РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельности «Проектируем сами» 1-4 классы общеинтеллектуального направления
МОУ Михайловская средняя общеобразовательная школа
Ярославского муниципального района
Утверждена
приказом № 166-од от31.08.2012 г.
Директор МОУ Михайловская СОШ ____________________(Скосырева Т.А.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятий внеурочной деятельности
«Проектируем сами»
1-4 классы
общеинтеллектуального направления
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор-составитель:
Минаева Надежда Васильевна-
учитель технологии высшей категории
2015/16 уч. год
п. Михайловский
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009 г № 373). Программа составлена учителем технологии высшей категории Н.В. Минаевой. Модель внеурочной деятельности оптимизационная. Программа «Проектируем сами» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Сроки реализации программы: 4 года
Программа рассчитана на 135 часов.
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7- 11 лет.
Планируемый уровень результатов- 3.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Проектируем сами» максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы: приобщение младших школьников к проектно-исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи программы:
Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
Сформировать способность применения полученных знаний на практике.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над исследовательским проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Исследовательско-проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
В начальной школе учащиеся овладевают азами исследовательской деятельности в процессе выполнения заданий практического характера - как обучающихся, так и творческих. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (исследовательские проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Включение школьников в исследовательско-проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
При работе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
В преподавании необходимо использовать:
- дифференцированный подход к обучению через разноуровневые задания;
- исследовательские методы обучения;
- метод постановки проблем и поиска решений;
- моделирование;
- рефлексию;
Необходимо применять сочетание различных организационных форм обучения (групповая, работа в парах, микрогруппах).
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Проектируем сами» :
Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
классификации объектов;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Примеры развивающих упражнений:
1. Методика «Цветик-семицветик»
(составлена доцентом И.М. Витковской)
Цель: выявление направленности интересов младших школьников.
Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем учитель на внеурочной деятельности предлагает записать на лепестках желания, исполнение которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует 7 желаний, которые будут им же проранжированы.
Обработка полученных результатов. Для более детального и глубокого анализа результатов целесообразно составить следующую таблицу:
Ф.И.О.
Желание для себя
Для родных и близких
Для класса и школы
Для всех людей
1. Антонова Аня
3
1,2,6
4,5
7
Подсчитанное количество выборов в каждой колонке позволяет сформировать предположение о направленности интересов учащихся класса. О содержании и направленности интересов каждого ребенка можно судить по его записям на первом, втором и третьем лепестках.
Нарисуй недостающую фигуру. (1 б)
?
3. Подбери картинки.
Педагог предлагает ребенку отобрать из набора сходные картинки в каком – либо отношении, или по какому – либо признаку. Затем просит обосновать причину отбора: почему картинки сгруппированы таким образом. После этого картинки возвращаются обратно в набор, а ребенку предлагается составить новую группу картинок. Игра повторяется 3 – 5 раз.
4. Игра
Для игры потребуется 36 карточек (их примерный размер 6 на 6), на которых нарисованы, или наклеены круги и квадраты одного размера, но разных цветов и оттенков, например,
По два круга: По два квадрата:
Светло – желтого; темно – желтого;
Темно – красного; светло – красного;
Светло – зеленого; темно – зеленого;
Темно – голубого; светло – голубого;
Светло – оранжевого; темно – оранжевого;
Темно – розового; светло – розового;
Черного; серого;
Сиреневого; фиолетового;
Перед началом игры карточки раскладываются на столе фигурами вниз. Играющие рассаживаются вокруг стола и поочередно открывают по две карточки. Тот, кому удалось открыть карточки с одинаковыми фигурами, заберет их себе, получая одновременно дополнительный ход. Игра заканчивается, когда все карточки будут разобраны. Выигрывает тот, кому удастся открыть наибольшее количество карточек.
5. Назовите предметы, которые обладают определенными свойствами.
Про какие предметы можно сказать, что они:
Твердые и жидкие;
Холодные и газообразные;
Теплые и непрочные;
Прочные и вредные;
Сырые и сухие;
Твердые и мягкие;
Пушистые и колючие;
Широкие и удобные;
Душистые и жидкие;
Мокрые и подвижные;
Хрустящие и вкусные.
