Выступление на семинаре по теме Формирование положительной мотивации при обучении математике
МКОУ «Леоновская основная общеобразовательная школа»
Формирование положительной мотивации при обучении математике
Подготовила учитель математики
Полянская Галина Сергеевна
2016 г.
Формирование положительной мотивации при обучении математике
Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика
нет желания учиться».
В. А. Сухомлинский.
В девятом классе учащиеся сдают свои первые экзамены. Для них это серьёзное испытание в жизни. Очень важно подготовить ребят к этому ответственному этапу.
Главной трудностью в осуществлении подготовки учащихся к ОГЭ является низкая мотивация учащихся, нежелание восполнять пробелы в знаниях, недобросовестное отношение группы учащихся к выполнению заданий, их уверенность в том, что они «благополучно сдадут экзамен без особых усилий». Для устранения этой проблемы в 9 классе поддерживаю тесную связь с классным руководителем, с родителями учащихся, провожу индивидуальные разъяснительные беседы. Но работу по формированию положительной мотивации к математике необходимо начинать с первых уроков знакомства с предметом. Положительное отношение к самому предмету математики и понимание необходимости знаний по математике в дальнейшей жизни - это залог успешно сданного экзамена в конце обучения в школе.
Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной изцентральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением
содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов
самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.
Рассматривая учебную мотивацию, буду опираться на три подхода к описанию групп
мотивов.
Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:
— познавательные мотивы.
Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти
мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новымизнаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым
занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым
дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам,
ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие обориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам
самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам
саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда.
Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию,
направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
— социальные мотивы.
Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими
людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу,
желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство
ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальнойнеобходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору
профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные
мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях сокружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может
проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера,
оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы
социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и вза-
имодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и
формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу,
постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой
самовоспитания, самосовершенствования личности.
Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно
учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (внашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними поотношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебнойдеятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним —
при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи
взрослым. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес крезультату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих ка-
честв, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность
осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения
среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то
внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку,
показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д.
Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, кпоиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда
является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением
его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, отдругого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется,
то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необхо-
димо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались прежде всего внутренние
мотивы.
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух
тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи. Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно
включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели.
Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию
внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся
обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам,
способностям.
Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель
заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли
и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С
работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не
испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан снеуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые
сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение
неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения,
причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и
возможностях.
Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны
объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о
внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление кнедопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием
способностей или невезением, «выученная беспомощность». Поскольку ученик не может
повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то,
следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие
школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.
Мотивация - процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения.
Изучение мотивации - это изучение того, как и почему люди приступают к действиям, направленным на достижение цели, и почему они проявляют в них настойчивость.
Как изучить мотивацию учеников?
По мнению А.К. Марковой, наиболее реальными для учителя методами изучения
мотивации являются:
наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учебной,
общественно полезной, организационной и другими видами деятельности,
характером общения школьников;
результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках учителя, в педагогических
характеристиках;
использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назватьэкспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить вестественный ход учебного процесса в виде контрольной работы, заданий
классного руководителя на классном часе;
индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы
учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;
анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал внескольких классах, школах об отношении школьников к учению.
Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной
деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости,
посещаемости и главное - показатели сформированности учебной деятельности
школьников.
Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей
положительной мотивации.
Если это мотивация, связанная с результатом учения, то
условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемыхзнаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п.
Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть
информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных
интересов, проблемная методика.
Для поддержания мотивации, связанной с процессом
учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и
самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий дляпроявления их способностей
Для меня важно организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало
в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких
основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение, сравнение.
Чтобы реализовать поставленную цель – формирование положительной мотивации учения
– я использую следующее:
содержание обучения;
игровые формы организации обучения;
современные информационно-коммуникационные технологии;
собственное отношение к обучающимся (требовательное, доверительное,дружеское и так далее).
Изучение мотивации позволяет ответить на три вопроса:
Что заставляет приступать к выполнению определенных действий? Какие потребности личности вызывают ее активности?
