Коммуникативные и конструктивные способности (урок педагогики в 9 классе)


Коммуникативные и конструктивные способности
(урок педагогики в 9 классе)
Н.В. Кохан, учитель педагогики, к.п.н.
В условиях адаптации образования к изменениям в обществ меняются требования к ученику: «выпускник знающий» уже не вполне отвечает запросам социума, возникает спрос на «выпускника умеющего, творческого». Подготовка к эффективной деятельности в обновленном социуме требует от обучающихся умений вырабатывать собственное мнение, осмысливать опыт, логично выстраивать аргументы в пользу какой-либо позиции. Одним из путей решения данной проблемы является развитие критического мышления, эмпатии и рефлективной способности.
В определении понятия критического мышления мы придерживаемся точки зрения Е.А. Генике (Институт теории и истории педагогики РАО), рассматривая критическое мышление не только как выявление ошибок и поиск путей их исправления, но и как умение видеть старые идеи с новой точки зрения, знание разницы между возможно правильным и неправильным, осознание своего непонимания. Уроки педагогики создают условия для формирования и развития компетенций обучающихся в направлении критического мышления вообще и самостоятельного осмысления конкретных ситуаций, проектирования на этой основе собственной деятельности в частности.
Тема «Коммуникативные и конструктивные способности» входит в тематический план рабочей программы за курс 9 класса (модуль «Педагогические способности и их развитие»). Главная дидактическая цель урока состояла в выработке умения видеть образец, проектировать алгоритм поведения в разных ситуациях взаимодействия.
В этом смысле результатом урока для учителя стали организация учебного труда в атмосфере доверия и взаимоуважения, создание условий для предупреждения однозначного толкования ситуации, события, вовлечение обучающихся в реализацию интерактивных приёмов приращения знаний на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Результатом урока для обучающихся стали освоение ряда приёмов, помогающих учиться, способность отслеживать мыслительные процессы и рефлектировать по поводу результатов своей деятельности.
Задачи, которые позволили достичь цель урока: обучающая – способствовать развитию умения позитивной коммуникации и проектирования; воспитывающая – убедить в значимости восприятия знания как приращения личного познавательного опыта; развивающая – содействовать формированию навыка фиксировать особенности поведения другого человека.
Тип урока был выбран, исходя из направленности обучения, а именно личностно ориентированной. Ключевым понятием, отражающим личностную ориентацию, является освоение. Следовательно, комбинированный тип урока наиболее подходит по своему логическому содержанию и характеру познавательной деятельности для освоения обучающимися новых знаний и опыта.
В качестве способа определения личностного смысла в изучении обучающимися данной темы были выбраны приёмы «Знаю – Желаю узнать – Узнал» (ЗЖУ) и составление кластера по теме урока. Надо отметить, что именно заполнение таблицы ЗЖУ позволило стимулировать познавательный интерес. Составление кластера как выявление уже известного и определение зоны незнания, закономерностей, перспектив дальнейшего развития этого «известного» явилось способом выделения существенного в теме для данного урока. Текстовая рамка (принцип организации диалога) на этом этапе урока носила направленность «проблема – поиск решения», далее – «цель – деятельность – результат». Формированию ценностных оснований способствовал поиск ответов на вопрос «Что есть знание?». Учащимся было предложено выбрать вариант определения понятия новое знание: вариант 1 – чтение инструкции по сборке чего-либо, вариант 2 - чтение инструкции по сборке чего-либо и следование ей, вариант 3 – чтение инструкции и пересказ ее содержания другому человеку. Через использование текстовой рамки «сравнение – различие» произошла актуализация знаний и осмысление обучающимися собственного представления о новом знании.
Межпредметные связи реализованы на уроке в текстах педагогических задач, примерах для активации процессов мышления, в работе над определением понятия эмпатия. Практическая направленность урока была выявлена в самом его начале совместно с обучающимися при формулировании личностного смысла в изучении данной темы и получила развитие на этапе решения педагогических задач, выполнения творческого задания. Показателем реализации этой направленности стали способность быстро и качественно обрабатывать большой объем учебной информации, демонстрация интереса к мнению собеседника и процессу его умозаключений.
Для творческого задания были предложены театрализация педагогической задачи и фрагменты рассказа «Я жду вас всегда с интересом». Текстовая рамка диалога на этом этапе «проблема – поиск – решение». Отрадно, что присутствовавшие на уроке коллеги тоже проявили активность, чему способствовали приемы неожиданности и формулирования противоречий.
В работе с текстом рассказа обучающиеся должны были найти примеры проявления коммуникативных и конструктивных способностей главных героев. Тем самым на практике при отборе информации обучающиеся совершенствовали навыки поиска утверждения и его аргументации.
Помимо вышеназванных использованы приёмы толстых и тонких вопросов, активного (маркированного) чтения, учебной дискуссии. Познавательная активность обучающихся стимулировалась одобрительными характеристиками со стороны учителя, благодарностью за идеи, проявление интереса к иному мнению, бонусами в счет работы на следующем уроке, лицейскими календариками.
Показателями успешности обучающихся на уроке стали осознанная мотивация к познанию, демонстрация метапредметных навыков, позитивной коммуникации, творческое переложение имеющейся информации, рефлексия восприятия нового знания как приращения личного опыта и желание продолжить изучение данной темы в рамках учебного исследования к Ликейским чтениям.
Таким образом, поставленные задачи урока были решены с помощью оптимального соотнесения теории и практики вопроса, дозирования информации со стороны учителя, интерактивных приёмов, а именно их важнейшего признака – воспроизводимости на уровне педагогического процесса.
Технологическая карта урока «Основы педагогической культуры»
Класс: 9
Тема: Коммуникативные и конструктивные способности
Имя урока: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна узнать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский)
Оборудование: компьютерная презентация, рабочая тетрадь учащегося.
Главная дидактическая цель урока: выработать умение видеть образец, проектировать алгоритм поведения в разных ситуациях взаимодействия.
Задачи:
обучающая – способствовать развитию умения позитивной коммуникации и проектирования;
воспитывающая – убедить в значимости восприятия знания как приращения личного познавательного опыта;
развивающая – содействовать формированию навыка фиксировать особенности поведения другого человека.
Организационная структура урока
Фаза урока Методический приём Текстовая рамка Деятельность обучающихсяВызов «Толстый» вопрос: «Поясните, как Вы понимаете «узнать что-то новое»? Сравнение-различие Активация знаний и осмысление
«Знаю – Желаю узнать – Узнал» (ЗЖУ) Проблема – поиск - решение Заполнение первых колонок таблицы
Осмысление Кластер Цель – деятельность - результат Фиксирование информации по теме урока в рабочей тетради
Решение педагогических задач Проблема – поиск - решение Мозговой штурм в малых группах
Активное чтение Утверждение - аргумент Поиск и отбор информации
Рефлексия Обращение к кластеру и таблице ЗЖУ Проблема – поиск - решение Актуализация информации, завершение заполнения таблицы