Доклад на педагогическом совете : «Психолого-педагогические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста»


Доклад

на тему: «Психолого-педагогические основы  экологического воспитания  детей дошкольного возраста»
воспитателя Ванюшиной Елены Владимировны
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Воспитательное и образовательное значение природы трудно переоценить. Особенно велика роль природы в воспитании и образовании  детей дошкольного возраста. Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления.
       Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.
Известный российский ученый П.Г. Саморукова рассматривая  вопрос о систематизации знаний о природе для детей дошкольного возраста, выделяет три направления построения систем: территориальная совокупность растений и животных, распределение их на группы на основе внешнего сходства и взаимосвязи со средой обитания, сезонные изменения природы. Освоение систем знаний должно отвечать психическим возможностям детей дошкольного возраста и осуществляться через непосредственное общение их с природой. При дальнейшем школьном обучении системы знаний о природе  подлежат развитию и углублению.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.
Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Экологическое воспитание – целенаправленный педагогический процесс.
Экологическая воспитанность – сформированность экологического сознания (экологически ориентированное поведение и деятельность в природе).
Экологическая культура – умение использовать в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (играх, труде, быту) знания о природе и их экологическую направленность.
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста:
Содержание экологического воспитания детей отражено в некоторых современных специализированных программах:
Программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника.
Автор Д.И. Воробьева. «Гармония развития» — альтернативная программа, ее глубина и целостность обеспечиваются опорой на теорию Л.С. Выгодского «О культурно-историческом развитии психики». Автор рассматривает изодеятельность, как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человечества.
Программа 'Жаворонок'
Авторы: В.А. Зебзеева, НА. Быкова, НА. Головачева и др.Рассчитана на детей от 3 до 7 лет, может быть использована как в дошкольном образовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования.
Программа «Жаворонок» включает эмоционально-ценностный компонент, что способствует построению работы на удивлении, любовании природой, использовании природного материала с учетом принципа «трех э» (экология — эстетика — этика), интеграции изобразительной, музыкальной, художественной деятельности детей, комплекс «Искусство, творчество, экология».'Золотой ключик'
Авторы: Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.Л. БережковскаяПрограмма «Золотой ключик» помогает осуществить переход к педагогике, нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка, переустройство всей совместной жизни детей и взрослых, изменение «социальной ситуации развития», по терминологии Л.С. Выготского. Выдвинутый им принцип единства аффекта и интеллекта вместе с другими фундаментальными понятиями его культурно-исторической теории развития психики и личности ребенка составляют научную основу данной программы.
'Мы'
Авторы: Н.Н.  Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, ТА. Виноградова
Цель программы:
формировать экологическую воспитанность дошкольников.
 
Задачи:
развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
'Паутинка'
Автор: Ж.Л. Васякина-Новикова
Программа предлагает оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий. Программа применима для различных видов ДОУ, но особенно может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых экологическое воспитание приоритетно.
'Природа и художник'
Автор Т.А. Копцева Цель программы: формировать у детей дошкольного возраста целостные представления о природе как живом организме.Программа сочетает в себе формирование у детей 4—6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор предлагает решать задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.
'Семицветик'
Авторы: В.И. Ашиков и С.Г. АшиковаСимвол волшебного цветка «семицветика» олицетворяет в данной программе гармонично раскрывающегося и развивающегося ребенка. Семь лепестков, окрашенных в семь цветов радуги, как первые семь лет жизни ребенка, где каждый год по-своему неповторим и самобытен, имеет свою окраску. В программе отражается отношение к ребенку как к чудному и неповторимому цветку, раскрыться которому необходимо помочь.
'Юный эколог'
Автор С.Н. Николаева
Программа «Юный эколог» вместе с обеспечением — программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном. Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
'Мир вокруг нас'
Автор: Т.И. Попова
Программа представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа ни региональном уровне. Это комплексная программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Комплексные программы, в которых задачи экологического воспитания выделены в разделах:
«Детство» - ребёнок открывает для себя мир природы
«Развитие» - ознакомление с природой
«От рождения до школы» - ребёнок и окружающий мир: природное окружение. Экологическое воспитание»
«Детский сад 2100» - окружающий мир
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения , ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
Основные принципы в отборе экологических знаний
Принцип научности.
Принцип доступности.
Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний.
Принцип научности
Он включает в содержание образовательной программы основные идеи и понятия современного естествознания:
Идея единства и взаимосвязи живого и неживого в природе.
Идея единства живого и неживого.
Идея единства человека и природы.
Идея системного строения природы на уровне отдельного живого организма, а также сообщества организмов и их взаимосвязи между собой и средой обитания.
Принцип доступности
В программы для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности.
Действие этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для определенной возрастной группы.
Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний
В соответствии с данным принципом в программы отобрано содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей:
Игровую
Трудовую
Познавательную
Осваивая свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда помогает детям в конструктивно-игровой деятельности.
Знания о живом организме, его потребностях в определенных условиях среды, о способах удовлетворения потребностей делают труд в природе осознанным, стимулируют активную позицию, вызывают удовольствие, удовлетворение от правильно выполненных действий. Экологические знания используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающему.
Большое значение экологические знания имеют для развития познавательной деятельности детей. Необходимость постановки ребенка в активную познавательную позицию приводит к развитию познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных способов познания.
Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
Создание условий
Повышение экологической грамотности педагогов
Обновление содержание и форм, методов работы с детьми
Экологическое просвещение родителей
Условия необходимые для экологического воспитания дошкольников.
Внутренняя природная зона: экологическая комната, уголок природы в каждой группе, живой уголок, огород на окне, уголок экспериментирования.
Внешняя природная зона: огород, цветник, фруктово-ягодный сад, экологическая тропа , фитогрядка.
Познакомить  детей  с  природой,
воспитать любовь   к   ней   поможет утолок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх:
Функциональных
творческих
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх:
Функциональных
творческих
Работа с родителями. Работая с детьми, по теме «Экологическое воспитание», воспитатели учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.