Программа модуля по русскому языку Текстоведение (6 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №10 города Советска Калининградской области
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
русского языка и литературы
протокол №1 от 28.08.2014г.
Руководитель МО
__________ Г.М. Нилова УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ лицея №10
____________ Г.Ф.Соколовский« 29 » августа 2014 г.
Программа
модуля «Текстоведение»
6-в класса
Составил(а):
учитель Кудрявцева Т.А.
Пояснительная записка
Задача курса «Текстоведение» для 6 «В» класса направлена на усвоение нового материала по разделам: «Текст», «Культура речи», на совершенствование речевых умений и навыков, на развитие творческих способностей пятиклассников, а также на повышение интереса к изучению родного языка и воспитание бережного отношения к нему.
Особенность по отношению к ФГОС ООО.
Программа создана на основе программы по русскому языку и является её частью. Она детализирует и раскрывает содержание работы с текстом как единицей языка, определяет общую стратегию развития учащихся средствами предметного содержания в соответствии с целями изучения раздела «Текст» русского языка, которые определены ФГОС для основной ступени.
Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия «Текстоведения» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
Курс «Текстоведение» для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенности его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
В какую образовательную область входит данный учебный предмет.
Модуль «Текстоведение» входит в курс русского языка и является его неотъемлемой частью, а курс русского языка входит предметную область «Филология».
Общие цели учебного предмета для ступени обучения (кратко).
Основная цель программы модуля «Текстоведение» в 6 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке (в частности о теории текста) и формирует у них языковые и речевые умения.
Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся.
Содержательные линии предмета:
«Текстоведение» входит в состав разделов знаний о языке, поэтому программу модуля составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит: отобранную в соответствии с задачами обучения систему речеведческих понятий, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 6 класса.
Основная цель курса – расширение познавательного контекста учащихся; развитие интереса к художественному слову; повышение культуры устной и письменной речи; формирование национального самосознания и духовного здоровья учащихся.
Программа курса предназначена для изучения стилистических и языковых явлений.
Основные задачи курса:
- ознакомление с основными направлениями стилистики, с принципами речевой организации текста;
- изучение приёмов индивидуально-авторского использования языковых средств;
- рассмотрение идейного содержания и художественных особенностей литературного произведения;
- четкое разграничение и оценка индивидуально-авторских и общеязыковых факторов.
Модуль «Текстоведение» в 6 классе связан, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных траекторий (программ), так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Модуль, по сути дела, «компенсируют» во многом ограниченные возможности основного курса русского языка в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей учащихся.
Формирование у школьников коммуникативной компетенции, культуры общения от межличностной до корпоративной особенно актуально сегодня, когда необходимо динамично и грамотно ориентироваться в захлёстывающем потоке самой разнообразной информации. Развитие и образование подрастающего поколения – процесс практически непрерывный: они учатся и развиваются не только, даже не столько в школе, сколько под влиянием семьи, социума, окружения подростков, средств массовой информации, Интернета.
Предлагается реализация практико-ориентированного подхода к организации обучения русскому языку на основе приближения реальной речевой ситуации и повседневного общения к процессу обучения, с формированием нового содержания образования, соответствующего запросам современного информационного общества, специфике социальных коммуникаций.
Содержание программы модуля «Текстоведение» по русскому языку для 6 класса.
О языке и речи. Родной язык. Язык и речь. Культура речи. Общенародный русский язык. Русский литературный язык. Разговорная и книжная речь. Речевой этикет. Лексическое богатство русского языка и культура речи.
Текст. Признаки текста. Тема и основная мысль текста. Строение текста. План текста. Типы речи. Описание. Научное описание. Публицистическое описание. Рассуждение.
Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты
В результате изучения курса основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
В ходе изучения у обучающихся будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:
• порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);
• расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей — за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;
• формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.
В ходе изучения модуля обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
Будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Планируемые результаты.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
- освоить сведения по теории литературы, особенности построения и языка художественного произведения, сведения о жизни и творчестве писателей;
- уметь выделять и характеризовать основные компоненты литературного произведения;
- овладеть культурой чтения, чтобы эмоционально воспринимать и оценивать произведения разных жанров;
- уметь грамотно высказать и обосновать своё отношение к художественному произведению, выступить с сообщением или докладом на литературную или научную тему;
- уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия.
Программа курса рассчитана на 35 часов. Курс имеет практическую значимость, развивая навыки самостоятельной аналитической и исследовательской работы учащихся с источниками информации. Практические занятия направлены на всестороннюю работу с текстами: анализ художественных произведений, критических материалов, конспектирование, реферирование.
Итоговое занятие курса целесообразно провести в форме теоретического семинара – защита проектов, на котором ребята представят свои достижения.