Почему человек проявляет настойчивость при попытках достичь цели? Каковы особенности настойчивой личности, умеющей упорно стремиться к цели? (Внутренние факторы мотивации.)
Какие внешние условия пробуждают мотивы личности и позволяют ей сохранять движение к определенной цели? (Внешние факторы мотивации.)
Мотивационными процессами можно управлять. Этот процесс называют мотивированием.
Мотивирование может пониматься как создание условий для развития собственных мотивов учеников и как внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний.
Учитель, думая о мотивировании, должен постоянно спрашивать себя: «Что я могу сделать, чтобы ученики хотели учиться?» и «Как наилучшим способом развить мотивацию учеников, используя планируемые виды деятельности на уроке?»
Для повышения мотивации обычно предлагают:
обеспечить у учащихся ощущение продвижения вперед, переживания успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учащихся, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету и учебе в целом;
самому правильно строить отношение с учащимися, быть заинтересованным в их успехах, иметь авторитет;
видеть индивидуальность каждого учащегося, мотивировать каждого, опираясь на уже имеющиеся у учащегося мотивы;
некоторых учеников приходиться заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей для совместного контроля.
В перечисленных предложениях намечены основные направления работы по развитию внутренней мотивации учеников с использованием системы стимулирования.
Внешней мотивацией часто называют использование внешних стимулов, подход «кнута и пряника».
О формировании мотивации учения
В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика, длительность удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути.
Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж. Брунер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний), которые учёный связывал с интересом.
Сильный внутренний мотив- познавательный интерес. Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова) считают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Учебная деятельность, по мнению В.В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям:
а) объектом усвоения должны быть теоретические понятия;
б) процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий;
в) результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру с такими компонентами, как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки.
Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов.В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Тщательный психологический анализ влияния оценки на его личность и отношение к учению можно найти в работе Б.А. Ананьева "Психология педагогической оценки". Автор рассматривает оценку знаний во время опроса.
Эту оценку он называет парциальной. Ананьев считает, что она информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации, выражает мнение учителя о нём. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или знанию и в том смысле обладает своеобразной стимуляционной силой.
Учёный объединяет все оценки в три группы: исходные, отрицательные, положительные. К исходным он относит отсутствие оценки, опосредованную и неопределённую оценки. К отрицательным оценкам относятся замечание, отрицание, порицание, к положительным- согласие, одобрение, ободрение. Каждый её вид определённым образом влияет на учение и в целом на личность учащегося. Так, отсутствие оценки дезориентирует его, заставляет строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на основе субъективного истолкования отношения к нему учителя. При систематическом её применении может возникнуть отрицательное отношение к одноклассникам или отчуждение от класса.
Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убеждённости в необходимости широкого образования, обеднённые идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.); затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствие соответствующих волевых качеств.
Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например:
учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет);
приёмы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание);
выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учителю (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний).
Факторы, способствующие развитию положительной мотивации
Обучение математике - это в первую очередь решение задач. Поэтому задачи выступают как главное среде мотивации учащихся. Умение решать задачи - критерий успешности обучения математике.
Факторы, способствующие развитию учебной мотивации учащихся средствами задач:
Факторы, связанные с содержанием задачи (новизна, отражение связи с практикой, отражение исторического аспекта, занимательность, нестандартность вопроса);
Факторы, связанные с организацией деятельности по решению задачи (осознание цели решения задачи, знание основных отношений и их свойств, заложенных в задаче, математическое моделирование задачи, поиск решения задачи);
Факторы, определяющиеся отношением между участниками, включенными в деятельность по решению задачи (включенность ученика в коллективные формы работы, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение, привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки).
Факторы, способствующие развитию положительной мотивации учащихся средствами форм организации учебно-познавательной деятельности:
Факторы, связанные с разнообразными формами уроков (урок-лекция, практическое);
Факторы, связанные с разнообразными формами внеклассной работы (кружки, факультативы, вечера, КВН, конференции и др.).
Результат:
Осознанное усвоение учащимися математических знаний, умений, навыков;
Развитие интеллектуальных умений и навыков (анализ содержания задачи, конструирование математических моделей, синтез, обобщение и др.);
Развитие коммуникативных умений и навыков;
Формирование характера, нравственных черт личности (интеллектуальной честности, настойчивости, трудолюбия и др.).
