МАТЕРИАЛ ДЛЯ КРУГЛОГО СТОЛА ДУХОВНОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ НАЧИНАЮТСЯ С ЯЗЫКА
Круглый стол «Духовность и патриотизм начинаются с языка»
1.Учим ли мы умению видеть смысл произведения, мотивации к самостоятельному литературному творчеству?
Воспитание, образование, обучение – вот «три кита», на которых держится будущее России, ибо какие навыки получит молодёжь, какими ценностями будет руководствоваться в жизни, таким и будет наше будущее.
Воспитание детей обретает характер стратегической проблемы государственного значения.
Воспитание есть сотворение образа человека, и в учебном процессе воспитание должно стоять на первом месте. Ведь дать знания не главное, главное – какой человек будет этими знаниями владеть, на зло или на добро будут они направлены. «Имей сердце, имей душу, и будешь Человек во всякое время…Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек - чудовище», - писал Д. И. Фонвизин В комедии «Недоросль».
И. А. Ильин в статье «Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера» (1934) писал: «Россия нуждается больше всего в воспитании и укреплении духовного характера…Русский человек силён тогда, когда он целен…Образование не должно отделяться от духовного воспитания ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах… Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя…».
Поэтому именно перед школой, перед учительством стоит задача подготовить подрастающее поколение к жизни в быстроменяющемся мире, который предъявляет человеку всё новые и новые требования. Это значит: школа должна воспитать человека, способного самостоятельно мыслить, находить правильное решение в любой нестандартной ситуации, готового к преодолению жизненных трудностей.
В связи с этим, образовательно-воспитательная система должна развивать творческую индивидуальность человека. Всякая индивидуальность имеет собственное миропонимание и стремится к реализации своих замыслов. Реализация этих замыслов и есть творчество.
Литературное творчество – это одно из проявлений развития личности. Оно требует от юного автора совершенствования многих качеств: фантазии, наблюдательности, душевной чуткости, доброты, чувства юмора, любви к поэзии и родной речи, упорства, трудолюбия.
Литературное творчество может выступать как многофункциональное дидактическое средство:
1) формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сфер);
2) обогащения содержания образования, выступая средством обучения, привлекая внешкольный опыт учащихся;
3) воспитания читателя, глубоко и эмоционально воспринимающего художественное произведение;
4) формирования потребности в общении средствами искусства;
5) преодоления изолированности между составляющими образовательно-воспитательной системы;
6) осознания учащимися процесса обучения и получаемых знаний;
оценки результативности обучения по всем направлениям: образование, развитие и духовно-нравственное воспитание.
2.Воспитание читательской культуры обучающихся.
Общение! Высший дар, которым наделено человечество. И самую важную роль здесь играет речь, устная и письменная . С. И.Ожегов писал: «Что такое высокая культура речи? Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое и наиболее уместное».
Под читательской культурой, мы понимаем определенный уровень сформированности ряда читательских умений и навыков: потребность в чтении и устойчивый интерес к нему; читательская эрудиция; навыки чтения, умения выразительного чтения; способность к восприятию различных литературных произведений, элементарныебиблиографические знания (умение пользоваться каталогом, понимание аннотации); необходимый уровень теоретико - литературных знаний; креативные способности; умения оценки и интерпретации; речевые умения. Важную роль в развитии читательской культуры и связанных с ней речевых умений и навыков в процессе анализа художественного текста играет русская классическая литература XIX века.
3.Как мы понимаем смысл слов Е.А.Евтушенко «Поэт в России больше, чем поэт…» (конкретные примеры)
У разных народов было свое представление о назначении поэта. В легкий нравами европейский 18 век родилось мнение о том, что они должны говорить лишь о любви и амурах, о греческих и римских богах и богинях, о природе, о легких темах. Потом появились романтики, воспевающие неземное. Но во все времена среди поэтов были те, кто стремился пером бороться за свободу и права человека против рабства и тирании.
Великие русские поэты… Они «глаголом жгли сердца людей». Это о них говорит Е.Евтушенко в своей «Молитве перед поэмой», это к ним он обращается за советом и помощью.
Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь -
как бы шаля, глаголем жечь.
Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра -
лампада тайного добра.
Дай, Некрасов…
… мне подвиг мучительный твой, чтоб идти, волоча всю Россию, как бурлаки идут бечевой.
( Далее Евтушенко обращается к другим поэтам).
Да, русские поэты были больше, чем поэты. Они были совестью страны, властителями дум, выразителями народных чаяний. И правительство воспринимало их не только как писателей, но порой как личных врагов.
Русский гений издавна венчает
Тех, которые мало живут,
О которых народ замечает:
« У счастливого недруги мрут,
У несчастного друг умирает…».
Как точно написал Некрасов.
Мартиролог - это список замученных страдальцев. Имеет этот список и русская литература. Особенно много в нем поэтов. Рылеев, Одоевский, Пущин, Кюхельбекер, Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Полежаев и другие
Имеет длинный мартиролог, к сожалению, и советская поэзия, Гумилев, Цветаева, Мандельштам, Пастернак и другие.
Но сегодня хочется остановиться на судьбе четырех только русских поэтов. Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Коротка и непроста жизнь каждого из них. Но у всех она отдана служению родине, искусству, народу. И каждому из них правительство готово было предъявить свой счет за то, что они высмеивали недостатки, прославляли свободу, ненавидели тиранию.
Грибоедов, так остро и зло, высмеявший тупость, пошлость, отсутствие высоких интересов, ненависть к просвещению у московских тузов, создавший образ передового, свободолюбивого человека им в противовес, погиб в Персии. Правительство, по – видимому, было непричастно к смерти своего посла, сыграл роль роковой случай. Но что в Петербурге вздохнули с облегчением, несомненно.
В двадцать лет уже отправленный в ссылку, близкий к декабристам, Пушкин даже в пору своего приближения ко двору был подозрителен царю. Напрасно искал поэт в Николае 1 черты сходства с Петром, напрасно ждал от него «милости к падшим». Царь оказался мастером интриг. Да и как было простить поэту, который «восславил свободу», смеялся над покойным Александром 1, заявлял, что будь на то случай, примкнул бы к декабристам. Да и разве мог Пушкин стать дворцовым поэтом, чтобы «брать из рук» царя и вельмож крохи их милостей? Нет, какие бы зигзаги ни усматривали мы в его судьбе и в отношениях с двором, он всегда оставался честью и совестью нации.
А Лермонтов! Уже его стихотворение «Погиб поэт…» («Смерть поэта») должно навсегда сделать его опальным. А он пишет:
Прощай, немытая Россия;
Страна рабов, страна господ…
Да мог ли Николай, всю жизнь добивавшийся парадного блеска, стерпеть такое?
Николай Алексеевич Некрасов был первым поэтом в России, писавшим не только о народе, но и для народа…
Эти поэты заложили великие традиции русской поэзии и литературы, которым были верны Блок, Есенин, Пастернак и многие другие. Они всегда останутся в памяти народа не только как великие граждане России. Не потому ли так тревожно бьется сердце, когда мы вступаем на землю Михайловского, Тархан или Грешнева?
4.Поэтика слова.
Изучение поэтики художественного произведения имеет в виду установление худ-х приемов как определенной целостности. Эта худ. целостность может дать представление о принадлежности произведений той или иной эпохе, жанру, автору, его подлинности или подражательности, степени худ. сознательности творчества, наконец, даже о мировоззрении и худ. мироощущении автора. Но все эти выводы не составляют сути поэтики как предмета изучения.
Долгое время в литературоведении считалось, что всякое худ. произведение строится по одним и тем же, одинаковым для всех эпох жанров и авторов правилам, а потому особенности худ. строения слова попросту не замечались. Поэтика слова, минуя отдельные наблюдения, которые могли дать материал для целостных представлений, стали заниматься М. А. Максимович и А. И. Никифоров , И. П. Еремин в связи с проблемой его жанра, Р. О. Якобсон в связи с вопросом о подлинности слов., а затем более устремленно и широко — В. П. Адрианова-Перетц, Л. А. Дмитриев, А. Н. Робинсон, Д. С. Лихачев,Н. С. Демкова и Б. М. Гаспаров5. «Чувство патриотизма – наша национальная идея» В.В.Путин (на уроках русского языка)
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается "дефицит нравственности" у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми.
Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной, разработана Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг."
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образования. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
6.Личность учителя… Его нравственные принципы, гражданская позиция в процессе обучения русскому языку.
Профессионализм учителя представляет собой сложное, личностное образование, интегрирующее в себе его знания, умения и навыки, индивидуальные личностные качества, реализованные в педагогической деятельности. Профессионализм является результатом "внутренней" активности личности.
В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции – руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человеком знаний.Значимость личности учителя в современной школе велика. Чтобы идти в ногу со временем учитель должен быть профессионалом своего дела.Педагог всегда является средоточением и носителем культуры, а школа – оплотом культурных ценностей. Ценностные ориентации, прежде всего, учителей определяют направленность культурной среды. Соответственно в культурном пространстве школы могут работать и творчески сосуществовать только культурные педагоги. Культурная среда образовательного учреждения формируется в процессе обеспечения гуманистических идей и ценностей, воспринятых в данном педагогическом сообществе и учитывающих интересы, потребности, запросы родителей и школьников. Ценностные ориентации учителей определяют направленность культурной среды. Соответственно в культурном пространстве школы могут работать и творчески сосуществовать только культурные педагоги.Современному педагогу, чтобы идти «в ногу со временем», важно рационально и плодотворно его использовать, разбираться в особенностях его восприятия людьми разных возрастов и культур, относится к своему и чужому времени бережно и внимательно, т.е. обладать временной культурой, чувством времени. Педагог, осваивающий временную культуру, непременно будет учитывать не только биологический, но и социальный опыт использования времени окружающих. Психолого-педагогическую компетентность учителя можно рассматривать как совокупность определенных качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе (М.И. Лукьянова).Современный учитель мыслит прогрессивно и склонен видеть за новыми подходами к системе образования, выступаем за большую свободу школы в выборе программ. Школа и учитель должны обеспечить жизнеспособность ученика в новых условиях цивилизации. Современный учитель должен иметь отличную профессиональную компетентность, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, стремиться к овладению новыми знаниями, иметь хорошие коммуникативные навыки, умения владеть современными информационными технологиями, работать с системой Интернет, иметь хорошие ораторские способности, и любить детей. Так же учитель должен обладать харизмой, т.е иметь необыкновенно большие способности или исключительную одарённость. А так же самому выстраивать и продумывать свой собственный имидж (это некий образ, который человек представляет миру, своего рода само презентация для других.)Профессионализм учителя представляет собой сложное, личностное образование, интегрирующее в себе его знания, умения и навыки, индивидуальные личностные качества, реализованные в педагогической деятельности. Профессионализм является результатом "внутренней" активности личности (А.К. Маркова). Профессиональная активность определяется как интегральное, динамичное качество учителя, проявляющееся в профессионально-педагогической деятельности, отражающее уровень самореализации, саморазвития личности и преобразования деятельности.Профессионализм учителя состоит из трех основных составляющих:
Профессиональная компетентность
Личностный потенциал
Педагогическая рефлексия
Профессионально компетентностная личность должна обладать ценностными ориентациями (учитывать интересы потребности и запросы современного образования), грамотностью (общепрофессиональными знаниями), культурой речи (соблюдать нормы литературного языка, использовать в речи выразительные языковые средства), временной культурой (пунктуальностью и хронометрированием), неповторимым и индивидуальным стилем общения (качество голоса, интонация, жесты дикция).Педагогическая рефлексия - необходимость программировать свое саморазвитие и профессиональный рост. Далее предлагаем вам проявить профессиональную рефлексию, представляем некоторые типажи учителей. Может быть, вы найдёте некоторое сходство или отдельные черты у себя.
7.Культуроориентированное обучение русскому языку.
Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка - одно из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника
Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.