Оцениваться работа учащихся может накопительной или рейтинговой оценкой.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
• основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:
• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;
• реализация уровневого подхода как в преподавании (на основе дифференциации требований к освоению учебных программ и достижению планируемых результатов), так и в оценочных процедурах (на основе дифференциации содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенных уровнях);• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;
• организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: факультативов, вводимых образовательным учреждением; программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения;
• целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;
• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникатив-ной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении курса обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Ученики получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
Планируемые результаты освоения программы модуля «Текстоведение»:
Ученик получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Ученик получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Создание письменных сообщений
Выпускник научится:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанногоВыпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять главную и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Каждая тема курса предусматривает проведение различных форм занятий:
выполнение практических заданий;
работа в малых группах;
имитационное моделирование;
групповое проектирование.
Итоговыми зачётными работами станут творческие работы обучающихся.
Текущие и промежуточные формы контроля – контрольная работа, индивидуальное собеседование, групповой опрос, тестирование и т.д.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
• основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Исходя из программы и её задач, предлагается следующее содержание курса:
Теоретическая часть. Стилистика – один из разделов лингвистической науки. Из истории стилистики. Сущность стилистического анализа: словесные средства художественной изобразительности, стилистические фигуры, звуковые средства художественной изобразительности, стихосложение.
Практическая часть (аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа). Работа с художественными текстами (проза, поэзия). Анализ текстов с точки зрения их принадлежности к роду, виду, жанру. Выделение основных компонентов текста: темы, идеи, системы образов и средств их создания, композиции и сюжета. Работа над особенностями средств художественной изобразительности: тропами (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, эпитет и т.д.); стилистическими фигурами (антитеза, оксюморон, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание и др.); звуковыми средствами художественной изобразительности (благозвучие, звукоподражание, аллитерация, звукопись и др.); стихосложением (строфа, стопы, рифма, размер).
Контроль. Ответы на конкретные вопросы как результат самостоятельного осмысления и исследования. Выполнение практических и тестовых заданий. Творческий семинар – защита проектов.
Методическое пособие для учителя:
1.Уроки русского языка в 6 классе/ Г.А. Богданова: Книга для учителя - М.: Просвещение, 2008.
2. Лингвистические сказки - Брянск: курсив, 2006.
Пособия для учащихся:
1.В.В.Леденева, Н.В. Халикова «Русский язык. Классы 5-7. Учебно-методическое пособие. 2-е издание» - М.: «Дрофа», 2005
2. Ушакова О.Д. Орфографический разбор слова: Словарик школьника.- СПб.: «Литера», 2007.
3. Шклярова Т.в. Словарь трудностей русского языка.-М.:ВАКО, 2009.
4. Фразеологический словарь для школьников/сост. Т.А. Химина.- СПб.: Литера, 2005.
5. Этимологический словарь для школьников - СПб.: Литера,2005.
дата №п/п 245110-730885Календарно-тематическое планирование модуля «Текстоведение»
34 часа в неделю
00Календарно-тематическое планирование модуля «Текстоведение»
34 часа в неделю
Тема Содержание Формы УУД Формы контроля § Использование
ИКТ
Глава 2. Что значит работать над своей речью?
О языке и речи. Отличительные признаки понятий «язык» и «речь». Индивидуальная, парная Личностные: осознавать роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.Познавательные: овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику.
Коммуникативные: слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Пр.: расширять представления о русском языке, развивать эстетические вкусы схема стр 58, §1, карточка §9. Основные признаки текста Повторение понятия «признаки текста».
Представление о тексте как о целостной единице Индивидуальная, парная Личностные: осознавать роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.Познавательные: овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику.
Коммуникативные: слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Пр.: расширять представления о русском языке, развивать эстетические вкусы Пересказ инд.зад. стр.42-43, §9, упр.8 Стандартные текстовые редакторы
Р.р. Изложение-повествование с использованием текста 45
Урок развития речи
Построение письменного высказывания, работа с текстом, написание на тему, раскрытие основной мысли, членение текста на части, подбор заголовка Индивидуальная Познавательные: Знать определение темы и основной мысли текста, написание изложения по данному плану
Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию Создание речевого высказывания подготовиться к сочинению-описанию Р.р. Сочинение-описание по картине с использованием текста К. Паустовского - стр. 46
Урок развития речи
Построение письменного высказывания, работа с текстом, написание на тему, раскрытие основной мысли, членение текста на части, подбор заголовка Индивидуальная Познавательные: Знать определение темы и основной мысли текста, написание изложения по данному плану
Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию Творчес-кая работа §14, упр.86 Текстовая информация
Таблицы
Ситуация речевого общения Общение - важная часть культуры человека.
