Презентация урока-семинара Футуризм как литературно-художественное направление


Футуризм как литературно-художественное направлениеУрок-семинар в 11 классе Группа « Историки»Дать определение футуризма;Рассмотреть культурологические причины возникновения футуризма; Истоки футуризма. Ф.Т.Маринетти «Моя поэзия интернациональна, она понятна и европейцу, и зулусу» Ф.Т.Маринетти1909 год «Первый манифест футуризма»:«Слова на свободу!»Новое искусство призвано спасти мир.Время требует быстрого слова. «Скажите мне поскорей!» ФутуризмФутуризм (от лат. futurum — будущее) — авангардистское течение в европейском искусстве 10—20-х гг. XX в. Сложился в Италии. В творческой практике итальянских живописцев У. Боччони, Дж. Северини и др. проявилась тенденция сделать предметом искусства динамизм как таковой. Отрицание традиционной культуры, ее художественных ценностей, культ техники, индустриальных городов (урба­низм)приобретал у итальянских футуристов антигуманистический характер: по утверждению итальянского писателя Ф. Т. Маринетти (вождя и теоретика футуризма, автора «Манифестов итальянского футуризма», 1909—19), жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слезы женщины. Предпосылки возникновения футуризма в России История:- поражение России в русско-японской войне;- кровавое воскресенье;-первая революция;-начало Столыпинской реформы;-первая Мировая война.Культура и общество:-расцвет науки и техники;-появление электричества, радио, телефона, телеграфа, автомобилей;-расцвет балета, оперы, театра;-расцвет песенного жанра (хор Пятницкого, эстрадные песни);-рост заводов, фабрик, необходимость в рабочей силеУрбанизация – рост городов Назовите основные причины возникновения футуризмаЗадание от «Историков» Группа «Искусствоведы». Познакомить с образцами европейской футуристической живописиРассмотреть основные отличия европейского футуризма от русского Джакомо Балла "Динамизм собачки на поводке" Джакомо Балла. "Текущие линии + динамические последовательности - полет ласточек" Казимир Малевич «Авиатор» На примере представленных картин расскажите об основных различиях русского футуризма от европейского.Задание от «Искусствоведов» На примере Манифеста «Пощечина общественному вкусу» раскрыть основные взгляды русских футуристов. Практическая работа.Группа «Аналитики» Манифест “Пощечина общественному вкусу”Читающим наше Новое Первое Неожиданное.Только мы – лицо нашего Времени, Рог времени трубит нами в словесном искусстве.Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. С Парохода современности.Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.Кто же, доверчивый , обратит последнюю любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака Брюсова? Или на них зори неведомых красот?Вымойте руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.Всем этим Максимам Горьким Куприным, Блокам, Сологубам, Ремезовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. И проч. Нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество! Мы приказываем чтить права поэтов:На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.Стоять на глыбе слова “мы” среди моря свиста и негодования.И если пока в наших строках остались грязные клейма ваших “здравого смысла” и “хорошего вкуса”, то все же на них уже трепещут впервые Зарницы новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.Москва. 1912. декабрь. Задание от «Аналитиков»Кого и почему отвергали футуристы?В чем проявилась ненависть к языку, существовавшему до футуристов?Как вы понимаете смысл “самовитого слова”?Кому и за что была эта “пощечина”? Основные черты футуризма • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;• отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;• бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка Группа «Исследователи»Исследовать особенности основных групп в футуризме РоссииВыявить отличительные черты каждого футуристического сообщества ФУТУРИЗМКубофутуризмЭгофутуризм«Мезонин поэзии»(поэтическое объединение)«Центрифуга»(московская футуристическая группа) Первой русской футуристической группой была группа «Будетляне», позднее превратившаяся в движение кубофутуристов. Гилея"-еще одно название этой группы. Термин «Будетляне» был образован от слова «будет» Велимиром Хлебниковым. Первоначально этот термин подчёркивал самобытность русского футуризма, который не повторял полностью положения Филиппо Маринетти, идеолога европейского футуризма. Будетлянство считало себя независимым явлением, продиктованным временем.