Рабочая программа по внеурочной деятельности Проектируем компьютерные игра вместе (6 класс)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Проектируем компьютерные игры вместе»
название
_Общеинтеллектуальное_
направление
для 6 классов
1 час в неделю (всего 35 часов)
Автор-составитель:
Юсупова Зульфия Ряжаповна
2015 – 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектируем компьютерные игры вместе» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред В.А. Горского. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2013. - 111 с. - (Стандарты второго поколения), с учетом авторской программы Цветковой М.С. ( Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы./ М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 128с.:ил.), Пашковской Ю.В. (Творческие задания в среде Scratch: рабочая тетрадь 5-6 кл./ Ю.В. Пашковская - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 180с.), в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ООО МБОУ СОШ № 7.
Актуальность программы:
В основе Скретч лежит графический язык программирования, который позволяет контролировать действия и взаимодействия между различными типами данных. В среде используется метафора кирпичиков Лего, из которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Но, начав с малого, можно дальше развивать и расширять свое умение строить и программировать.
Формирование научного мировоззрения школьников, развитие мышления посредством изучения вопросов программирования и алгоритмизации.
Подготовка учащихся к успешному усвоению базового и профильного курса «Информатика» в старших классах.
Практическая значимость: знакомит учащихся с программой позволяющей программировать, упрощая некоторые вопросы работы с ветвлениями , циклами.
Эффективность обучения с помощью данной программы в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без интеллектуального контакта между учеником и учителем. Для обеспечения такого контакта преподавателю не- обходимо выполнять общие методические требования: разъяснить ученикам познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей; возбуждать интерес учащихся, мобилизуя их познавательные усилия и, прежде всего, их внимание; обсуждать с учащимися способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки; восстановить в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания, не устраняться от управления познавательным процессом во время работы школьников на компьютерах, обращать внимание учеников в нужных случаях на главные объекты, ставить дополнительные вопросы и, если необходимо, обсуждать их.
Программа рассчитана на 35 часов в год(1час в неделю).
Предназначена для обучающихся 5-6 классов.
Цель программы:
сформировать у учащихся базовые представлений о языках программирования, алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма.
Задачи:
Обучающие:
Обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям
Обучение навыкам алгоритмизации задачи.
Освоение основных этапов решения задачи.
Обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ.
Обучение проекта, его структуры, дизайна и разработки
Развивающие:
Развивать познавательный интерес школьников.
Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся.
Развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации.
Развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к занятиям информатикой.
Воспитывать культуру общения между учащимися.
Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.
Воспитывать культуру работы в глобальной сети.
Требования к уровню освоения обучающимися результатов курса:
Личностные результаты:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
прогнозирование - предвосхищение результата;
контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования Скретч;
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
овладение понятиями класс, объект, обработка событий;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в программе Скретч;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
В результате учебной деятельности, для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: учебно-исследовательская конференция, защита проектов.
Формы обучения: учебное занятие -учебно-игровые занятия -итоговые мероприятия
Методы обучения: проектная деятельность
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
проведение итогового мероприятия в конце каждого полугодия
Ожидаемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов
(приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Планировать пути достижения цели.
Второй уровень результатов
(получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества)
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Третий уровень результатов
(школьником опыта самостоятельного социального действия)
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет самостоятельно создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Диагностика
Диагностика проводится в форме открытых занятий в конце полугодия и в конце учебного года. Результаты оцениваются родителями, учителями и одноклассниками
Итогом курса для 5 класса является участие учащихся в мероприятиях, проводимых школой во 2-ом полугодии.
Условия и ресурсы для реализации программы:
Информационно- методические:
Литература для учителя:
Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы./ М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 128с.:ил.
Творческие задания в среде Scratch: рабочая тетрадь 5-6 кл./ Ю.В. Пашковская - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 180с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- официальный сайт проекта Scratch
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Сайт «Учитесь со Scratch»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- профессиональное сообщество педагогов по изучению Скретч
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Учимся готовить в Скретч. Версия 2.0. Евгений Патаракин.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- страница разработчиков, где выложен код [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- официальный сайт проекта Scratch [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] скачать последнюю русскоязычную версию Scratch
Литература для обучающихся
.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Учимся готовить в Скретч. Версия 2.0. Евгений Патаракин.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- страница разработчиков, где выложен код
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- официальный сайт проекта Scratch
Материально- технические:
компьютерный кабинет
Учебно-тематический план
№ п/п
Название разделов
Количество часов
теория
практика
1
Scratch
16
9
7
2
Проект в среде программирования Scratch
19
9
10
Итого:
35
18
17
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование изучаемой темы
Основное содержание по теме
Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)
Класс
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Тема урока, тип урока (практический/тео ретический)
Кол-во
часов
Элемент содержания
Требования к результатам (предметным и метапредметным)
Учащийся научится
Учащийся сможет научится
Раздел 1: « Scratch» Всего часов 16
6б
6в
03.09
01.09
Правила техники безопасности. Вспоминаем материал 5 класса
1
1
закрепление ранее полученных знаний, сведение их воедино
Соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Выполнять требования к организации компьютерного рабочего места
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
прогнозирование - предвосхищение результата;
контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
6б
6в
10.09
08.09
Запись звука. Форматы звуковых файлов
1
1
запись звука, форматы звуковых файлов
Добавлять звуковые эффекты в проект. Программная обработка звуковых сигналов.
