Особенности оценивания процесса обучения и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральные подмостки» в ДМТ «Весёлые человечки»
Доклад
Особенности оценивания процесса обучения и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральные подмостки» в ДМТ «Весёлые человечки»
Беднова Е.А., Маслова Г.А., Завьялова Л.В.
Дополнительное образование в современных условиях стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Однако при этом нельзя не признавать также возрастающие запросы общества, требующие новых инновационных форм и методов подхода к обучению.
Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки: исполнительские, актёрские, педагогические.
Сегодня педагогический коллектив все больше направлен на получение качественного ожидаемого результата, на поиск тех психолого-педагогических форм и методов, которые позволяют выявлять результаты развития ребенка в ходе реализации образовательных программ различных видов творческой деятельности.
Очень важно для педагога зафиксировать результаты мониторинга образовательной деятельности воспитанника. Ведь анализировать можно только, то, что зафиксировано. Анализ результатов мониторинга образовательной деятельности детского объединения определяет перспективы на будущее. Анализ результатов мониторинга становиться для педагогов источником поиска путей совершенствования и качества образовательного процесса.
Оценивание деятельности обучающихся является важным элементом педагогического процесса, Любая оценочная деятельность исходит из потребности ребенка или педагога получить информацию о том, насколько эффективно проходит их взаимодействие в ходе образовательного процесса. Можно сказать, что оценивание предполагает не только констатацию конечного результата обучения, но полностью и постоянно сопровождает образовательный процесс.
В педагогической практике понятие «оценка» зачастую понимается как синоним понятия «отметка».
Слайд: В «Толковом словаре» С.И. Ожегова оценка – это «мнение о ценности, уровне или значение кого или чего-нибудь», а отметка – «принятая в учебной системе оценки знаний, поведения учащихся».
Как видим, отметка – это всего лишь формальное выражение оценки. Ю.К. Бабанский и В.С. Безрукова рассматривают отметку как «свернутое оценочное суждение, символически выражающееся в виде знака, цифры, слова или предмета, в предельно лаконичной и наглядной форме представляющее ценность того, что оценивается».
Оценивание – это очень объемное понятие: оно включает в себя как сам процесс, так и результат работы. При этом оценивание может осуществляться по-разному: в виде количественного показателя (баллы, отметка), в виде качественного показателя (словесные высказывания о процессе и результатах работы, эмоциональная реакция).
В педагогике постоянно идут жаркие споры о смысле оценивания. Противоречивый характер оценки отметил еще Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку.
Педагоги постоянно пытаются преодолевать односторонность понимания сущности оценивания. Такие педагоги-новаторы, как Г.С. Альтшулер, Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Ф. Шаталов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и другие много сделали для улучшения системы оценивания, стараясь усиливать положительное влияние оценки на ребенка.
Современное понимание оценивания связано с переходом от оценки успеваемости к оцениванию реальных достижений обучающихся, результатов его личностного развития. «Оценка – это способ создания для ребенка ситуаций успеха».
В дополнительном образовании у педагогов имеются неограниченные возможности для оценочной деятельности, так как именно в дополнительном образовании детей отсутствует обязательная система оценок и уж тем более отметок. Система оценивания в дополнительном образовании – гибкая и вариативная, система, которая выполняет развивающую и стимулирующую функции, а также обеспечивает комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретенного ребенком в ходе освоения дополнительной образовательной программы..
Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняет оценивание результативности деятельности обучающихся. Педагоги дополнительного образования сами определяют и зачастую разрабатывают необходимые и наиболее эффективные методики оценивания, исходя из своих педагогических целей и задач.
Такая работа позволяет педагогам выработать определенные критерии оценивания. Так, Зоя Алексеевна Каргина (кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики дополнительного образования детей Московского института открытого образования) отмечает, что ожидаемые результаты «могут стать для педагогов неким «стандартом» в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения по итогам учебного года». Поэтому в идеале для каждой образовательной программы, в силу ее индивидуального характера – необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик.
В нашем театре Диагностика и контроль знаний образовательной деятельности проходит по трем направлениям: театральному, музыкальному, танцевально-пластическому. контроль развития творческих способностей детей осуществляется:
непосредственно на каждом занятии (индивидуальное и групповое исполнение упражнений, этюдов, музыкальных произведений);
на итоговых занятиях, через серию заданий творческого типа.
Формами контроля и отчетности являются:
итоговые занятия;
творческие работы детей;
праздники;
музыкальные спектакли;
изорефлексия;
сольное и групповое исполнение песни, танца;
викторины по изученному материалу;
участие в конкурсах и фестивалях.
Для определения уровня сформированности качеств творческой активной личности разработана таблица, в которой дана характеристика показателей творческой активности детей, соответствующая году обучения
низкий уровень характеризуется низкими показателями проявления качеств творческой активной личности;
средний уровень характеризуется средними показателями проявления качеств творческой активной личности;
высокий уровень характеризуется высокими показателями проявления качеств творческой активной личности.
