Рабочая программа учебной дисциплины. Психолого-педагогические основы воспитания детей раннего возраста.

Государственное образовательное бюджетное учреждение
Амурской области среднего профессионального образования
Амурский педагогический колледж













Рабочая программа учебной дисциплины



Психолого-педагогические основы воспитания детей раннего возраста





















2011
Рабочая программа учебной дисциплины «Психолого-педагогические основы воспитания детей раннего возраста» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования
050144 Дошкольное образование,
050710 Специальное дошкольное образование.

Составитель: Рахимова Н.В., преподаватель психолого-педагогических дисциплин

Рекомендована предметно-цикловой комиссией психолого-педагогических дисциплин ГОБУ СПО «Амурский педагогический колледж»
Протокол № от « » сентября 2011 года

Заключение Научно-методического совета ГОБУ СПО «Амурский педагогический колледж»:
Утверждена рабочая программа учебной дисциплины «Психолого-педагогические основы воспитания детей раннего возраста» по специальностям
050144 Дошкольное образование,
050710 Специальное дошкольное образование.
Протокол № от « » сентября 2011 года

Председатель Научно-методического совета: Л.Е. Дмитриева



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации программы учебной дисциплины

15

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

17



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психолого-педагогические основы воспитания детей раннего возраста

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Психолого-педагогические основы воспитания детей раннего возраста» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 050144 Дошкольное образование, 050710 Специальное дошкольное образование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке по специальностям 050144 Дошкольное образование, 050710 Специальное дошкольное образование.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: рабочая программа по учебной дисциплине «Психолого-педагогические основы воспитания детей раннего возраста» является частью вариативной части общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: обеспечить теоретико-практическую подготовку как основу для становления профессиональной компетентности в области психолого-педагогических основ воспитания детей раннего возраста.

Задачи:
1. Содействовать освоению теоретических основ преддошкольного образования, пониманию сущности и своеобразия педагогических явлений и их обусловленности закономерностями психического развития ребенка в первые три года жизни.
2. Содействовать освоению технологий преддошкольного образования; овладению умением руководить видами деятельности детей в ДОУ.
3. Содействовать освоению навыков исследовательской культуры, умению организовывать диагностическое исследование.
3. Развивать профессиональное психолого-педагогическое мышление и профессионально-личностные качества.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
создавать условия для личностного развития ребенка;
организовывать жизнедеятельность детей раннего возраста;
осуществлять различные виды продуктивной и творческой деятельности;
осуществлять контроль за нервно-психическим развитием детей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
общие закономерности физического, психического и социального развития детей раннего возраста;
педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста;
методику воспитания и обучения детей;
современные модели семейно-общественного воспитания;
организацию и содержание работы по адаптации детей в ДОУ;
методику психологического исследования;
особенности общения в раннем детстве;
ведущий вид деятельности;
характеристику разных видов деятельности в раннем возрасте;
новообразования возраста;
особенности формирования самосознания;
особенности проявления познавательных процессов в младенческом и раннем детстве.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 45 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося 11часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
45

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34

в том числе:


лабораторные занятия
-

практические занятия
11

контрольные работы
2

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
11

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)


Составление таблицы
Конспектирование
Словарь основных терминов
Реферат
Сообщение к уроку
Составление диагностического пакета
Составление картотеки игр, изготовление атрибутов к играм
Разработка конспектов проведения игр, занятий с детьми
Подбор речевого материала, изготовление атрибутов для драматизации
Памяток
Консультация для родителей



Итоговая аттестация в форме зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
« Психолого-педагогические основы воспитания детей раннего возраста»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Основы детской психологии и педагогики




Тема 1.1. Детская психология как часть возрастной психологии.