6. Назовите как можно больше различных способов применения названных примеров: соль, пластиковая бутылка, скакалка, гвоздь, камушки, опилки
Например, газета. Из газеты можно сложить веер, головной убор, подложить ее под неустойчивые предметы, сделать пробку для бутылки, занавесить окна, упаковать вещи, обернуть книгу
7. «Слуховая и зрительная память»
Цель: Развивать слуховую и зрительную память детей.
1). За одну минуту перечислите как можно больше слов, состоящих из трех букв.
Стоят два козлика. Один смотрит на восток, другой на запад. Видят ли они друг друга?
В чем познается настоящий друг?
Какое животное изображено на гербе Республики Татарстан?
Как зовут в хоккее того, кто стоит в воротах?
Как зовут папу вашей мамы?
Полное имя Лизы, Щуры, Ксюши, Жени?
Чем отличается от окружающих людей человек, который только что приехал с юга?
Перерыв между действиями в театре?
Как с помощью 5 –литровой кастрюли и 3 – литровой банки налить из водопроводного крана в ведро ровно 4 литра воды?
2). Ребенку последовательно, на 15 секунд каждая, предлагаются карточки – задания, представленные в виде шести по – разному заштрихованных треугольников на рисунке После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника (рисунок 2), среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.
Рисунок 1 Рисунок 2
Правильные ответы:
1,3,8,12,14,16
2,7,15,18,19,21
4,6,10,11,17,24
5,9,13,20,22,23
Список литературы:
Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100».
Лутцева Е.А Технология: Ступеньки к мастерству: Программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана
· - Граф, 2004.
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. А. И. Сасовой. – М. Вентана - Граф, 2003.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., и доп.- М.: АРКТИ, 2005.
Белонин И.В. Организация фронтальной работы при выполнении проектов// Школа и производство.-2006.- №6
Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности
http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы
http://schools.keldysh.ru/labmro
Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятий внеурочной деятельности
«Проектируем сами»
общеинтеллектуального направления
первого года обучения - 1 класс
1 час в неделю (всего 34 часа)
В 1-ом классе основное внимание уделяется развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора.
Основная цель данного курса:
Подготовить учащихся 1 класса к успешной и безопасной преобразовательной проектной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
2) Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
3) Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
4) Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде;
5). Сформировать способность применения полученных знаний на практике.
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера - как обучающихся, так и творческих. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
В преподавании необходимо использовать:
- дифференцированный подход к обучению через разноуровневые задания;
- исследовательские методы обучения;
- метод постановки проблем и поиска решений;
- моделирование;
- рефлексию;
Необходимо применять сочетание различных организационных форм обучения (групповая, работа в парах, микрогруппах).
Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию:
- общеучебных навыков: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.
- Социальных навыков: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
- Коммуникативных: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
- Мыслительных навыков: дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, проектировать и т.д.
– Исследовательских навыков: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
практического применения: самообучение, саморазвитие, самореализация и самоанализ своей деятельности.
Тематическое планирование занятий
№ занятия
Тема занятия
Часы
1 четверть
I. Подготовка к проектной деятельности. «Учись смотреть и видеть».
1.
Наблюдение действительности
1
2.
Виртуальная экскурсия в музей
1
3-5.
Экскурсия в музей
3
6.
Учись учиться (с родителями).
1
II. Введение в проектную деятельность
Организационно-подготовительный этап работы.
Модуль 1. От проблемы к цели.
Раздел 1. Описание ситуации. Постановка проблемы.
3
7.
Творчество и проектная деятельность. Описание ситуации.
1
8.
Выявление признаков ситуации при определении проблемы
1
9
Постановка выявленной проблемы. Формулировка темы проекта и ее обоснование. (Проект « Веселая азбука»)
1
2 четверть
Раздел 2. От проблемы к цели.
2
10.
Постановка цели
1
11.
Способ достижения цели.
1
Раздел 3. Планирование деятельности.
3
12-13.
Постановка задач.
2
14.
Составление графика деятельности. Звездочка обдумывания.
1
Раздел 4. Ресурсы.
1
15.
Виды ресурсов. Планирование ресурсов.
1
Модуль 2. Работа с каталогами.
Раздел 1. Виды каталогов. Поиск информации в каталоге по заданному параметру.
2
16.
Виды каталогов. Каталожная карточка. Экскурсия в библиотеку.
1
17.
Поиск информации в каталоге по теме проекта. Работа в библиотеке.