За годы работы в центре детского творчества у нас у каждого педагога сформировался свой пакет диагностических методик. Для определения уровня театральных и музыкально-танцевальных данных например для хореографии очень удобна, методика Боголюбской М.С.
Слайды
Сопоставление развития всех названных данных дает достаточно объективную картину общего танцевально-музыкального развития ребенка, позволяет педагогу нацелить свое внимание и внимание воспитанника на исправление недостатков.
На первом году обучения мы знакомимся с различными направлениями хореографии: с народным танцем и с высшей формой классического танца – балетом. С помощью тестов и дидактических игр мы определяем уровень теоретических знаний видов народного танца и особенностей национальных костюмов, балетных терминов и героев балетных спектаклей.
Для определения уровня эмоционального отношения к учебному материалу нам очень нравится метод изо-рефлексии. Так же как великие художники передают свое собственное видение мира посредством своих творений, так и внутренний мир детей может быть постигнут через их маленькие шедевры. Рисунок - это особый язык ребенка, на котором он ведет диалог в те моменты своей жизни, когда он не может или не знает, как выразить определенные вещи. В каждый свой рисунок ребёнок «вкладывает душу». На обычном листе бумаге маленький художник раскрывает своё настроение, тревогу, печаль, страх.
Применяется метод изо-рефлексии на зачетных занятиях для детей первого года обучения. После просмотра, адаптированного для детей, балета или видео концерта знаменитых ансамблей народных танцев, А так же от прослушанных музыкальных произведений русских и советских композиторов, свое эмоциональное отношение дети так же выражают с помощью рисования. После чего каждый ребенок рассказывает содержание своего рисунка: что, кого и почему он изобразил. Ребенок рисуя, уже пережил и чувства и сформировал отношение к заданной теме, поэтому ему не составляет особого труда поделиться своими мыслями с одногруппниками.
Метод изо-рефлексия также на занятии под названием «Урок-подарок», где дети выступают в роле учителей, которые планируют содержание следующего занятия, изображая свое любимое упражнение, танец, игру на рисунке. Дети с удовольствием выполняют эти задания.
Таким образом, с современной точки зрения, оценка – это эффективное педагогическое средство развития личности ребенка. Оценивание выполняет развивающую и мотивирующую функции, а также способно формировать
адекватную и позитивную самооценку ребенка. Поэтому так важен в учреждении дополнительного образования детей поиск новых форм оценивания деятельности обучающихся.
В нашем театре для детей младшего возраста мы используем метод стимулирования и поощрения, через вручение детям оценок в виде тематических наклеек, которые дети наклеивают на индивидуальные карточки успеха, например на музыкальном занятии эта карточка представляет собой «скрипичный ключ», а на хореографии это «балеринка», на театре – «клоун», в зависимости от результатов ребенка, карточки становятся все более яркими и красочными.
Но основной формой оценивания на сегодняшний день для нашего театрального коллектива, является конкурсная деятельность, где оценку результатов дает компетентное жюри. Коллектив может как выиграть, так и проиграть в конкурсе, и то и другое нужно уметь достойно принимать, ведь проигрыш это тоже результат, который важен для коррекции дальнейшей деятельности. И для мотивации на участие в больших конкурсах, а также во избежание стрессовых ситуаций для ребенка на занятиях внутри коллектива, мы регулярно устраиваем мини-турниры, театральные дуэли и другие соревнования, где дети являются участниками, зрителями и членами жюри.
Ребёнок в процессе соревнований переживает радость и печаль, удовлетворенность и огорчение, т. е. у него возникают различные эмоции, которые многократно меняются в зависимости от хода состязания. Эмоциональная насыщенность соревнований в зависимости от силы противника, яркости, напряженности поединка может вызывать широчайшую гамму человеческих чувств. Это оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формируют у него навыки управления своими эмоциями, учат управлять конкретными чувствами, понимать свои эмоциональные состояния и порождающие их причины. Данный метод воздействуют и на волевую сферу: способствуют развитию инициативы, уверенности в своих силах; настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой (выдержка, самообладание), а также навыков самостоятельного поведения.
И сегодня мы вам предлагаем стать участниками мини-турнира, который развивает креативность, фантазию, воображение, память.
Распределение на 2 команды + 5 человек жюри (Листы цветной бумаги
Игра на сплочениекоманды (Принцесса и самурай)
Игра на внимание «По коленям и в ладоши»
Конкурсные задания:
Тест на развитие креативного мышления «Дорисуй» (два больших листа А-3)
Упражнение на развитие на фантазию и воображения «Если это не…» (два предмета)
Творческая коллективная деятельность Создай фигуру: Корабль, Дерево
Тест на креативность (подарок)