Рабочая программа по СОЗ (спортивно-оздоровительные занятия) 3 класс С(К)ОШ VIII вид
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии
«Тлянче Тамакская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат VIII вида» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол № 1от 28 августа 2014 уч.года
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБС(К)ОУ «Тлянче-Тамакская
школа – интернат VIII вида»
____________/Н.М.Валиев
Введено приказом №
от 28 августа 2014г.
Рабочая программа
по предмету уроки здоровья
для 3 класса
Количество часов в неделю 1
Количество часов в год 34
Составитель: Фахриева Энзе Тадхиновна,
учитель-дефектолог первой квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора________________ Насибуллина Р.Н.
РАССМОТРЕНО
На заседании МО, протокол от 26 августа 2014г.
Руководитель МО______________Фахриева Э.Т.
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Здоровье – необходимое условие для развития личности, фактор успеха на последующих этапах жизни. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую невозможно.
Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных - здоровье.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Подвижные игры выступают в программе по спортивно-оздоровительному направлению, как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и метод развития и коррекции физических, психических, интеллектуальных возможностей аномального ребенка. Являясь неотъемлемым компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни.
Программа по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
1.1. Цели и задачи обучения
по спортивно-оздоровительному направлению
Программа по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Спортивно - оздоровительное направление носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование: представлений о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; навыков конструктивного общения; потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение: осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); упражнениям сохранения зрения.
Содержание программы
Формы проведения занятия и виды деятельности
Тематика
Игры
Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим “Я б в спасатели пошел” «Остров здоровья» «Состояние экологии и её влияние на организм человека»
Беседы
Полезные и вредные продукты. Гигиена правильной осанки. Мой внешний вид – залог здоровья. Как питались в стародавние времена и питание нашего времени. Мода и школьные будни. Как защититься от простуды и гриппа
Тесты и анкетирование
Чему мы научились за год. «Правильно ли вы питаетесь?» Чему мы научились и чего достигли «Что мы знаем о здоровье» «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» «Мои отношения к одноклассникам» «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
Круглые столы
«Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений
Просмотр тематических видеофильмов
«Как сохранить и укрепить зрение» «Быстрое развитие памяти»«Человек» «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и мы» Клещевой энцефалит Вредные и полезные растения.
Экскурсии
«Сезонные изменения и как их принимает человек» «Природа – источник здоровья» «У природы нет плохой погоды»
Дни здоровья, спортивные мероприятия
«Дальше, быстрее, выше» «Хочу остаться здоровым» «За здоровый образ жизни»
Конкурсы рисунков, плакатов, выпуск газет, листовок.
В здоровом теле здоровый дух «Моё настроение». Вредные и полезные растения. Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка» «Продукты для здоровья» «Мы за здоровый образ жизни» «Нет курению!» Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»
Решение ситуационных задач
Культура питания. Этикет. Лесная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на службе человека. Вредные привычки
Программа по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» предназначен для обучающихся 1-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс 33 часа в год, 2- 4 классы -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Программа по спортивно-оздоровительному направлению
«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» состоит из четырёх частей:
1 класс «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Планируемые результаты освоения обучающимися
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Требования к знаниям и умениям
В ходе реализация программы по спортивно-оздоровительному направлению обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
·
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБС(К)ОУ «Тлянче-Тамакская С(К)ОШ»
____________________ Н.М.Валиев
Календарно-тематическое планирование
Фахриевой Энзе Талхиновны
учителя – дефектолога на 2014/2015 учебный год
План составлен согласно программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой 2008 года
Предмет
Класс
Всего кол-во часов
Кол-во часов в неделю
Количество
Название, автор учебника, год издания
Контр. Работ
тестов
Экскурсии
Практических работ
Уроки здоровья
3
35
1
-
3
1
Воронкова, В.В.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 1-4 классы.-М.: Владос, 2008.
Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В. И. Ковалько. – М. : Вако, 2004.
Методическая тема на __2014/2015_учебный год
Районная
Школьная
Учителя
Повышение качества образования через эффективно использование современных технологий и внедрение новых обучающих структур в практику обучения и воспитания.