К будетлянам относились поэты Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Владимир Маяковский и другие. Литературные произведения кубофутуристов основывались на полном отрицании всех законов и правил грамматики и поэтики. Основные принципы определялись главным понятием «против» : слово против содержания, слово против языка (литературного, академического) , слово против ритма (музыкального, условного) , слово против размера, слово против синтаксиса, слово против этимологии. Так, в поэзии В. В. Маяковского звуки и буквы становятся целостными образами, а полные рифмы заменяются составными ассонансными. Кубофутуристы ЭгофутуристыПетербургские эгофутуристы И.Северянин, И. Игнатьев, В.Гнедов Московские эгофутуризмы«Мезонин поэзии» Эгофутуризм"( в переводе с латыни "Я – будущее") был другой разновидностью русского футуризма, но кроме созвучия названий имел с ним очень мало общего. История эгофутуризма как организованного направления была слишком коротка (с 1911 до начала 1914 г.). В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина.Эгофутуризм 1. Душа – единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со "стереотипами" и "заставками". 7. Разнообразие метров".Лозунги эгофутуриста Игоря Северянина Петербургские эгофутуристы И.Северянин, И. Игнатьев, В.Гнедов Преклонение перед техническим прогрессом, урбанизацией.Робкое словотворчествоПодражание раннему декаденству (салонный эротизм, утончённость, утверждение крайнего эгоцентризма) «Мезонин поэзии» Третья футуристическая группа называлась «Мезонин поэзии». Организовали ее поэт В. Шершеневич и художник Л. Зак, выступавший под именем Хрисанф и другие. Эта группа заявила о себе весной 1913 года, но просуществовала меньше года (по январь 1914 года). В отличие от кубофутуристов и эгофутуристов, члены «Мезонина поэзии» (за исключением В. Шершеневича) не участвовали активно в публичной полемике. Суть жеманной программы «Мезонина» – в готовности выявить в окружающей действительности ее скрытую красоту, восхититься аксессуарами современного городского быта, а заодно отказаться от резкостей, крайностей как в плане содержания, так и в плане выражения. «Центрифуга»Одно из поэтических течений Серебряного века – московская футуристическая группа "Центрифуга", образовавшаяся в январе 1914 года. Основные участники будущей группы – С.Бобров, Б.Пастернак и Н.Асеев – были знакомы задолго до её основания. Весной 1913 года С.Бобров организовал кружок молодёжи и открыл небольшое издательство "Лирика", в котором вышли первые книги "Центрифуги". Основной особенностью в теории и художественной практике участников "Центрифуги" было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опора на традиции. Найдите черты эгофутуризма в отрывке из стихотворения Игоря Северянина «Рескрипт короля»Задание от «Исследователей» Показать на практике основные поэтические особенности футуризма в лирике. Для совместного анализа мы предлагаем вам стихотворение Игоря Северянина. «Анана́сы в шампа́нском» (или «Увертю́ра») Группа «Лингвисты»   Увертю́ра (фр. ouverture, от лат.apertura — открытие, начало) — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету,оперетте), но иногда и к драматическому «Анана́сы в шампа́нском» («Увертю́ра») — стихотворение Игоря Северянина из цикла «Розирис», написанное в январе1915 года в Петрограде и опубликованное в одноимённом (одном из наиболее известных) сборнике поэта. Когда, где и при каких обстоятельствах написано стихотворение? Прочитайте строки, в которых автор говорит о времени.Какие черты времени нашли свое отражение в этих строках?Прочитайте строки, в которых автор описывает лирического героя. Как эти строки характеризуют лирического героя? Какие черты времени выделяет лирический герой? Как лирический герой относится к своей эпохе? Какие средства художественной выразительности использует автор? На уровне семантики (значения)Слово дробили, пересоздавали (разбивали и складывали заново), создавали новые морфологические и фонетические комбинации (звук становится самостоятельной значимой единицей).- реализация метафоры. На уровне синтаксиса:Нарушение законов лексической сочетаемости.Отказ от знаков препинания.«Телеграфный» синтаксис.Различные формы визуального воздействия текста.Я – КТО – Я –Я – вроде утроветраВо втуманах долинеБудь берёзкойЯ обниму – покачаю.Я – КТО – Я –Я – вроде небожаворонкаНад вершине полянеСлушай чуткоЯ звеню солнцелучами.Я – КТО – Я –Я – вроде яркоплаткаНа с ягодами девушкеПой со мнойЯ ПЕСНЕПЬЯНСТВУЮ. В.Каменский На уровне стихотворчества:Новые ритмы.Причудливые рифмы.Использование элементов народной поэзии, рекламы и т.п. сегодня я узнал...было трудно…я понял, что…я научился…я смог…было интересно узнать, что…меня удивило…мне захотелось… и т.д.Выберите и закончите 1-2 предложения . Облако «тегов» Домашнее задание Составьте опорную схему по биографии Владимира Маяковского. Подготовьте выразительное чтение раннего стихотворения Маяковского на выбор.