Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Рабочая программа
Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
<<Играйте на здоровье в волейбол>>
Срок реализации программы:
Количество часов в неделю: 6 часов
Разработала рабочую программу:
педагог ОДОД
Фокина Ксения Витальевна
Санкт-Петербург 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа секции «Волейбол» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании»
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Учебного плана МБОУ Тарлагской СОШ Пий-Хемскогокожууна Республики Тыва на 2013-2014 учебный год.
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа секции дополнительного образования «Волейбол» (девочки) относится к программе спортивно-оздоровительного направления. Она предназначена для детей в возрасте 10-18 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Во всех общеобразовательных учреждениях страны спортивные игры включены в учебные программы по физической культуре. Однако, уроков (3 раза в неделю по 45 минут, где изучают спортивную игру только 8-10 часов) недостаточно для того, чтобы удовлетворить потребности в игре волейбол наиболее заинтересованных учащихся и достичь достаточно высокого уровня игры.
Кроме того, в школе сложились определенные спортивные традиции: первенство школы по волейболу, спортивные праздники, участие в различных соревнованиях. Для того, чтобы сохранять все эти традиции и обеспечивать достаточно высокий уровень организации и выступлений, необходимо дать возможность наиболее способным и заинтересованным учащимся развивать и совершенствовать навыки и умения, расширять опыт и знания. Все это возможно при наличии организованных занятий в системе дополнительного образования во внеурочное время.
Замечено также, что учащиеся, занимающиеся в спортивных секциях, являются образцом для подражания для сверстников и верными помощниками для учителя, что улучшает учебный процесс по предмету «Физическая культура» в школе в целом.
Цель: содействие всестороннему развитию личности школьника посредством дополнительных внеурочных занятий волейболом.
Задачи программы
Образовательные
поэтапное обучение техническим приемам игры и тактическим действиям, постепенный переход к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей учащихся;
повышение игровой культуры на основе изучения правил игры в волейбол и игрового опыта
обучение практическим навыкам организации и судейства соревнований по волейболу;
Развивающие
развитие игрового мышления на основе расширения вариативности игровых приемов, взаимодействия партнеров;
развивать физические способности учащихся
Воспитательные
воспитание игровой дисциплины, самостоятельности, ответственности и инициативности в выборе и принятии решений;
формирование потребности в регулярных занятиях спортом, навыков самоконтроля, гигиенических навыков, воспитание трудолюбия, выдержки.
Воспитание волевых качеств.
Отличительными особенностями волейбола является игровая и соревновательная действия.
Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах установленных правил посредством присущих только волейболу соревновательных действий — приемов игры (техники).
При этом обязательным является наличие соперника. В волейболе цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить этого в отношении себя. Это определяет единицу состязания — блок действий типа «защита — нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т.п.
В волейболе, как в командной спортивной игре выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены.
Важная особенность состоит в большом количестве соревновательных действий — приемов игры. Необходимость выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) обусловливает требование надежности, стабильности навыков и т.д. В волейболе, например, каждая ошибка отражается на результате (выигрыш или проигрыш очка).
Методы и формы обучения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий 45 минут в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия – семинары по судейству, где подробно развивается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательные методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально-подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- групповая;
- поточная.
Необходимая материально-техническая база:
Спортивный зал, имеющий разметку волейбольного поля, волейбольная сетка с антеннами, стойки для в/больной сетки с регулировкой высоты, стандартного размера волейбольные мячи (12-15 штук), единая игровая волейбольная форма с соответствующими номерами.
Дополнительное оборудование и инвентарь:
гимнастические скамейки, перекладины, «шведские» стенки, маты, набивные мячи, скакалки, гантели, утяжелители (манжеты) на руки и на ноги, резиновые амортизаторы, теннисные мячи.По окончании обучения программы по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» обучающиеся
должны знать:
технику безопасности на занятиях по волейболу;
характеристику игры;
гигиенические правила занятий физическими упражнениями;
основные приёмы самоконтроля;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.Годовой план-график
распределения учебных часов секции по волейболу на 2014 - 2015 учебный год.