Факторы, связанные с самой задачей и её содержанием.
I. Новизна содержания:
Получение или показ через задачу новых для учащихся математических сведений.
Включение в содержание задачи новых для учащихся общепознавательных сведений (сведения, отражающие жизнь страны, города, техникума, группы; сведения, связанные с жизнью животного и растительного мира; факты, позволяющие отразить межпредметные связи и др.)
Выделение центральной задачи или группы задач, в которых проявляется главная математическая идея; изучаемого теоретического материала нового для учащихся, позволяет ученикам в дальнейшем оперировать полученными знаниями, что содействует успеху при решении других задач. Акцентирование внимания учащихся на познавательной ценности задач служит толчком для создания эмоционально-познавательного отношения учащихся к изучению математики. Важно новые знания не предлагать учащимся в готовом виде, а создавать такие проблемные ситуации, при которых ученик ставится в положение исследователя, заинтересованного в решении проблемы, и стремится самостоятельно найти решение, сделать "открытие".
Например, при изучении темы "Четыре замечательные точки треугольника" учащимся предлагается проверить верно ли утверждение: "Три замечательные точки треугольника лежат на одной прямой". Учащиеся могут это проверить опытным путем, выдвинув гипотезу, что точка пересечения медиан, точка пересечения высот и точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника лежат на одной прямой. Данную гипотезу нужно доказать. В конце решения задачи учитель может сообщить, что эта прямая называется прямой Эйлера.
II. Отражение связи с практикой
Если учащийся видит в решаемой задаче возможность применить полученные знания на практике (в повседневной жизни, при изучении других предметов и т.д.), то появляется и интерес к её решению.
Задачи из практики повседневной жизни:
Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой - 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?
Киловатт – час электроэнергии стоит 3 руб. 10 коп. Счетчик электроэнергии 1 июля показал 8637 киловатт – часов, а 1 августа – 8805 киловатт – часов. Какую сумму (в рублях) нужно заплатить за использование электроэнергии в июле?
Водитель маршрутного такси совершил за месяц 180 поездок по 40 км каждая, потратив на бензин 18144 руб. Сколько литров на 100 км расходовал в среднем водитель, если он покупал бензин по цене 24 руб. за литр?
Задача из практики работы в столярной мастерской:
На каком равном расстоянии друг от друга и от концов лестницы можно расположить 7 ступенек шириной 4 см на лестнице длиной 2 м 68 см?
Задача, связанная с элементарным строительством:
Сколько погонных метров линолеума шириной 2 м потребуется для покрытия пола длиной 5 м или длиной 8 м?
III. Отражение исторического аспекта
Задачи с "исторической" фабулой могут носить чье-то имя, отражать факты из жизни конкретных исторических личностей, содержать сведения из истории страны, науки, техники и др.
Например:В конкурсе эстрадной песни «Евровидение» участвуют представители 40 стран, по 1 исполнителю от каждой страны. Все выступления разбиваются жеребьевкой на 2 полуфинала, по 20 выступлений в каждом. Порядок выступления в полуфинале также определяется жеребьевкой. Какова вероятность, что выступление представителя России состоится во втором полуфинале и будет не ранее, чем 12 по счёту?
IV. Занимательность
На уроках математики нужны задачи и упражнения, которые оживили бы урок. Такие задачи с занимательным сюжетом развивают сообразительность, природную смекалку. Занимательность, заложенная в содержании задачи, особым образом окрашивает учебный материал, делает процесс решения более привлекательным, выступает эмоциональной основой, на которой создается положительное отношение к предмету.
Например:Монету подбрасывает несколько раз так, что каждый раз с равной вероятностью выпадает «Орёл» или «Решка». Найдите вероятность того, что при 4 подбрасываниях монеты и «Орёл» и «Решка» выпадут по одному разу?
V. Нестандартность вопрос
Одним из важных факторов является формулировка вопроса задачи типа : "хватит ли?", "успеет ли?" "поровну ли ?","кто быстрее?", "что можно в задаче найти, доказать?" и т.д.. Интересно рассмотреть задачи "без вопросов". Такие задачи приучают учащихся рассматривать всевозможные заключения из данных посылок, что бывает крайне необходимо при решении многих задач на доказательство, при доказательстве различных теорем.