Содержание учебного материала

2



Предмет, задачи и принципы детской психологии. Социальная ситуация детства. Общая характеристика детства. Историческая и онтогенетическая обусловленность границ детства. Факторы развития психики ребенка.
Генотипическая и средовая обусловленность развития ребёнка. Различные точки зрения на процесс развития ребёнка. Биологизаторское и социологизаторское направления в изучении развития психики ребенка. Психическое развитие и деятельность. Проблема взаимосвязи обучения, усвоения и развития в современных психологических теориях. Сенситивные периоды развития ребёнка.

1


Тема 1.2. Возрастная периодизация психического развития.
Содержание учебного материала





1
2


Понятие возраста в психологии. Критерии возрастной периодизации. Возрастная периодизация: детство (младенчество, ранний и дошкольный возраст, младший школьный возраст); отрочество; юность; взрослость; поздний (пожилой и старческий) возраст. Проблема уровней психического развития. Позитивные достижения и негативные образования. Социальная ситуация как основная характеристика уровня развития. Общие вопросы теории детского развития. Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Э. Эриксон, З. Фрейд, А.В. Петровский




Самостоятельная работа обучающихся Проанализировать основные концепции психического развития ребенка (составить таблицу)
1



1





















2


















2


2

Тема 1.3. Преддошкольная педагогика как отрасль дошкольной педагогики.













Содержание учебного материала




История преддошкольной педагогики. Задачи, предмет науки. Связь педагогики раннего возраста с другими науками: философией, социологией, медициной, анатомией, психологией. Содержание и методика воспитания детей раннего возраста. Цели воспитания, стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое. Закономерности и принципы воспитания детей раннего возраста. Методы и формы обучения детей раннего возраста. Выбор метода обучения. Особенности развития и необходимость воспитания детей раннего возраста. Развитие и воспитание детей раннего возраста. Современная наука о пренатальном онтогенезе. Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская о необходимости воспитания детей с первых дней жизни. Понятие о госпитализме и причинах его возникновения.
Своеобразие периода раннего детства: быстрый темп физического и психического развития, повышенная ранимость организма, взаимосвязь этих особенностей: впечатлительность, эмоциональность, подражательность: сенсомоторная потребность и формирование на ее основе потребности в общении с окружающими. Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста.
2



Самостоятельная работа обучающихся Составить словарь основных терминов дисциплины
1


Тема1.4. Педагогические условия развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.






















Содержание учебного материала




Педагогические условия развития, воспитания и обучения детей раннего возраста. Контроль за развитием детей. Современные модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста. Режим дня в раннем детстве. Принципы построения режима дня. Физиологическая характеристика бодрствования и сна. Особенность режима дня детей первого, второго и третьего года жизни. Создание положительного отношения детей к участию в режимных процессах, развитие навыков самостоятельности. Содержание культурно-гигиенических навыков, методика их формирования.
Воспитание детей первого года жизни. Деление этого возрастного периода на этапы. Характеристика развития и особенности воспитания детей на каждом из них.
Воспитание детей второго и третьего года жизни. Особенности режима дня. Развитие речи, движений, предметно-игровой деятельности и поведения. Создание условий для игры и других видов деятельности: оборудование игровых комнат, подбор игрушек и пособий. Индивидуальное общение взрослого – необходимое условие развития детей, своеобразие игр-занятий с детьми первого и второго года жизни.
1



Практические занятия Определение и анализ принципов, методов и приемов воспитания и обучения детей раннего возраста
1



Контрольная работа «Основы детской педагогики и психологии»
Вопросы: Факторы развития психики ребенка; Сензитивные периоды развития ребёнка; Понятие возрастной периодизации в психологии; Общие вопросы теории детского развития. Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Э. Эриксон, З. Фрейд, А.В. Петровский; Закономерности и принципы воспитания детей раннего возраста; Методы и формы обучения детей раннего возраста; Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста; Современные модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста.

1


Раздел 2.
Основные направления психического развития ребенка




Тема 2.1. Новорожденность.