№ Раздел учебной программы. Общий объем в часах. Периоды
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
1 Теоретические сведения. 4 1 1 1 1 2 Технико-тактическая подготовка. 28 3 5 2 3 2 4 2 4 3
3 Соревнования. 2 1 1 Инструкторская, судейская практика. 5 Восстановительные мероприятия. 6 Медицинское обследование. 7 Контрольные и переводные испытания. 8 Самостоятельная работа в каникулах Всего часов. 34 4 5 3 4 3 4 3 5 3
Годовой план-график распределения учебного материала секции по волейболу (девушки) на 2014-2015 учебный год.
№ Содержание занятий. Кол-во часов.
1 Теоретические занятия. 4
2 Практические занятия. 30
Учебный план.
№ Содержание занятий. Кол-во часов
1. Теоретические занятия. 4
1.1. Техника безопасности на занятиях по волейболу. История появления и развития волейбола. 1
1.2. Участники. Расстановка игроков. Сооружения и оборудования. 1
1.4. Способы проведения соревнования. Состав команды и обязанности судейской бригады. 1
1.5. Физическая культура и спорт в РФ и РТ. Размещение судей. Официальные судейские жесты. 1
2. Практические занятия. 30
2.1. Изучение и совершенствование техники и тактики игры волейбол 28
2.2. Соревнования 2
Календарно-тематическое планирование
секции по волейболу (девочки) на 2014-2015 учебный год.
№ Наименование разделов и тем Кол-во часов Дата проведения
План Факт
1 Техника безопасности на занятиях по волейболу. Волейбол как средство физического развития учащихся. Характеристика игры. Двухсторонняя игра в волейбол. 1 2 Стойки и перемещения игрока. Двухсторонняя игра в волейбол. 1 3 Нижняя передача мяча на месте, после перемещений в падениях. Двухсторонняя игра в волейбол. 2 4 Нижняя прямая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. 2 5 Прямой нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол. 2 6 Двухсторонняя игра в волейбол. 1 7 Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Двухсторонняя игра в волейбол. 1 8 Страховка при блокировании. Двухсторонняя игра в волейбол. 2 9 Подача – прием – передача. Двухсторонняя игра в волейбол.
2 10 Передача мяча в падении на спину. Двухсторонняя игра в волейбол. 1 11 Соревнование по волейболу между сборной командой девочек и женщин села. 1 12 Основные приемы самоконтроля. Двухсторонняя игра в волейбол. 1 13 Нижняя боковая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. 2 14 Боковой нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол. 2 15 Одиночное блокирование. Двухсторонняя игра в волейбол. 2 16 Подача – передача – нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол. 2 17 Встреча между сборной командой девочек МБОУ Аржаанской СОШ 1 18 Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи при травмах. Двухсторонняя игра в волейбол. 1 19 Верхняя передача мяча двумя руками над собой. Двухсторонняя игра в волейбол. 2 20 Верхняя прямая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. 2 21 Нападающие удары из зон 2,3,4. Двухсторонняя игра в волейбол. 2 22 Двухсторонняя игра в волейбол. 1 ИТОГО Содержание программы.
Волейбол (англ. volleyball – отбивать мяч на лету) – игра с мячом двух команд по 6 человек на площадке 18x9 м, разделённой пополам сеткой.
Цель игры – ударом рук по мячу переправить его на сторону соперника так, чтобы тот не мог возвратить мяч обратно, не нарушая правил.
Команда должна переправить мяч сопернику, использовав не более трёх ударов. При этом игрок не может ударить по мячу два раза подряд.
Задачи игроков – в соответствии с правилами направить мяч над сеткой и приземлить его на стороне соперника (в пределах границ площадки) или заставить соперника совершить ошибку.
Место для игры. Площадка для игры в волейбол представляет собой прямоугольник размером 18x9 м.
Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Средняя линия разделяет её на две равные половины (9x9 м). Каждая половина имеет одинаковую разметку. Ширина всех линий разметки 5 см. Она входит в размеры площадки. На каждой половине площадки в 3 м от средней линии нанесена линия нападения (её ширина входит в размеры передней зоны) и продолжена за боковыми линиями дополнительными прерывистыми линиями – пятью короткими 15-сантиметровыми линиями шириной 5 см, нанесёнными через 20 см.