Достижения технического прогресса, особенно в области информатизации, с особым восторгом встречают именно студенты. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности.
Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике - слабый интерес многих учащихся (а иногда и отсутствие всякого интереса) к этому предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой.Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качества постановки учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы компьютерных занятий можно повысить интерес студентов к математике.
Использование современных, информационно-коммуникативных технологий в формировании положительной мотивации
Применение информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе в целом и на лекциях по математике в частности решит ряд актуальных проблем, стоящих перед КИТТ. К ним, прежде всего, относятся:
Создание положительной мотивации к обучению;
Повышение качества учебно-воспитательного процесса, приведение его к современному уровню научно-технического процесса;
Реализация идей дифференцированного подхода в процессе обучения, развитие интеллекта;
Реальная подготовка учащихся к жизни и работе в информационном обществе, к труду в автоматизированном процессе, к профессиональной мобильности; Использование компьютера на лекциях должно быть целесообразно и методически оправдано, а не служить данью времени. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. При организации защиты проектов компьютер может стать эффективным помощником учителя. Конечно, проведение «опытов» на доске, в тетради обладает неоспоримыми преимуществами, но иногда в силу ряда причин использование виртуальной лаборатории предпочтительнее. Виртуальная лаборатория позволяет решить ряд проблем, возникающих при обучении предмету. Позволю себе напомнить некоторые из них:
Повышение познавательного интереса к математике, побуждение положительной мотивации к учению.
Отработка и закрепление на практике теоретических знаний, полученных во время лекционных работ.
Выполнение практической части учебного плана.
Осуществление личностно - ориентированного подхода к студентам.
Создание здоровье - сберегающей среды.
ЭУ можно использовать при изучении нового материала.
Фронтальная работа с группой (преподаватель объясняет новый материал, используя мультимедиа проектор или монитор ПК в реальном времени для демонстрации учебных материалов по теме: картинок, схем, анимаций, видеофрагментов и т.д.)
Самостоятельная работа учащихся с ЭУ. В этом случае студент получает пакет материалов: план изучения нового материала, промежуточные контрольные вопросы, задания, «шаблон изучения темы» для заполнения. Далее самостоятельно работает с ЭУ и заполняет «шаблон».
Возможно использование ЭУ при отработке учебных навыков по теме.
Фронтальный опрос. Преподаватель использует мультимедиа проектор или мониторы ПК в реальном времени для демонстрации учебных материалов без звукового сопровождения. Учащийся их озвучивает.
Самостоятельная работа учащихся с компьютерными тестами и задачами.
Семинарские занятия.
При контроле знаний ЭУ можно использовать
Фронтальный опрос с использование мониторов или мультимедиа.
Контроль с использованием компьютерных тестов.
И еще одним направлением использования ЭУ на занятиях по математике является виртуальная лаборатория.Применение виртуальной лаборатории на занятиях по математике, с моей точки зрения, является благоприятным фактором повышения качества знаний по предмету, способствует формированию и развитию положительной мотивации учащихся.
Происходящая сейчас перестройка всей системы математического образования определяет задачи школьного курса математики. В настоящее время цель изучения школьного курса математики состоит не столько в усвоении учащимися математических теорий на современном научном уровне, сколько в овладении умением применять математику в окружающей жизни, переводить жизненную ситуацию на язык математики, пользоваться математической литературой, самостоятельно изучать математику и смежные науки, в которых используются математические методы.
Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников и результативности экзамена, необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Библиографический список
Божович Л.И., Благонадежина Л.В., М., Изучение мотивации поведения детей и подростков, 2002.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Ю.. Формирование мотивации учения: Книга для учителя - М. Просвещение
Мотивация учения под ред. М.В. Матюхиной. Волгоград
Саранцев Г.И. Общая методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. - Саранск : Тип. "Красный Октябрь" 1999
Скороходова Н. Мотивация на уроке. «Сельская школа», №6, 2003
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в познавательном процессе. М.
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.