В настоящее время в методике преподавания русского языка отчетливо просматривается стремление учителей в ходе обучения русскому языку познакомить учащихся с культурой России, ее достижениями, корнями и истоками, способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру. Все сильнее осознается учеными, учителями и общественностью необходимость обучения русскому языку на широком фоне культуры и истории России, поскольку «русский язык» как предмет школьной программы - предмет мировоззренческий, помогающий формировать духовное начало, влияющий на формирование менталитета и языковой картины мира у школьников, способный, при умелой подаче материала, служить проводником культуры народа.
«Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на наших уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребёнка, усвоение всех учебных дисциплин.
Важнейшим двигателем стремления совершенствовать знание родного языка является постепенно формирующееся сознание, что национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости… И тогда на первый план выходит задача освоения школьниками убеждения, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого, естественного.
Стержнем учебной работы по освоению языка должна быть притягательная сила родного языка. Учащимся следует усвоить, что родной язык - ценнейшее народное достояние, часть национальной культуры»[7]. Оттого содержание стандарта ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.
Решить эту задачу призван культуроведческий подход при обучении русскому языку в школе. Современный период развития методики преподавания русского языка характеризуется обостренным интересом к культуроносной (кумулятивной) функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию. Она предполагает понимание следующих основополагающих моментов:
- русский язык является основой национальной культуры и важнейшим средством приобщения к ее разнообразным богатствам; отношение к языку, взгляд на родной язык - это отражение духовно-нравственных качеств личности; язык, речь не только отражают важнейшие качества человека, но и формируют его как личность;- владеть языком как средством общения - это значит владеть культурой речи (культурой общения, речевого поведения); речевое поведение каждого человека - это то, что должно создавать речевую среду как основу приобщения к культуре, как основу сохранения культуры;
- изучать родной язык - это значит изучать русскую национальную культуру.
Урок русского языка как предмет мировоззренческий при таком подходе нуждается в переосмыслении и пересмотре его культурно-эстетического содержания. Проблема заключается не только в качестве преподавания предмета «русский язык», но в ином подходе к его преподаванию. Обучение и воспитание как единый процесс должны строиться с учетом языковой среды обитания человека, с учетом культурных традиций, базовых ценностей народа.
8. «Оживить» читательский формуляр - вернуть ребенка к чтению!
Проблемы детского чтения
Создать полную и достоверную картину чтения детей сложно.
Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, выявлять противоречия и связь явлений. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.
В начале ХХI века дети действительно читают «не то» и «не так». Однако они, безусловно, читают. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др.
Произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Клише и формальный подход изучению классической литературы привели к тому, что утрачивается не только культура чтения, но и культура речи. У сегодняшних детей и подростков не только другие литературные предпочтения, но и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как одному из средств информации.
Какие задачи мы, учителя, должны ставить перед собой:
Во-первых, необходимо помочь ребёнку осознать значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое.
Во-вторых, приобщать к чтению следует еще в дошкольный период развития личности ребёнка. И огромную решающую роль здесь играют семья, её социокультурная среда и читательская культура родителей. У нечитающих родителей - нечитающие дети. Следовательно, необходимо провести беседы и родительские собрания, освещающие этот аспект.
В-третьих ,необходимо в контакте с учителями-словесниками добиваться, чтобы при изучении творчества какого-либо писателя дети читали сами тексты, а не только критику и пересказы. Главное – читать, сделать процесс чтения и сопереживания героям привлекательным.
Формы работы по привлечению к чтению:
-громкое чтение в библиотеке (даже для взрослых) снова на пике популярности, -неформальные интерьеры библиотеки и столь же неформальные отношения учеников с библиотекарем,
- проведение библиотечных уроков библиотекарем или совместно с учителем,
-развивать читательскую самостоятельность в начальной школе,
- Книжные выставки.
-Обсуждение книги.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что обязательным условием успешной работы в активизации детского чтения, тесное взаимодействие с другими структурными подразделениями школы, с учителями предметниками. Огромные перспективы открывают совместные формы работы с библиотеками.