Проект на темуМетодическая помощь педагогам дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»


МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
Чистопольского муниципального района
Тема «Методическая помощь педагогам дополнительного образования
в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Авторы проекта:
Ефимова Ирина Евгеньевна
методист МБУДО «Дворец творчества
детей и молодежи»
Чистопольского муниципального района

2016г.
Изложение проблемы:
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.
Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо развивать инклюзивное направление в условиях дополнительного образования, совместно обучать разных детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно рассматривались как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной успешности и личностного развития. Общество и государство пришло к переосмыслению своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.
Основываясь на анализе сложившейся ситуации, педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости в дальнейшей своей работе реализовывать образовательные потребности детей, относящихся к данной категории, через программы дополнительного образования.
Это приведет к тому, что расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся и формы научно-методического, психолого-педагогического сопровождения и внедрения инклюзивного образования.
2. Организовать систему психолого-педагогического сопровождения процессов внедрения инклюзивного образования.
3. Обеспечить материально-техническую базу обучения детей с ОВЗ.
4. Организовать информационно-коммуникационное взаимодействие участников образовательного процесса.
План действий по проекту:
№ мероприятия ответственные сроки
Задача 1.Проработать содержание и формы научно-методического, психолого-педагогического сопровождения и внедрения инклюзивного образования.
1.1 Переподготовка педагогических кадров по инклюзивному образованию. Зам.директора по учебной работе, методист Ноябрь-декабрь 2016г.
Январь - май 2017г.
1.2 Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы Зам.директора по учебной работе, методисты, социальный педагог, педагоги дополнительного образования Март - июнь 2017г.
1.3 Проведение методических мероприятий по изучению методик и технологий обучения (семинар, консультации, научно-практическая конференция) Зам.директора по учебной работе, методист, педагоги дополнительного образования Декабрь 2016г, апрель, июнь 2017г, февраль 2018г
1.4 Проведение углубленной психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ. Методисты, социальный педагог Март - июнь 2017г.
1.5 Определение характера, продолжительности и способов оценки эффективности специальной (коррекционной) помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Методисты, социальный педагог, педагоги дополнительного образования Март - июнь 2017г.
Задача 2. Организовать систему психолого-педагогического сопровождения процессов внедрения образования.
2.1 Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми с ОВЗ Методисты, социальный педагог Март 2017г.
2.2 Составление индивидуальной образовательной программы обучения каждым специалистом Зам.директора по учебной работе, методисты, социальный педагог, педагоги дополнительного образования Август – сентябрь 2017г
2.3 Реализация коррекционно-развивающих, индивидуальных образовательных программ обучения детей с ОВЗ Методисты, педагоги дополнительного образования 2017-2018 учебный год
2.4 Динамическое отслеживание результатов обучения (выставки, мастер-класс, концерты, фестивали, общественная деятельность детских сообществ и др.).
Зам.директора методисты В течение 2017-2018
учебного года
Задача 3. Обеспечить материально-техническую базу обучения детей с ОВЗ.
3.1 Создание оборудованных учебных кабинетов администрация Январь-май 2017г
3.2 Формирование комфортной образовательной среды. Администрация, педагоги дополнительного образования Январь-май 2017г
Задача 4. Организовать информационно-коммуникационное взаимодействие участников образовательного процесса.
4.1 Информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса
администрация В течение проекта
4.2 Изучение общественного мнения администрация В течение проекта
Бюджет проекта:
№ мероприятия Предполагаемые результаты (руб)
Задача 1.Проработать содержание и формы научно-методического, психолого-педагогического сопровождения и внедрения инклюзивного образования.
1.1 Переподготовка педагогических кадров по инклюзивному обучению. 30000*6чел=180 000 руб1.2 Проведение методических мероприятий по изучению методик и технологий обучения. Бумага 300*1уп=300 руб1.3 Проведение углубленного психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ. Бумага 300*1уп=300 рубЗадача 2. Организовать систему психолого-педагогического сопровождения процессов внедрения образования.
2.1 Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми с ОВЗ Бумага 300*1уп=300 руб, распечатка 700 руб2.2 Составление индивидуальной образовательной программы обучения каждым специалистом Бумага 300*1уп=300 рубЗадача 3. Обеспечить материально-техническую базу обучения детей с ОВЗ.
3.1 Создание оборудованных учебных кабинетов (переоборудование бассейна, создание швейного кабинета, приобретение спортивного инвентаря) 1 000 000 рубитого 1181900 рубПоказатели эффективности проекта:
№ показатель Единица измерения Значение показателей
2016 2017 2018
Задача 1.Проработать содержание и формы научно-методического, психолого-педагогического сопровождения и внедрения инклюзивного образования.
1.1 Переподготовка педагогических кадров по инклюзивному обучению. Количество человек 3 3 -
1.2 Проведение методических мероприятий по изучению методик и технологий обучения. Количество мероприятий 1 2 3
Задача 2. Организовать систему психолого-педагогического сопровождения процессов внедрения образования.
2.1 Психолого-педагогическая диагностика обучающихся. Количество раз в учебном году 1 2 2
2.2 Мониторинг качества образования. Количество раз в учебном году 1 2 2
2.3 Отчеты по выполнению индивидуальной образовательной программы ребенка. Количество раз в учебном году 1 2 2
2.4 Анализ результатов деятельности по проекту Количество раз в учебном году 1 1 1
2.5 Проведение открытых семинаров для педагогического сообщества города. Количество раз в учебном году 1 2 2
Задача 3. Обеспечить материально-техническую базу обучения детей с ОВЗ.
3.1 Переоборудование бассейна (приобретение подъемника, установление пандусов, переоборудование душевой и туалетной комнаты) - По смете По смете
оборудование швейной мастерской (приобретение швейных машин, манекена, парагенератора, оверлока) - По смете По смете
приобретение спортивного инвентаря для групп здоровья По смете - -
Задача 4. Организовать информационно-коммуникационное взаимодействие участников образовательного процесса
4.1 Освещение хода и результатов проекта в СМИ, публикации Количество раз в учебном году - 3 3
Предполагаемые результаты:
овладение педагогами методиками работы с детьми с ОВЗ
сформированность у педагогов навыков работы с детьми с ОВЗ
создание образовательной среды, которая позволит успешно обучаться детям с ограниченными возможностями здоровья

Возможные риски реализации проекта
Риски проекта:
Способы их преодоления:
методическая неготовность педагогов к включению в образование;
методическая учеба педагогических кадров, консультации
низкая мотивация педагогических кадров к реализации проекта;
материальное стимулирование педагогов-участников проекта через балльную систему оплаты труда
Литература
1.Ануфриев А.Ф., Костормина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство «Ось-89», 1999
2. Банч Гэри. Включающие образование: Как добиться успеха?: Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе.- М., 2008
3. Борисова Н., Прушинский С. Инклюзивное образование: право, принципы, практика.- М.,2009
4. Жукова Л., Ливанова Е. Инклюзивное обучение: как это делаем мы.- Здоровье детей «Первое сентября».- 2010.-№16
5. Зварыгина Ю. В. Из опыта работы по обучению учащихся с ОВЗ «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ раннего школьного возраста в условиях ФГОС 2 поколения» URL: http://www.study.ip-63.ru/tecuchiepisma/336-programma-konferenczii-i-doklady.html (дата обращения - 21.11.2012)
6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2003
7. Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2008