Над средней линией устанавливается сетка шириной 1 м и длиной 9,5 м. Верхний край сетки обшивается белой лентой шириной 5 см. Высота сетки для разных возрастных групп различна (табл. 3).
Высота волейбольной сетки в зависимости от возраста и пола игроковГруппы Высота сетки, см11–12 лет 13–14 лет 15–16 лет 17 лет и старше
Мальчики, юноши 220 230 240 243
Девочки, девушки 200 210 220 224
На расстоянии 0,5–1 м от боковых линий на продолжении средней линии устанавливаются стойки, на которые натягивается сетка.
Рис. 1
Мяч. Имеет наружную оболочку из мягкой кожи (рис. 1). Окружность мяча 65– 67 см, вес 260–280 г. Его цвет должен быть однотонным и светлым или комбинированным. Наиболее оптимальна комбинированная бело-жёлто-синяя расцветка мяча.
Основные правила игры. Перед началом игры судья проводит между капитанами команд жеребьёвку по определению первой подачи и сторон площадки в первой партии. С этой целью он предлагает им угадать, например, в какой руке находится маленький предмет или на какую сторону упадёт монета (орёл или решка). Команде капитана, ответившего правильно, предоставляется право выбрать сторону площадки или первыми подавать мяч. Проигравший принимает оставшуюся альтернативу.
Начальная расстановка игроков на площадке. В игре участвует шесть игроков от каждой команды. Игроки на площадке располагаются следующим образом (рис. 2): три игрока передней линии занимают позиции 4 (передний левый игрок), 3 (передний центральный игрок), 2 (передний правый игрок), другие три игрока (игроки задней линии) занимают позиции 5 (задний левый игрок), 6 (задний центральный игрок), 1 (задний правый игрок). В момент подачи каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от сетки, чем соответствующий игрок передней линии.
688975737870Начало игры. Игра начинается по свистку судьи с подачи, которую выполняет задний правый волейболист, находящийся в зоне подачи. Игрок подаёт мяч, ударяя кистью, чтобы он перелетел через сетку на сторону соперника. Подача может производиться снизу или сверху открытой ладонью. На подачу мяча отводится 8 с после сигнала судьи. Подача может быть сделана из любой точки за задней (лицевой) линией поля. Розыгрыш мяча продолжается до тех пор, пока он не коснётся площадки, не уйдёт за пределы площадки или пока команда не совершит ошибки. Команда, выигравшая розыгрыш, получает очко.
При получении права на подачу игроки перемещаются из зоны в зону (на одну позицию) по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т. д. (рис. 3).
518160137160
Продолжительность игры. Игра может состоять из 3 или 5 партий, каждая из которых продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберёт 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. При равном счёте 24:24 игра продолжается, пока одна из команд не получит преимущество в 2 очка (26:24, 27:25, ...). Время партий не ограничено. За каждый выигранный мяч команда получает 1 очко.
По окончании каждой партии команды меняются сторонами площадки и правом первой подачи. Перерывы между партиями продолжаются 3 мин.
При ничейном счёте в партиях (1:1 для игры, состоящей из 3 партий, или 2:2 для игры, состоящей из 5 партий) играется решающая третья (пятая) партия до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка. После набора одной из команд 8 очков команды меняются сторонами площадки, сохраняя прежнюю расстановку игроков.
Если играется решающая партия, то должна быть проведена новая жеребьёвка.
Либеро. Это игрок оборонительного плана, который может находиться в любой точке задней зоны. Это очень ловкий игрок с хорошей реакцией. Он имеет форму, по цвету отличающуюся от формы других игроков команды. Основная его функция в игре – защитные действия: приём подачи, приём мяча от нападающего удара, на страховке. Ему не разрешается выполнять атакующий из любой точки площадки, если на момент удара мяч полностью находится выше верхнего края сетки.