Речь и речевое общение
Различать язык и речь, понимать речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы Индивидуальная, парная Личностные: осознают роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка
имеют представления об основных формах функционирования современного русского языка.
Предметные: различают функциональные разновидности современного русского языка.
Имеют представление об отечественных лингвистах
Метапредметные: пользоваться разными видами чтения вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, рисунков), разграничивать основную и дополнительную
информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения
Регулятивные — определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.
Познавательные — передают содержание в сжатом (развернутом) виде.
Коммуникативные — оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций Устное высказывание стр.59, §1, карточка §12. План
текста:
вопросный,
назывной,
тезисный Повторение основных понятий: микротема, абзац, план текста, основная мысль текста Коллективная, парная Личностные. Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах. Познавательные. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию Инд.зад. стр.117, §12, упр.115 Возможности программы Paint
стр.117, упр.11. Обучение изложению
Определение стиля и тип речи. Выбор заголовка.
Построение и связь предложений в тексте Индивидуальная, парная Познавательные: Знать определение темы и основной мысли текста, написание изложения по данному плану
Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию Изложение стр.119. Сочинение-описание портрета (упр.118) Определение стиля и тип речи. Выбор заголовка.
Построение и связь предложений в тексте Коллективная, индивидуальная Предметные: имеют представление об описательных элементах портрета.
Личностные: осознают роль лексических средств при описании человека.
Метапредметные:
Коммуникативные. Работать в парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию Сочинение Глава 3. §1. Сферы общения Сферы общения в нашей жизни. Роль человека в зависимости от сферы общения. Определение стиля на основе анализа речевой ситуации. Выразительное чтение текстов разных стилей Индивидуальная, парная Предметные: имеют представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях.
Личностные: осознают роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
договариваются о совместной деятельности устное высказывание стр.135, §1, упр 3(2) §14. План текста: простой и сложный Знать определение темы и основной мысли текста, написание изложения по данному плану Коллективная, парная П.: знать признаки текста, уметь создавать высказывания по заданному плану.
Регулятивные: осуществлять самопроверку письменных текстов.
Пр. (коммуникативная компетенция): излагать в письменной форме содержание прослушанного и прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в соответствии с коммуникативной установкой Инд.зад. стр.207, §14, упр.141 Обучение изложению стр.208 (3) Формировать навыки написания изложения; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки. Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Структура текста Индивидуальная, парная Пр.: Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста; Изложение Возможности программы Paint
Текст-описание «Радуга». Составление сложного плана. Работа с текстом-описанием. Типологические особенности текста-описания. Индивидуальная, парная Л.: Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
Пр.: Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Употреблять прилагательные в соответствии с грамматическими и лексическими нормами.
М./п.: Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка Работа с текстом
(инд.карточки) стр.208 Сочинение-описание по иллюстрации (упр.144) Разновидности описательного типа речи. Творческое изложение с применением лексического запаса для описания иллюстративного материала Коллективная, парная Личностные: развитие интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям.
Познавательные: анализировать разные виды текстовой информации
П.: Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Употреблять имена прилагательные, в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку сочинение стр.209 стр.220. Стили литературного языка Стилистика. Функциональные стили языка Индивидуальная, парная Л.: Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
Пр.: Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Употреблять глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами.
М./п.: Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка таблица стр.222 , упр. 4 Характерные черты научного стиля речи Основные атрибуты научного стиля речи. Индивидуальная, парная схема стр.223, упр.6 стр.268, §12. Средства связи предложений и частей текста Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. (Лексический повтор, лексические синонимы, текстовые синонимы, родовидовые слова, антонимы) Коллективная, парная Пр.: Определять последовательность работы над сочинением в соответствии с планом.
Пр.: Уметь отразить в тексте главную и второстепенную информацию.
М/р.: осуществлять самопроверку схема стр.269, упр.98
Программа Paint
Научное определение Тема текста. Основная мысль Индивидуальная, парная Пр. (языковая компетенция):
выделять признаки текста, делить на смысловые части, определять тему и основную мысль каждой части, воспроизводить содержание текста по информации в «свёрнутом» виде, создавать тексты-описания в художественном стиле таблица часть 2, стр.11, упр.3 §19. Типы речи в научном стиле литературного языка Совершенствование умений корректировать написанное Индивидуальная, парная Пр.: Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста 2 часть, стр.92, упр. 154 Р.р. Сочинение на лингвистическую тему. Слово в разных стилях речи. Формировать представление о языковых нормах как правилах использования в речи языковых средств Коллективная, парная Пр.: Определять последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.
Пр.: Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.
