Мастер-класс Использование арт-терапии в работе ДОУ


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Центр развития ребенка детский сад «Радуга»
Д. Николаевка МР Уфимский район
Республика Башкортостан
Мастер-класс "Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ".
(для Районного методического объединения воспитателей Уфимского района)
121539031305500
Педагог-психолог Капельман О.Ю.
Декабрь 2016 год.

Цель: повысить  профессиональное мастерство педагогов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.
Задачи:
познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии  (изотерапию, музыкотерапию) как одну из форм организации мастер-класса;
способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы. 
Ожидаемые результаты:
1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе. 2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии. 3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.
Существует такое направление в психотерапии, которое носит название Арт-терапия. Терапия, использующая творческие ресурсы человека и глубинные процессы его психики.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.
Арт-терапия – это метод воздействия  на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. Она способствует самовыражению:
- застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха;
- гиперактивным, агрессивным –  переключиться на более спокойный вид деятельности.
Современная  арт-терапия включает множество направлений:
В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как  музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия, песочная терапия, тестопластика.
Музыкотерапия -контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё  предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
Тестопластика.
Полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть. Работая с тестом, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию.
Методика Драконовы ключи.
Снизить тревожность или успокоить гиперактивность раскраской? Родители в домашних условиях могут предложить ребенку раскраски драконовы ключи и получить хороший результат гармонизации эмоционального состояния ребенка. Активизируются межполушарные связи в головном мозге. Растет чувство ритма. Развивается мелкая моторика. Развивается образное мышление. Активизируется процесс развития.
В самом простом «родительском» варианте инструкция к работе будет следующей:
1.Предложить детям варианты раскрасок.2.Дать время для осуществления выбора конкретной одной раскраски.3. Предложить широкий выбор карандашей, мелков, гелиевых ручек, фломастеров.4. Время для работы не ограничивается.5. Рисунок не обсуждать, стараться меньше разговаривать.6. Можно поставить спокойную музыку.7. Предложить вырезать картинку и прикрепить на своем теле.
Когда раскраска Драконовы ключи будет завершена, нужно предложить ребенку рассказать о ней, придерживаясь следующего плана
- почему ты выбрал именно эту картинку? Бабочка Драконовых ключей-что привлекло в этой картинке?-почему ты использовал именно эти цвета?-нравится ли работа?-какие чувства и эмоции возникали во время работы?-назови свою работу.
 Драконовы ключи для детей и родителей.Когда ребенок вам расскажет о своей работе по намеченному плану, можно попросить сочинить историю о персонаже. А в ответ вы также расскажите ребенку, что вы видите на рисунке, постарайтесь проникнуться рисунком и найти в нем ресурсность. Также рекомендую и мама заняться такой работой и раскрасить свои драконовы ключи, тогда ребенок будет вести беседу на равных.
Чем полезна раскраска Драконовы ключи для мамы?
Это раскраска не простая, она придумана в методике схемы-матрицы, резонирующей с ритмом психических процессов человека. Работая над такой схемой, мы активизируем внимание, интуицию, повышаем активность головного мозга, улучшаются межполушарные связи. Происходит гармонизация психического состояния, улучшаются взаимоотношения через развитие коммуникативных навыков.
Попробуйте! Вам очень понравится работа с драконовыми ключами!
Мандала-терапия.
Мандала-терапия – это, прежде всего, терапия (с греческого θεραπεία – лечение, оздоровление).Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления.Также в процессе рисования мандал оживает генетическая память и прорабатываются аспекты прошлых воплощений. Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с людьми при работе с мандалами. Налаживаются отношения с детьми, в семье, на работе.Чем больше соприкасаешься с прекрасным миром мандал, тем больше понимаешь глубину знаний, и область их применения, а в свободное время можно нарисовать ее обычной шариковой ручкой, штрихами с разным направлением и с разной силой нажатия.
Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает детям, родителям, педагогам наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.
– Спасибо за внимание!