Либеро не имеет права на подачу, блокирование и осуществление попытки блокирования.
Ошибки, влекущие проигрыш очка:
мяч переправляется на сторону соперника более чем тремя касаниями;
волейболист дважды подряд касается мяча (двойное касание);
игрок касается сетки при игровом действии с мячом;
волейболист проникает на площадку соперника;
игрок задней линии выполняет атакующий удар (т. е. удар, в результате которого мяч переправляется на сторону соперника) из передней линии, если при этом мяч находится выше уровня сетки;
производится касание мяча, приводящее к его «задержке» (т. е. бросок мяча);
игрок блокирует подачу мяча соперника, касается мяча в пространстве соперника, касается мяча до или во время атакующего удара соперника;
мяч уходит «за»;
мяч касается площадки команды.
Занятие по волейболу состоит из трёх взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей: а) подготовительной (разминка); б) основной; в) заключительной.
Подготовительная часть (разминка) обеспечивает оптимальную эластичность связок, сухожилий, мышц, подвижность звеньев двигательного аппарата и функциональное врабатывание систем организма.
Примерное содержание подготовительной части занятия:
Ходьба в колонне по одному:
обычная в сочетании с выполнением упражнений для рук (круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой, сжимание и разжимание пальцев рук, сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями);
на носках; на внешней и внутренней стороне стоп;
в полуприседе; приседе.
Медленный бег в колонне по одному (1,5–2 мин): лицом вперёд; приставными шагами левым и правым боком вперёд; спиной вперёд; «змейкой».
Ходьба в сочетании с выполнением упражнений на восстановление дыхания.
Общеразвивающие и специальные подготовительные упражнения.
Прыжковые упражнения: прыжки вверх со взмахом рук, прыжки вверх из упора присев; прыжки на одной и на обеих ногах от одной лицевой линии волейбольной площадки до другой лицом вперёд, боком и спиной вперёд; с поворотом на 180°.
Методическое указание. Координационная структура некоторых упражнений, выполняемых в подготовительной части занятия, должна быть сходной с двигательными действиями, включёнными в основную часть занятия.
В основной части занятия решаются следующие основные задачи:
обучение технике и тактике игры, их закрепление и совершенствование;
формирование умений применять технико-тактические действия в двусторонней игре;
развитие физических способностей.
В начале основной части занятия изучается новый учебный материал. Закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий осуществляется в середине и в конце основной части урока.
Чтобы хорошо и быстро освоить новое, особенно сложные движения, и избежать появления ошибок, рекомендуется в техническую подготовку включать подготовительные и подводящие упражнения. Эти упражнения надо выполнять перед началом освоения новых движений.
Упражнения на совершенствование технических приёмов следует выполнять в парах, во встречных колоннах, с перемещением в противоположную колонну.
Целенаправленное развитие физических способностей осуществляется на уроках в следующей последовательности: вначале скоростные, скоростно-силовые, координационные упражнения, затем силовые упражнения и упражнения на выносливость.
В связи с тем что учащиеся не всегда с удовольствием выполняют некоторые учебные задания, связанные с многократным повторением однообразных двигательных действий, целесообразно организовать их выполнение в игровой и соревновательной форме (подвижные игры, эстафеты, игровые задания, соревнования – кто лучше, точнее, быстрее).
Занятие рекомендуется заканчивать двусторонней учебно- тренировочной игрой.
Перед двусторонней игрой учитель распределяет учащихся на команды в зависимости от уровня их подготовленности. В старших классах судьи назначаются из числа занимающихся. При необходимости следует останавливать игру, давать соответствующие корректировочные указания, задания по тактике игры, по использованию технических приёмов, разучиваемых на уроке, обращать внимание на допускаемые учащимися ошибки.
В заключительной части занятия подводят итоги, отмечают положительные моменты и допущенные недочёты, дают задание для самостоятельной работы.
Для лучшего и более быстрого усвоения материала занимающимся целесообразно давать домашние индивидуальные задания:
по физической подготовке (упражнения для развития силовых, скоростных и скоростно-силовых способностей);
по технической подготовке (упражнения в передачах, подаче, нападающем ударе);
по тактической подготовке (изучение тактики по игровым функциям, решение тактических задач).
