж парная согласная ж, которую надо проверять словом моржи.


Дети проговаривают правило хором, по рядам, по одному.


Делают вывод:
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!

Дети под приятную музыку выполняют упражнения для глаз





































Дети работают с веерами








- Чтобы проверить парный согл на конце слова, нужно.



4. Контрольно-оценочный
(по ФГОС – контроль и самоконтроль знаний)

Комментирова-ние и выставление оценок за урок



















Оцените свою работу с помощью светофора
- если вы легко справились с этим заданием- покажите зленый СИГНАЛ.
- если вы испытывали затруднения – красный СИГНАЛ.

Спасибо.
-Поздравляю, вы справились еще с один заданием Зимы

-Снегопады и морозы чередуются оттепелями. Снег становится чуть влажным и липким. Замечательный материал для снежков, снежных скульптур. Вот и ВЕСЁЛЫЙ СНЕГОВИК не заставил себя долго ждать. Явился к вам с заданием.

- Запишите только те слова, написание парных согласных в которых нужно проверять.
Лес, завод, тетради, столб, морковный, берег, город, урожай.
Обменяйтесь тетрадями и сверьте с образцом.
Слайд смайлик (1-нет ошибок, 2- одна ош, 3- надо постараться)


Оценки ( комментировать)
- за ответы на уроке.
- были активны, давали полные ответы:
- грамотно комментировали предложения, объясняли все орфограммы
- Приготовьте дневники
Самопроверка и оценка своих знаний с помощью светофора.












Ваимопроверка

5.Этап подведения итогов урока.


9. Обобщение
-Наш урок – сказка подходит к концу. Помните: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам - урок» Предлагаю показать Зимушке, что наш урок прошел не зря, что мы не только раскрыли секреты парных согласных, но и научились ими пользоваться.
- Как называется орфограмма , над которой мы работали?
- Как проверить парную согл на конце слова?







Дети отвечают на вопросы и подводят итоги с помощью учителя


6.Рефлексия
- Давайте вспомним свои впечатления от урока: Слайд
- На уроке:
Я чувствовал себя
Я работал с . настроением.
Я испытывал затруднения...
Что бы ты хотел рассказать другу, которого не было на уроке?

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.


7.Информа-ция о д/з.
-- И последний сюрприз от зимы:
Разгулялся ветер, и с неба посыпались ажурные снежинки. Они кружатся в воздухе и медленно падают на ваши парты - одна красивее другой..
Возьмите их в руки. А снежинки эти не простые, а с заданием.
- Большая снежинка – это трудное задание. Нужно восстановить деформированные предложения и вставить пропущенные буквы.
- Снежинка поменьше – задание легче. Нужно списать текст, вставить пропущенную парную согласную.

Работу выполнять будете в тетрадях.

-Оцените свои силы и покажите каждый, какое задание вы выбрали.
- Я очень рада, что многие из вас трудностей не боятся.

- Большое спасибо. Урок окончен . Слайд


Дети самостоятельно выбирают себе задание на дом, оценивая свои возможности.












15