М/р.: осуществлять самопроверку Инд.зад. §16, упр.101, выучить стр.131, «говори-те пра-вильно» стр.108. Глава 6, §1.
Официально-деловой стиль Повторение основных понятий изученного раздела Индивидуальная, парная Пр.: знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными.
Знать алгоритм выполнения фонетического разбора.
М/р.: осуществлять самопроверку стр.110, вопросы упр.2 Возможности Интернет-ресурса «Википедия»
стр.144, §8. Деловые
бумаги:
заявление Формировать представление о речевой ситуации Индивидуальная, парная Личностные. Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Познавательные. Иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику.
Коммуникативные. Слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Пр.: Расширять представления о русском языке, развивать эстетические вкусы Инд.зад. стр.146, упр.61 Составление плана изучения сказки для одноклассника в MS Word
Электронная почта
§19.
Типы речи: официально-деловое описание Функциональные разновидности языка Коллективная, парная Пр. Различать образцы делового стиля.
Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.
М/к.: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, выражать мысли точно и ясно и оценивать чужие стр.147, упр.62 (2) Возможности Интернет-ресурса «Википедия» как многостраничного информационного справочника
стр.146. Типы речи: художественное описание Функциональные разновидности языка Индивидуальная, парная Пр. Различать образцы языка художественной литературы.
Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.
М/к.: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, выражать мысли точно и ясно и оценивать чужие Работа с текстом стр.148, карточка Р.р. Изложение стр.148, упр.63 Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах - побуждениях к действию Индивидуальная, парная Пр.: Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений;
М/к.: уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике Инд.зад. §18, упр.136, вопросы с.214 РР. Сочинение — описание по картине
(развитие речи) Функциональные стили; язык художественной литературы Коллективная, парная Пр. Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы.
Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.
М/к.: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, выражать мысли точно и ясно и оценивать чужие Сочинение §2, инд.заданиестр. 159. §1.
Публицистический стиль (новое) Отрабатывать умение использовать родовые понятия для толкования понятий видовых Индивидуальная, парная М/п.: Пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую
упр.3, стр.161 инд.
задания Газетно-информационный стиль Типология информационных источников. Газетная статья, газетная заметка. Коллективная, парная Личностные: развитие интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям.
Познавательные: анализировать разные виды текстовой информации
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку
Пр.: Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом
Пр.: Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над газетной статьей. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки. Творческая работа составить газетную статью стр. 163. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской в виде газетной заметки Способы составления газетной заметки.
Построение статьи Индивидуальная, парная Пр. Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи,
различать образцы устной и письменной речи.
М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации
М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме Сочинение карточка стр.224 §14.
Соединение в тексте разных типов речи
(развитие речи) Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), описание (предмета, состояния), рассуждение, их основные особенностиИндивидуальная, парная Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста Схема стр.225, упр.118 стр. 226. Изложение Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), описание (предмета, состояния), рассуждение, их основные особенностиКоллективная, парная Личностные: развитие интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям.
Познавательные: анализировать разные виды текстовой информации
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку
Пр. (коммуникативная компетенция): осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст (писать подробное изложение заданного стиля и типа речи), продуцировать и редактировать собственный текст (писать сочинение по картине, на заданную темуИзложение стр.227 (4) §1.
Обиходная и
разговорная
речь
(развитие речи) Типологическая структура текста-рассуждения. Составление плана Индивидуальная, парная Пр. Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений;
М/к.: уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике Схема стр.279, упр.98 (п.), 99 (у.) Получение новой информации
Преобразование информации
стр.234. Обиходная и разговорная речь Речь диалогическая и монологическая.
Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос) Коллективная, парная М/п: извлекать информацию из разных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего.
Пр.: Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога, о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Пр.: Различать образцы диалогической и монологической речи.
М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме Инд.зад. карточка §14.
Устный рассказ
(развитие речи) Создание высказывания на тему
Индивидуальная, парная Л.: Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
М/п.: Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка
Шаблон карточка стр.290. Изложение с заменой прямой речи косвенной Индивидуальная, парная Пр.: Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста
М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий
М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме Изложение стр.291, (5) Богатство языка Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), его основные особенности. Коллективная, парная М/п: пользоваться приёмами изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию, преобразовывать её, анализировать, сравнивать, делать выводы,
строить рассуждения.
М/к: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Пр. (коммуникативная компетенция): различать монологическую и диалогическую речь, создавать монологические высказывания на лингвистическую тему, определять
стилистическую принадлежность текста, создавать вторичный текст в учебно-научноми разговорном стиле (писать подробное изложение), продуцировать собственный текст в разговорном стиле с включением диалога (писать сочинение на свободную тему)
М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов Инд.зад. §18, упр.111 Интернет-ресурс