Примерное распределение учебного материала по волейболу по классам представлено в таблице 2.Стойки и перемещенияСтойка волейболиста – поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приёма (рис. 10).
Техника выполнения. Ноги расставлены на ширине плеч и согнуты в коленных суставах. Одна нога впереди другой или ступни расположены параллельно. Туловище наклонено вперёд. Чем ниже стойка, тем больше наклон туловища вперёд. Руки согнуты в локтевых суставах, кисти на уровне пояса.
Применение: при подготовке к приёму подачи, при приёме и передачах мяча, перед блокированием, при приёме нападающих ударов и страховке.
Перемещения – это действие игрока при выборе места на площадке.
В зависимости от характера технического приёма и игровой ситуации в волейболе используются различные способы перемещения: приставной шаг, двойной шаг, бег (рывок к мячу), прыжки. Обучение
В стойке волейболиста:
выпад вправо, влево, шаг вперёд, назад;
приставные шаги вправо, влево от одной боковой линии площадки до другой;
двойной шаг вперёд, назад.
Методическое указание. Руки перед грудью согнуты в локтях и готовы выполнять действия с мячом.
Скачок вперёд одним шагом в стойку.
Подпрыгнуть, вернуться в стойку волейболиста и выполнить шаг или выпад: а) вперёд; б) в сторону.
По сигналу (в беге) остановка в стойку и прыжок в вверх толчком двух ног.
рис 10
В стойке перемещения по сигналу в стороны, вперёд, назад.
Эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением различных заданий.
Передача мяча сверху двумя руками вверх- вперед (в опорном положении)
Техника выполнения. В исходном положении туловище вертикально, ноги согнуты в коленях (степень сгибания ног зависит от высоты траектории полёта мяча), стопы параллельны или одна (разноимённая сильнейшей руке) несколько впереди. Руки согнуты в локтях, локти слегка разведены. Кисти вынесены
перед лицом так, чтобы большие пальцы находились на уровне бровей и были отведены в сторону. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треугольник (рис. 11, 13). Пальцы напряжены и слегка согнуты. Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. При передаче руки и ноги выпрямляются, и мячу (мягким ударом кистями) придаётся нужное направление. Руки сопровождают полёт мяча и после передачи почти полностью выпрямляются
(рис. 12, 14).
Применение: при приёме подач, передачах для нападающего удара и перебивании мяча через сетку.
Обучение
Имитация перехода из стойки волейболиста в исходное положение для приёма и передачи мяча.
Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения.
Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные – под углом друг к другу, а все остальные обхватывали мяч сбоку- сверху. Мяч поднимается с пола в исходное положение над лицом
В стойке волейболиста подбросить мяч одной рукой над собой, поймать обеими руками и одновременно начать разгибание рук и ног, имитируя передачу.
В парах. Один из партнёров набрасывает мяч в удобное для выполнения передачи положение, второй ловит мяч в стойке и имитирует передачу, разгибая ноги и руки.
В парах. Один из партнёров набрасывает мяч другому, который передаёт мяч сверху двумя руками.
Методическое указание. После 5-7 передач занимающиеся меняются ролями.
Передачи мяча над собой на месте, в движении (приставными шагами, лицом вперёд, спиной вперёд), с изменением высоты полёта мяча.
Две – три передачи мяча над собой и передача партнёру.
Рис. 17
Передачи мяча в парах с варьированием расстояния и траектории.
В тройках. Игроки второй позиции выполняют верхнюю передачу мяча над собой, затем делают шаг в сторону и заходят за спину игроков третьей позиции. Игроки третьей позиции выполняют передачи мяча игрокам первой позиции. Игроки первой позиции верхней передачей возвращают мяч игрокам, находящимся на противоположной боковой линии.
Методическое указание. Упражнения 10-12 можно проводить в форме соревнования: какая из троек выполнит больше передач, не допустив при этом потери мяча.