Коррекционно-развивающее обучение, социализация детей с нарушениями интеллекта через трудовое, физическое и культурное воспитание – условия подготовки их самостоятельной жизни и труда, привития навыков культурного общения.
Ассоциативные методы в процессе обучения грамоте учащихся с нарушением интеллекта
Календарно - тематическое планирование
№п.п
Тема урока
Всего часов
Календарные сроки
Планируемые результаты
КИМ
план
факт
Знания
Умения
Общие умения, навыки и способы деятельности
1 четверть
Введение 4ч
1
Введение. Друзья – вода и мыло
1
4.09
Знать навыки здорового образа жизни
Уметь пользоваться предметами личной гигиены
Следить за осанкой
2
Глаза – главные помощники человека
1
11.09
Знать строение глаза
Уметь правильно ухаживать за глазами
Знать гигиену органов зрения
3
Чтобы уши слышали
1
18.09
Знать правила ухода за ушами
Уметь ухаживать за ушами
Активизировать и обогащать словарь детей
4
В гостях у Мойдодыра
1
25.09
Знать правила личной гигиены
Уметь пользоваться предметами личной гигиены
Слушать внимательно учителя
Игра
Питание и здоровье 5ч
5
Овощи и фрукты – важные продукты
1
2.10
Дать представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи
Систематизировать и расширять знания детей об овощах, ягодах и фруктах
Сохранение и укрепление здоровья с помощью овощей, ягод и фруктов
6
Правильное питание – залог физического и психологического здоровья
1
9.10
Знать режим правильного питания
Уметь следить за своим питанием
Воспитание бережного отношения к своему здоровью
7
Вредные микробы
1
16.10
Иметь понятие о микробах
Уметь пользоваться простыми способами борьбы с болезнетворными микробами
Внимательно относиться к себе и к своему здоровью
8
Что такое здоровая пища и как её приготовить
1
23.10
Иметь представление «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные продукты»
Уметь выбирать продукты питания, полезные для здоровья
Ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих
9
«Чудесный сундучок»
1
30.10
Иметь представление «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные продукты»
Уметь выбирать продукты питания, полезные для здоровья
Ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих
игра
2 ЧЕТВЕРТЬ 7ч
Моё здоровье в моих руках 7ч
10
Мир растений и их польза
1
13.11
Знать правила их сбора, хранения и применения. Учить детей бережно относиться «детям природы».
Уметь правильно засушивать лекарственные травы
Уметь сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас
Практическая работа
11
Бытовые травмы
1
20.11
Знать виды травм и меры их предупреждения
Уметь оказывать первую помощь
Использовать полученные знания в повседневной жизни
Практическая работа
12
Порядок и чистота – наши верные друзья
1
27.11
Знать правила личной гигиены
Уметь пользоваться предметами личной гигиены
Слушать внимательно учителя
13
Солнце, воздух и вода – наши верные друзья
1
4.12
Знать взаимосвязь между состоянием окружающей среды и здоровья человека
Уметь бережно относиться к природе
Уметь работать в коллективе
14
Беседа «Как сохранять и укреплять своё здоровье»
1
11.12
Ознакомление с нормами здорового образа жизни
Уметь оказывать элементарную помощь
Закрепить представления детей о назначении отдельных органов человека
15
Экскурсия «Природа – источник здоровья»
1
18.12
Знать взаимосвязь между состоянием окружающей среды и здоровья человека
Уметь бережно относиться к природе
Уметь работать в коллективе
16
«Моё здоровье в моих руках»
1
25.12
Знать правила личной гигиены
Уметь пользоваться предметами личной гигиены
Слушать внимательно учителя
3 четверть 10ч
Я в школе и дома 6ч
17
Мой внешний вид-залог здоровья
1
15.01
Знать правила личной гигиены
Уметь пользоваться предметами личной гигиены
Слушать внимательно учителя
18
Беседа «Доброречие»
1
22.01
Знать стихи о добре и зле, знать вежливые слова
Уметь быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе
Уметь сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас
19
«Если рядом опасный человек»
1
29.01
Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих
Уметь предвидеть, распознать и правильно действовать в экстремальных ситуациях в природе и обществе
Использовать полученные знания в повседневной жизни
20
Беседа «Бесценный дар-зрение»
1
5.02
Формирование у учащихся знания о своем организме, органе зрения. Познакомить со строением глаза.