1
3 четверть
III. Исследовательский этап работы.
Модуль 1. Обработка и оформление собранной информации.
Раздел 1. Способы презентации собранной информации по теме.
5
18.
Историческая справка по теме проекта. Виды презентации.
1
19.
Набор первоначальных идей. Составление дизайн-анализа.
1
20-21.
Проработка одной или нескольких идей. Составление эскизов. Буквы алфавита и способы их художественного оформления.
(Изготовление листа с буквой для пособия «Веселая азбука» на дополнительных внеурочных занятиях в различных вариантах и техниках).
2
22.
Обоснование выбора окончательного варианта изделия.
1
IV. Конструкторско-технологический этап
Модуль 1. Технология изготовления проектного изделия.
Раздел 1. Конструкторская документация.
3
23-24.
Выполнение чертежа буквы для проекта «Веселая азбука».
2
25.
Техническое моделирование базовой конструкции буквы.
1
Раздел 2. Подготовка к практическому изготовлению изделия.
1
26.
Оборудование и организация рабочего места. Материалы и инструменты для работы. (Выполнить эскиз рабочего места). (Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования изучают на внеурочных занятиях при выполнении своих изделий).
1
Раздел 2. Технологическая документация.
1
27.
Виды инструкционных и технологических карт. Приемы работы с картами.
1
4 четверть
V. Заключительный этап работы над проектом.
28-29.
Оформление листов проекта. Подготовка к защите проекта.
2
30-31.
Самоанализ проделанной работы. Контроль качества изделия.
2
32-33.
Подготовка к защите проекта. Культура речи. Составление плана выступления. Выделение главного.
2
34-35
Защита творческого коллективного проекта «Учебное пособие «Веселая азбука». (Творческий отчет перед родителями).
2
Всего
35
Содержание курса:
Подготовка к проектной деятельности. «Учись смотреть и видеть».
1. Наблюдение действительности
Компьютерная презентация с изображением известных работ художников. Беседа, выявляющая характерные особенности картины Г.И. Попова «Весенние хлопоты» - обилие ярких выразительных деталей, раскрывающих ее сюжет. Однако содержание картины является значительно более глубоким, имеет «философский подтекст».
Развитие наблюдательности в сфере событий, действий, сюжета. Учащиеся, находясь за ПК, создают свое родословное древо, используя файл древо жизни.doc
Фигуры, символизирующие их родных, распределяются по древу с помощью мыши. Работа сопровождается визуальным рядом, помогающим лучше установить родственные связи между представителями разных поколений. Для этого используется мультимедийный проектор и экран. Учитель контролирует ход выполнения задания с помощью программы NetOpSchool со своего ПК. Работа каждого из учеников демонстрируется на большом экране с помощью локальной сети. Оценивается точность установления родственных связей.
Формирование способности анализировать увиденное: обращать главное внимание на детали, угадывать их роль в общем действии, выделять главное, делать обобщающие выводы.
2. Вертуальная экскурсия в музей проводится по темам: «Наблюдение действительности» и «Действительность и фантазия». Так как данная экскурсия является первым, в рамках изучаемого курса, посещением художественного музея, необходимо в небольшом объеме уделить внимание таким понятием, как «музей», «коллекция», «художественный памятник», «подлинник», после чего перейти к восприятию основных произведений зрительного ряда экскурсии.
Рекомендация, перед выходом в музей совершить сначала виртуальную экскурсию, т.к. известно, что дети с большим вниманием рассматривают уже знакомые произведения.
3-5. Экскурсия в Ярославский художественный музей.
6. Учись учиться (с родителями).Коллективная работа: составление пословиц, индивидуальная – выполнение теста, рефлексия. Получение новых сведений о том, как научиться учиться;
Закрепление и углубление знаний (развитие памяти, внимания, логического мышления)
Тест: Выбери и отметь подходящий вариант окончания фразы. Виды памяти. Упражнения «Как улучшить память», «Как развить свои способности».
Введение в проектную деятельность
7. Творчество и проектная деятельность. Описание ситуации. Суть понятия «проект», «проектная деятельность». История. Раскрытие планов предстоящей деятельности.
Презентации проектов, проекты учащихся, банк проектных тем, планы, схемы, образцы проектных изделий. Как определить сферу деятельности. Понятие «проблема». Постановка проблемы. Как выбрать тему проекта.( использовать мозговой штурм) Упражнения на определение потребностей людей.