Передачи мяча в тройках. Расположение игроков в треугольнике: зоны 6-3-4, 6-2-3, 6-2-4; 5-3-4, 5-2-3, 5-2-4; 1-3-2, 1-4-3, 1-4-2.
Передача в парах, передвигаясь приставными шагами по длине игровой площадки.
В парах. Передача мяча через сетку.
Передачи мяча на точность: в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке (гимнастические обручи и др.).
Подвижные игры с верхней передачей мяча: «Эстафета у стены», «Мяч в воздухе», «Мяч над сеткой», «Вызов номеров» и др.
Ошибки:
большие пальцы направлены вперёд; локти слишком широко разведены или наоборот; кисти рук встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках.
Прием мяча снизу двумя руками
Техника выполнения. В исходном положении ноги согнуты в коленных суставах, туловище незначительно наклонено вперёд, руки в локтевых и лучезапястных суставах выпрямлены, кисти соединены «в замок» и располагаются перпендикулярно траектории полёта мяча.
Прием мяча перпендикулярно траектории полёта мяча. Приём мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий или кисти с одновременным разгибанием ног и туловища вперёд – вверх. Прямые руки поднимаются до уровня груди (рис. 21, 22, 23, 24).
Рис. 23 рис. 21 рис. 22
рис. 24
Применение: при приёме мяча от подачи и атакующего удара; при приёме мяча, отражённого сеткой; при передачах для нападающих ударов и перебивания мяча через сетку.
ОбучениеИмитация приёма мяча в исходном положении.
Имитация приёма мяча после перемещения (вперёд, назад, в стороны).
В парах. Один давит на мяч, лежащий на предплечьях другого игрока (стоящего в исходном положении), и тот имитирует приём.
Стойка волейболиста, держа на выпрямленных руках лежащий на запястьях мяч:
а)покачивание руками вверх-вниз и в стороны;
б)разгибание и сгибание ног, имитируя приём и передачу мяча.
Подбрасывание мяча невысоко над собой и прием его на запястья выпрямленных рук.
Подбивание волейбольного мяча снизу двумя руками на месте. Движение рук выполняется за счёт разгибания ног.
Подбивание волейбольного мяча снизу двумя руками с продвижением: лицом вперёд; боком приставными шагами.
Приём мяча, наброшенного партнёром. Расстояние 2–3 м, затем постепенно увеличивается до 9–12 м.
В парах. Приём мяча снизу и передача партнёру сверху двумя руками.
Приём мяча после отскока от пола (в парах или у стены).
Приём мяча в зоне 6, мяч через сетку набрасывает партнёр. Ошибки:
в момент приёма руки согнуты в локтевых суставах;
руки почти параллельны полу;
резкое встречное движение рук к мячу;
приём мяча на «кулаки».
ВЕРХНЯЯ ПРЯМАЯ ПОДАЧА МЯЧА
Техника выполнения. Стоя лицом к сетке (за лицевой линией площадки), левая (правая) рука поддерживает мяч на уровне чуть выше пояса. Взгляд направлен на площадку соперника. Движением левой руки вверх подбросить мяч на высоту чуть выше вытянутой руки, над головой и несколько вперёд с одновременным замахом согнутой в локтевом суставе бьющей руки вверх- назад за голову. Туловище незначительно отклонить назад и слегка повернуть в сторону ударяющей руки (замах). При выполнении удара по мячу бьющая рука движется с нарастающей скоростью, выпрямляясь в локтевом суставе (рис. 27). Ударное движение выполняется ладонной поверхностью напряжённой кисти (пальцы соединены).
Применение: при введении мяча в игру. Позволяет послать мяч в определённую зону площадки с большой скоростью.
Рис. 27
ОбучениеИмитация подачи мяча.
Подача в стену с расстояния 6–9 м.
Подачи в парах (партнёры стоят на боковых линиях площадки).
Подачи через сетку с расстояния 6 и 9 м от сетки.
Подача через сетку из-за лицевой линии.
Подачи в правую и левую половины площадки.
Подачи в ближнюю и дальнюю части площадки.