Содержание учебного материала


1



Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Врожденные особенности и тенденции развития. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Особенности развития органов чувств. Значение упражнений органов. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.
Своеобразие социальной ситуации развития, новообразование, появление зачатков психической жизни. Режим, постоянство распорядка, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка. Роль грудного вскармливания и влияние на психическое развитие.


2


Самостоятельная работа обучающихся Анализ изменений в режиме дня детей первого года жизни.
1




2














3


2




















3











2










3





2










2















3






2














3





2









3







2





3






2









3


2









3








2






2














2





3






2









3



Тема2.2. Собственно младенчество.












Содержание учебного материала




Общая характеристика. Роль взрослого. Движения и действия младенца. Манипулирование.
Общение в младенчестве. Подражание в общении. Эмоционально-экспрессивная функция общения и ее значение для развития младенца. Вхождение младенца в мир людей и чувство доверия к ним. Возникновение предпосылок овладения речью в процессе общения. Лицо младенца. Развитие движений и действий. Телесные удовольствия. Ползание. Хватание. Манипулирование. Развитие ориентировки в окружающем мире.
Игрушка как средство общения и психического развития младенца.
Познание в младенчестве. Восприятие как ведущая функция.
Младенец как человеческий индивид. Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Индивидуальные различия младенцев. Кризис 1 года.
1



Практическое занятие решение психолого-педагогических ситуаций



Тема 2.3. Ранний возраст.












Содержание учебного материала




Основные достижения: развитие речи; развитие соотносящих и орудийных действий; освоение замещений; развитие знаковой функции сознания; вхождение в мир постоянных вещей.
Общение ребенка раннего возраста. Развитие идентификации и обособления как механизм общения. Возникновение стремления к самостоятельности. Раннее детство – сензитивный период развития речи. Овладение активной речью – важнейшее новообразование данного возрастного периода.
Познание в раннем возрасте. Предпосылки формирования личности. Особенности первых представлений о себе: отношение к своему имени, идентификации с телом, узнавание отражения в зеркале и т.д. Имя и его значение в раннем возрасте. Возникновение элементов самосознания. Имя как первый элемент самосознания. Усвоение элементарных правил общения с людьми и правил обращения с предметами. Ребенок раннего возраста как своеобразный носитель культуры своего народа. Возникновение стремления к обособлению. Кризис трех лет. Позитивные и негативные симптомы кризиса. Влияние оценки взрослого на развитие личности.
Психологические новообразования, развивающиеся в предметной деятельности. Игра и продуктивные виды деятельности. Их место и влияние на психическое развитие. Индивидуальные различия в раннем детстве.
1



Практические занятия Защита рефератов по темам раздела:
Роль грудного вскармливания для полноценного психического развития ребенка.
Формирование предпосылок для развития личности ребенка в раннем возрасте.
Кризис 3 лет. Позитивные и негативные симптомы кризиса.
Значение режима в раннем детстве.
Ребенок раннего возраста как своеобразный носитель культуры своего народа.
Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Основные новообразования раннего детства.
1



Самостоятельная работа обучающихся Написание рефератов по темам раздела
1


Раздел 3.
Основные направления развития разных видов деятельности в раннем детстве.



Тема 3.1. Предметная деятельность.











Содержание учебного материала




Психологические новообразования, развивающиеся в предметной деятельности. Вхождение ребенка в мир вещей. Развитие предметной деятельности. Этапы формирования предметной деятельности, предметная манипуляция, предметно-специфические действия и развитие ручных операций, предметно-опосредованные действия, развитие и специфика орудийных действий. Специфика освоения культурно-гигиенических навыков в раннем детстве. Виды труда детей дошкольного возраста; своеобразие и воспитательно-образовательное значение каждого вида труда в ДОУ. Формы организации детского труда в ДОУ и в семье. Методика руководства трудовой деятельностью детей в ДОУ
1



Практические занятия «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» (подбор речевого и игрового материала для проведения режимных процессов). Методика руководства трудовой деятельностью детей в ДОУ (анализ программ).
1


Тема3.2. Общение р
·