8. Выявление признаков ситуации при определении проблемы. Закрепление умений по определению признаков ситуации проводится игра «Почемучка». Фронтальная беседа по выполнению упражнения. Какие новые способы выполнения задания можно предложить.
9. Постановка выявленной проблемы. Формулировка темы проекта и ее обоснование. (Проект « Веселая азбука»). Банк идей проектов. Анализ предложений. Мозговой штурм. Требования к проекту.
10. Постановка цели. Способы деятельности по целеполаганию. Опыт постановки цели. Ролевая игра «Эксперты».
11. Способ достижения цели. Выполнение упражнения «Устойчивое сооружение». Обсуждение различных способов достижения цели.
12-13. Постановка задач. Планирование деятельности. Разбивка задач на шаги. Упражнение , способствующее освоению деятельности по определению хронологической последовательности шагов. Работа в группах по 5 человек.
14. Составление графика деятельности. Звездочка обдумывания. Этапы работы над проектом. Способы проектной деятельности.
15. Виды ресурсов. Планирование ресурсов. Игра-соревнование «Кто назовет больше ресурсов?». Что предпринять, если ресурсов не хватает? Фронтальная беседа «Что узнали, чему научились, какие рекомендации составили?».
16. Виды каталогов. Каталожная карточка. Экскурсия в библиотеку. Структура каталогов. Способы получения информации из карточки.
17.Поиск информации в каталоге по теме проекта. Работа в библиотеке. Самостоятельная работа с каталогами. Поиск информации по заданному параметру.
18. Историческая справка по теме проекта. Виды презентации. Эскизы. Рисунки. Доклады, сообщения. Компьютерная презентация, видеоролики и т.д.
19. Набор первоначальных идей. Составление дизайн-анализа. Анализ предложенных вариантов идей, конструкций. Материалы и инструменты, необходимые для работы.
20-21. Проработка одной или нескольких идей. Составление эскизов. Буквы алфавита и способы их художественного оформления.
(Изготовление листа с буквой для пособия «Веселая азбука» на дополнительных внеурочных занятиях в различных вариантах и техниках).
22. Обоснование выбора окончательного варианта изделия. Представление эскизов других авторов. Выполнение своих эскизов, эскиз окончательного варианта изделия.
IV. Конструкторско-технологический этап
23-24. Выполнение чертежа буквы для проекта «Веселая азбука». Чертежные принадлежности. Оформление рамки чертежа. Приемы работы чертежными инструментами.
25. Техническое моделирование базовой конструкции буквы. Внесение изменений в чертеж изделия, согласно эскиза. Черчение отдельных деталей изделия.
26. Оборудование и организация рабочего места. Материалы и инструменты для работы. (Выполнить эскиз рабочего места). (Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования изучают на внеурочных занятиях при выполнении своих изделий).
27. Виды инструкционных и технологических карт. Приемы работы с картами. Операционные, маршрутные карты.
V. Заключительный этап работы над проектом.
28-29. Оформление листов проекта. Подготовка к защите проекта. Титульный лист. Оглавление.
30-31. Самоанализ проделанной работы. Контроль качества изделия. Критерии контроля за качеством изделия. Заполнение карточки контроля.
32-33. Подготовка к защите проекта. Культура речи. Составление плана выступления. Выделение главного. Оформление проекта в папку.
34-35. Защита творческого коллективного проекта «Учебное пособие «Веселая азбука». (Творческий отчет перед родителями). Урок-игра «Конкурс творческих проектов». Повторение пройденного материала по проектированию. Оценка представленных изделий на конкурс. Подведение итогов выполнения учебных задач. Награждение лучших проектных работ.
Список литературы:
Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100».
Лутцева Е.А Технология: Ступеньки к мастерству: Программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2004.
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. А. И. Сасовой. – М. Вентана - Граф, 2003.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., и доп.- М.: АРКТИ, 2005.
Рыжова Н.А. Экологический проект “Мое дерево”// Начальная школа.- 1997.-№4.
Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследования.// Начальное образование.- 2005.- №6.
Белонин И.В. Организация фронтальной работы при выполнении проектов// Школа и производство.-2006.- №6
Отсканировано 23Рисунок 3Отсканировано 2315