Подачи на точность:
в каждую из 6 зон площадки;
на партнёра, располагающегося в различных точках площадки;
между двух партнёров, стоящих рядом на расстоянии от 2 до 1 м друг от друга.
Соревнования: на большее количество подач подряд без ошибок (в заданный участок), на заданное число попыток (учёт ошибок).
Ошибки:в исходном положении вперёд ставится нога, одноимённая бьющей руке;
подброс мяча не оптимален по высоте;
удар по мячу неточный (сверху, сбоку);
скорость бьющей руки незначительна;
удар по мячу выполняется рукой, согнутой в локтевом суставе.
Передача мяча через сетку в прыжкеТехника выполнения. Прыжок выполняется с места и с укороченного разбега (1–2 шага) толчком двух ног. Передача мяча осуществляется в высшей точке прыжка за счёт активного разгибания рук (рис. 28). Применение: когда мяч направлен по высокой траектории близко к сетке и передать его из опорного положения невозможно.
Рис. 28
ОбучениеИмитация верхней передачи мяча в прыжке через сетку: с места; с небольшого разбега.
Верхняя передача мяча в прыжке через сетку после предварительного подбрасывания над собой (прыжок выполняется с места).
Передача в прыжке после предварительного подбрасывания мяча вперёд- вверх и небольшого разбега.
Построение в колонны по обеим сторонам сетки в зоне 6 и по одному учащемуся в зонах 3 и 4. Верхняя передача мяча с одной стороны площадки из зоны 6 в зону 3, оттуда в зону 4, из которой выполняется передача мяча в прыжке через сетку в зону 6. То же выполняют занимающиеся с противоположной стороны площадки.
То же упражнение, но передача выполняется из зоны 6 в зону 3, оттуда в зону 2, из которой передача мяча в прыжке через сетку в зону 6.
Приём мяча снизу над собой и передача сверху в прыжке через сетку. Мяч с противоположной стороны площадки набрасывает партнёр.
Передача мяча в парах через сетку в прыжке.
Передача мяча в прыжке на точность через сетку (цель: гимнастические обручи, гимнастические маты, расположенные на противоположной стороне волейбольной площадки).
Прямой нападающий удар.
Техника выполнения. Из высокой стойки, определив характер траектории полёта мяча, выполнить разбег в направлении предполагаемого места выполнения атакующего удара. В последнем шаге разбега нога (чаще правая) ставится вперёд на пятку, к ней приставляется другая нога (стопорящий шаг), руки отводятся назад, ноги сгибаются в коленных суставах. Быстро разгибая ноги с активным взмахом руками вперёд-вверх, выполнить прыжок вверх. В прыжке плечи и бьющая рука отводятся назад, туловище прогибается (замах). Удар производится в высшей точке прыжка. Ударное движение начинается с выведения вперёд локтя бьющей руки. Рука, разгибаясь в локтевом суставе, хлёстким движением кисти ударяет по мячу вниз -вперёд. После удара игрок приземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям(рис. 35)
Примечание: при завершении тактической комбинации для выйгрыша очка или подачи.
Обучение
Прыжок вверх толчком двух ног с места; с разбега в один, два и три шага.
Имитация нападающего удара:
в прыжке с места;
с разбега (с одного, двух, трёх шагов).
В парах. Первый игрок подбрасывает мяч вверх, а второй – с места, с двух-трёх шагов разбега ловит мяч обеими руками в высшей точке прыжка.
Рис. 35
Броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега (2–3 шага) через сетку в различные зоны площадки.
В парах. Первый подбрасывает мяч вверх, его партнёр разбегается и выполняет нападающий удар в прыжке (расстояние между партнёрами 2–3 м).
В парах. Первый из зоны 4 выбегает к сетке и выполняет нападающий удар по мячу, подброшенному партнёром вертикально вверх примерно на высоту 1 – 1,5 м над сеткой.
То же упражнение, но нападающий удар выполняется из зоны 2.
Нападающий удар через сетку из зоны 4 с передачи из зоны 3.
Нападающий удар через сетку из зоны 2 с передачи из зоны 3.
Нападающий удар через сетку из зоны 3 с передачи из зоны 4.
