Конспект урока по русскому языку для 3 класса «Размышляем о прошедшем времени глагола»

МОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1»
Деменева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
3 класс пр. «Гармония»
Тема урока: «Размышляем о прошедшем времени глагола.»
(Тема: «Глагол», 10 –й урок в теме, первый по прошедшему времени)
Цель: научить писать безударные суффиксы и родовые окончания в глаголах прошедшего времени.
Задачи:
актуализировать знания детей о глаголах прошедшего времени;
провести наблюдения за изменениями глаголов прошедшего времени по родам;
расширение знаний учащихся о глаголах прошедшего времени;
закрепление полученных знаний;
развитие умения осмысливать свои собственные действия;
развивать речь учащихся; умение работать с книгой, словарём;
воспитывать умение правильно спорить, слушать других, работать в группе.

Оборудование:
раздаточный материал ( карточки для групповой и парной работы);
карточки обратной связи (светофор, веер букв);
таблица со значками для работы с текстом.

Ход урока,
Психологический настрой.(коррекция психического состояния на возбуждение активности и трудоспособности)
Ах! Как хочется трудиться!
Делать всё охота!
Чтоб трудом своим гордиться
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силён,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу.
Орг. момент. (запись числа)
Актуализация знаний учащихся о глаголах прошедшего времени.
Запись в тетрадь: бежать, таять, ехал, видеть.
- Какое слово лишнее? Почему? /ответы детей.
Формулировка учащимися темы и цели урока.

Заполнение таблицы «До – после».
Заполняем часть «ДО» (работа в группах).
Форма прошедшего времени глагола

ДО
ПОСЛЕ


Ответы учащихся. /Перемена динамической позы, дети работают стоя.
На доске сообща составляем кластер по данной теме. В процессе работы дети погружаются в тему занятия, определяют направления для дальнейшего изучения.

Наблюдения за изменениями глаголов прошедшего времени по родам.
Работа в тетради – задачнике. с.29, упр.287.(нахождение глаголов прошедшего времени, их запись, выделение суффикса –л – (суффикса прошедшего времени), и окончаний.)
Делаем вывод по упражнению: глаголы прошедшего времени имеют суффикс – л - , в форме единственного числа мужского рода имеют нулевое окончание.
Работа в тетради – задачнике. с.30, упр.288.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Запись глаголов в форме единственного числа, женского рода. (выделение суффикса –л – (суффикса прошедшего времени), и окончаний.)
- Догадайтесь, почему окончания прошедшего времени единственного числа называют родовыми? / Ответы учащихся.
Работа в парах. (с использованием справочной литературы)

Что обозначает форма прошедшего времени?
______________________________
На какие вопросы отвечает?
_______________________________
По какой примете форму можно узнать?
___________________________________
Как глаголы в этом времени могут изменяться?
______________________________________
Ответы учащихся. /работа с карточками обратной связи – светофор (согласен с ответом товарища – зелёный, не согласен – красный)

Расширение знаний учащихся о глаголах прошедшего времени. Самостоятельная работа учащихся с учебником с. 96 (стратегия ИНСЕРТ).
Учащиеся читают текст и делают соответствующие пометки.

Знал, но забыл

+
Никогда бы не подумал, что так бывает (абсолютно новая информация)


Противоречит моим представлениям

?
Мало информации по этому поводу

Обсуждение результатов.

Закрепление полученных знаний.
Фронтальная работа.
У доски запись слов в столбик с «окошками».
Сеять, слушать, падать, гладить, таять.
(На месте подчёркнутых букв учащиеся ставят точку).
Самостоятельная работа с орфографическим словарём. Дети находят и вставляют пропущенные буквы.
Ставим глаголы неопределённой формы в форму единственного числа мужского рода. На месте безударных суффиксов оставляем «окошки».
- Как решить орфографические задачи?
Самостоятельная работа.
Проверка. Буквы гласных на карточках находятся на стенах класса , учащиеся указывают на нужную букву рукой./Смена динамической позы – работаем стоя.
Физкультминутка.
Проверка усвоения полученных знаний.
Работа по карточкам. Предварительно учащиеся оценивают усвоение темы: мордашка улыбается – я уверен в своих знаниях;
мордашка сомневается – чувствую неуверенность;
мордашка грустит – я не понял материал.

увид . ла раста . ло готов . л
зала . ла пове . ло обид . л

Проверка.(веера букв)
Проверка самооценки.
Итог урока. Работа в группах (таблица «До – после»)
Обсуждение ответов. Дополнение и исправление кластера на доске.
Рефлексия.
- За что вы можете себя похвалить?
- Что было легко?
- Что было трудно?
Домашнее задание.

Работа по дополнению и редактированию кластера будет продолжена на следующем уроке. Литература:
- Лецких Л.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся./Завуч начальной школы 2004 №1.с.34-50
- КорешковаТ.В. Потренируйся!:3класс: Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. В 2 частях. Ч.2./Т.В.корешкова; под ред. М.С.Соловейчик.- Смоленск:Ассоциация ХХI век, 2007.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 3 класса общеобразовательных учреждений: пособие для учителя/ М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415





·