Урок по русскому языку Размышляем о прошедшем времени


Разработка урока по русскому языку
для 3 А класса
Учитель: Норкина А.И.
Тема урока: Размешляем о прошедшем времени
Цель урока:
познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени,
формировать умение выбирать орфограмму перед «л»,
учиться употреблять в речи глаголы в прошедшем времени.
Ход урока
Письмо по памяти, логические упражнения.
- Проверим свою память. Прочитайте слова, запомните их и щапишите столбиком.
Кричишь
Думаешь
Запоёшь
Слышишь
- Чем похожи эти слова?
Дети: Это глаголы. Все они стоят во 2-м лице, единственном числе. Отвечают на вопрос: Что делаешь?
Подчеркните то слово, которое считаете «лишним». Лбъясните совой выбор.
Дети: Глагол – запоёшь – с приставкой и т.д.
- Как надо изменить глагол, чтобы нельзя было определить время, лицо, число?
Дети: Поставить глаголы в неопределённую форму. (Что делать? Что сделать?).
Кричать, думать, запеть, слышать.
Новая тема: Актуализация знаний.
- Вспомним все о глаголах прошлого времени.
1) Что обозначает форма прошедшего времени?
2) На какие вопросы отвечает?
3) По какой примете форму можно узнать?
4) Как глагодлы в этом времени изменяются?
Ответы детей:
Форма прошедшего времени глаголов, показывает, что действие происходило или произошло до момента речи (до того, как о неё заговорили, т.е. вчера, позавчера).
Наблюдения.
Упр. 296 Прочитайте отрывок из стихотворения Ю. Мориц. Нет ли слова, значение которого тебе нужно уточнить.
У Марфы на кухне
Стоял… лукошко,
В котором дремал..
Домашняя кошка.
- Спишите текст, сохраняя «окошки» и отмечая все орфограммы. Подумайте, как решать задачи.
- Над словами с «окошками» укажите часть речи и форму, в которой употреблено слово. По каким словам узнаете число и род каждого? Поставь над ними Х.
- Решите, как действовать дальше, выберите правильные буквы и впишите их. О какой же форме глагола говорится в тексте?
- Дети: В тексте говорится о прошедшем времени глагола.
(Стояло лукошко. (Что делало? Стояло – глагол прош. Вр., ед.ч., ср.р.)
Дремала кошка (Что делала? Дремала (дрёма) – глаг., пр. вр., ед.ч., ж.р.)
- Как же изменяются глаголы прошедшего времени?
Дети: Глаголы прошедшего времени изменяются по числам: дремала-дремали
По родам (в ед.ч.)
Дремал, дремала, дремало.
- Какие гласныеперед суффиксом – л- вы написали в глаголах: стояло, дремала? (Дети гласные – я- и – а-).
- Прочитайте правило на с. 109 учебника.
(Перед суффиксом – л- , как и в неоспоримой форме представить, есть суффиксы:
- а-, -я-, -и-, -е-, -о-.
В неопределённой форме и впрошедшем времени суффикс один и тот же.
Таять – таял
Видеть – видела
Строить – строили
- На род глаголов указывают окончания только прошедшего времени ед. числа, потому их и называют родовыми.
Закрепление:
- Запись глаголов парами, с орфографическим проговариванием: сеять-сеял, думать-думала, смешить-смешило, таять-таяли.
5. Самостоятельная работа:
- Детям предлагается списать текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. В качестве подсказки отдельным ученикам даются карточки со словами: спрятаться, укутать, серебриться, друмать.
Снег… деревья. Дуб … в мохнатой шапке. На ветках берез…белый шарф. Молодая ёлочка…в сугроб. Не страшны деревьям мороз и холод.
6. Проверка.
- Какие глаголы в прошедшем времени требуют проверки (Безударное положение).
- Над этим мы будем работать на следующем уроке.
7. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке? Что вы считаете нужным запомнить? Над чем еще надо поработать?
8. Домашнее задание.
Правило с. 109 упр.294.
Прочитайте задание и текст. Что непонятно? Письменно ответить на вопросы текста.