Нападающий удар из зоны 3 с передачи мяча из зоны 2.
Нападающий удар после встречной передачи. Из зоны 4 (2) от линии нападения верхняя передача мяча разыгрывающему игроку в зону 3, из зоны 3 – в зону 4 (2), из которой выполняется нападающий удар через сетку.
Нападающий удар со второй передачи. Занимающиеся располагаются в зонах 6–3– 4. Из зоны 6 следует передача мяча в зону 3, из зоны 3 – в зону 4, из которой выполняется нападающий удар через сетку.
То же упражнение, но занимающиеся располагаются в зонах 6-3-2
Одиночное блокирование.Техника выполнения. Стоя лицом к сетке, ноги согнуты, стопы параллельны и
на ширине плеч, руки на уровне груди или лица, кисти расположены параллельно сетке. Определив предполагаемое место нападающего удара, быстро переместиться к месту встречи с мячом приставными шагами, скрестным шагом, бегом или скачком (в зависимости от расстояния до места постановки блока). Из приседа активно разгибая ноги и выпрямляя туловище прыжок вверх с выносом рук над сеткой (пальцы разведены и оптимально напряжены). Расстояние между кистями рук чуть меньше диаметра мяча. По достижении верхнего края сетки руки начинают движение вверх - вперёд черезсетку (на сторону соперника). В момент удара по мячу кисти максимально приближаются к нему и активно сгибаются в лучезапястных суставах для того, чтобы противодействовать удару и направить мяч вперёд - вниз на площадку соперника. После постановки блока приземление на полусогнутые ноги (рис. 36).
Обучение
Имитация блокирования: прыжок вверх с места с выносом рук над сеткой.
Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой.
В парах (через сетку). Прыжки вверх с места, касаясь ладонями друг друга над сеткой.
То же упражнение, но с выносом рук влево и вправо над сеткой.
В парах. Один стоит на возвышении (гимнастической скамейке) с мячом в руках над сеткой, второй имитирует блок.
В парах. Занимающиеся располагаются с противоположных сторон сетки. Один набрасывает мяч на верхний край сетки, другой, выпрыгивая вверх, ставит блок и отбивает мяч на противоположную площадку.
То же упражнение, но мяч набрасывают над сеткой несколько левее или правее блокирующего, а тот, переместившись в сторону, прыгает и ставит блок.
Три-четыре игрока располагаются с мячами вдоль одной стороны сетки на расстоянии 1,5–2 м друг от друга. Остальные строятся в колонну по одному с противоположной стороны в зоне 4. Первые поочерёдно подбрасывают мяч над сеткой, вторые, продвигаясь вдоль сетки приставными шагами вправо, ставят блок (рис. 37)
То же упражнение, но игроки строятся в колонну по одному в зоне 2 и перемещаются вдоль сетки влево.
В тройках. Игроки располагаются возле сетки: два игрока с одной стороны, один – с другой. Первый набрасывает мяч второму, второй выполняет нападающий удар, а третий ставит блок.
Блокирование нападающего удара, выполненного:
из зоны 4 в зону 5;
из зоны 2 в зону 1;
из зоны 4 в зону 1;
из зоны 2 в зону 5;
из зоны 3 в зону 6.
Ошибки:
неправильное исходное положение перед блокированием: стойка на прямых ногах и выпрямленное туловище;
несвоевременное перемещение к месту блокирования;
несвоевременный прыжок при выполнении блокирования (рано или поздно);
недостаточная высота и направление прыжка блокирующего;
блокирующий выполняет прыжок далеко от сетки;
руки блокирующего широко расставлены;
плохая ориентировка в безопорном положении и отсутствие умения закрывать основное направление атакующего удара.
Рис. 37
Список литературы
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.-77с.: ил.-(Работаем по новым стандартам).
Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1976. 111с. авт.:В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников.
Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В67 детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский спорт. 2005.-112с.
Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2005. - 112 с.
Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).
Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: : Учитель, 2011.- 251с.
Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол.- М.: Физическая культура и спорт, 1983.-144с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480 с.