6б
6в
17.09
15.09
Конвертирование звуковых файлов
1
1
конвертирование звуковых файлов
6б
6в
24.09
22.09
Практическая работа. Запись голоса, сохранение в различных форматах
1
1
Записывать и сохранять голос в различных форматах
6б
6в
01.10
29.09
Блок «Звук». Громкость. Тон. Тембр. Темп
1
1
Громкость. Тон. Тембр. Темп
6б
6в
08.10
06.10
Озвучивание проектов Scratch
1
1
озвучивание проектов Scratch
Озвучивать проекты
6б
6в
15.10
13.10
Практическая работа «Озвучивание проектов Scratch»
1
1
6б
6в
22.10
20.10
Практическая работа. Проект «Диалог»
1
1
Самостоятельно записывать звуки и озвучивать персонаж
6б
6в
29.10
27.10
Сообщество Scratch. Регистрация на сайте
1
1
Интернет, сообщество, регистрация, сайт
использовать возможности программной среды Scratch для создания мультимедийных проектов;
создавать имитационные модели, интерактивные проекты и игры средствами программной среды.
6б
6в
12.11
10.11
Публикация проектов Scratch
1
1
Интернет, публикация
6б
6в
19.11
17.11
Практическая работа. Публикация проектов Scratch
1
1
6б
6в
26.11
24.11
Использование заимствованных кодов и объектов
1
1
Заимствование,
код, объект
Использовать повзаимствованные коды и объекты
6б
6в
03.12
01.12
Практическая работа. Использование заимствованных кодов и объектов
1
1
6б
6в
10.12
08.12
Авторские права
1
1
Что такое авторское право? Знакомство с сайтом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Использовать свои авторские права
6б
6в
17.12
15.12
Практическая работа. Проект «Правильные многоугольники»
1
1
применять полученные ранее знания; состыковывать действия одного исполнителя с действиями другого
6б
6в
24.12
22.12
Практическая работа. Проект «Правильные многоугольники»
1
1
Проект в среде программирования Scratch 19 часов
6б
6в
Понятие проекта, его структура
1
1
проекта, структура
Подготовится к проектной деятельности
составлять план проекта;
находить и исправлять ошибки;
подготовить небольшой отчет о работе;
публично выступить с докладом;
наметить дальнейшие пути развития проекта.
выполнять творческие проекты;
демонстрировать и защищать свой проект
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко
6б
6в
Практическая работа. Работа над структурой проекта
1
1
этапы проекта
Основные этапы разработки проекта
1
1
этапы проекта
6б
6в
Практическая работа. Разработка основных этапов проекта
1
1
проблема, тема
Определение проблемы, темы, создание группы
1
1
проблема, тема
6б
6в
Практическая работа. Определение проблемы, темы, создание группы
1
1
План
6б
6в
Планирование деятельности
1
1
План
6б
6в
Практическая работа. Планирование деятельности группы
1
1
Работа над проектом
6б
6в
Практическая работа. Планирование деятельности группы
1
1
Оформление проекта
6б
6в
Создание проектов по собственному замыслу
1
1
Оформление проекта
6б
6в
Практическая работа. Создание проектов по собственному замыслу
1
1
Оформление проекта
6б
6в
Практическая работа. Создание проектов по собственному замыслу
1
1
Оформление результатов
6б
6в
Практическая работа. Создание проектов по собственному замыслу
1
1
Оформление результатов
6б
6в
Тестирование и отладка проекта
1
1
Групповая проверка созданной игры
6б
6в
Практическая работа. Тестирование и отладка проекта
1
1
Групповая проверка созданной игры Устранение ошибок.
оценивать - осознавать, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
6б
6в
Практическая работа. Тестирование и отладка проекта
1
1
6б
6в
Защита проектов
1
1
Демонстрация и защита проектов
6б
6в
Защита проектов
1
1
Демонстрация и защита проектов
6б
6в
Итоговое мероприятие
1
1
15