Уметь правильно ухаживать за глазами
Знать гигиену органов зрения
21
Гигиена правильной осанки
1
12.02
Знать упражнения для исправления осанки в школе и дома
Уметь заботиться о правильном положении тела
Использовать полученные знания в повседневной жизни
22
Компьютер и общение с ним
1
19.02
Знать компьютер – это вред или польза
Уметь пользоваться правилами профилактики компьютерной зависимости
Воспитание внимания при работе на уроке
Чтоб забыть про докторов 4ч
23
Закаливание от простудных болезней
1
26.02
Знать основные методы закаливания
Уметь применять усвоенное на уроках на практике
Использовать полученные знания в повседневной жизни
24
Движение – это жизнь
1
5.03
Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни
Уметь выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь
Использовать полученные знания в повседневной жизни
25
Игра «Дальше, быстрее, выше»
1
12.03
Формирование у учащихся знания о своем организме
Уметь применять усвоенное на уроках на практике
Использовать полученные знания в повседневной жизни
26
Беседа «Разговор о правильном питании». Вкусные и полезные вкусности
1
19.03
Ознакомление с нормами здорового образа жизни
Уметь оказывать элементарную помощь
Закрепить представления детей о назначении отдельных органов человека
4 четверть 9ч
«Я и моё ближайшее окружение»
27
Мир моих увлечений
1
2.04
Знакомство с занятиями и увлечениями ребят вне школы
Уметь слушать детей
Воспитания внимания при работе на уроках
28
Вредные привычки и их профилактика
1
9.04
Сформировать представление учащихся о вредных привычках
Уметь вести активный здоровый образ жизни
Использовать полученные знания в повседневной жизни
29
Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
16.04
Ознакомление с представлениями о добре и зле
Уметь быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе
Уметь сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас
30
В мире интересного
1
23.04
Знакомство с занятиями и увлечениями ребят вне школы
Уметь слушать детей
Воспитания внимания при работе на уроках
Вот и стали мы на год взрослей 4ч
31
Я и опасность
1
30.04
Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих
Уметь предвидеть, распознать и правильно действовать в экстремальных ситуациях в природе и обществе
Использовать полученные знания в повседневной жизни
32
Экскурсия Лесная аптека на службе человека
1
7.05
Знать взаимосвязь между состоянием окружающей среды и здоровья человека
Уметь бережно относиться к природе
Уметь работать в коллективе
33
Правила купания и загорания
1
14.05
Знать правила пребывания на пляже и на воде, первая помощь при солнечных ударах и ожогах
Уметь правильно и безопасного загорать и купаться
Использовать полученные знания в повседневной жизни
34
Чему научились и чего достигли
1
21.05
Знакомство с занятиями и увлечениями ребят вне школы
Уметь слушать детей
Воспитания внимания при работе на уроках
35
Итоговое занятие.Ознакомление с правила ТБ во время летних каникул
1
28.05
Ознакомление с нормами здорового образа жизни
Уметь оказывать элементарную помощь
Закрепить представления детей о назначении отдельных органов человека
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
Программа по спортивно-оздоровительному направлению , предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
№
п/п
Тема
Дата
Экскурсия. Мир растений и их польза
13.11
Бытовые травмы. Практическая работа
20.11
Экскурсия «Природа – источник здоровья»
18.12
Экскурсия. Лесная аптека на службе человека
7.05
Литература
1. Антропова, М. В., Кузнецова, Л. М. Режим дня школьника. М.: изд. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2. Бабкина, Н. В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
3. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И. С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5. Захаров. А. Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
6. Карасева, Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
7. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В. И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
8. Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
9. Невдахина, З. И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З. И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
10. Патрикеев, А. Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] детского отдыха.
11. Синягина, Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
12. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
13. Степанова, О. А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
14. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
1. Учебные пособия:
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и др.;
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], профилактика инфекционных заболеваний и др.;
измерительные приборы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], часы и их модели.
2. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], мультимедийный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], DVD, и др.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
15