Урок по русскому языку в 10 классе Основные нормы литературного произношения и ударения в русском языке
Серповской филиал МБОУ Устьинской Колдашова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.Д.С.Лихачёв активизация знаний учащихся по теме ЦЕЛЬ : ЗАДАЧИ: совершенствовать орфоэпические навыки;отрабатывать умение выполнять фонетический анализ слова;развивать умения и навыки, связанные с исследовательской работой;рассмотреть особые случаи произношения гласных и согласных звуков; особенности русского ударения. Особенности русского ударения Разноместное ударение (может падать на любой слог) Подвижное ударение (при изменении формы слова может меняться) Вариативное ударение Семантическая (смыслоразличительная)Функция ударения. Явление омографии. Стилистичес-кая функцияВариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению Торты – ударение падает на первый слог, звонит – на второй, баловать – на третий.) окно (им п. ед ч.) – окна (р.п.ед.ч.) – окна (мн.ч) тво́рог – творо́г,одновременно - одновременно Замок – замок, орган – орган, мука – мука, парить – парить прикус (общеупотр.) – прикус (медиц.); шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.) Упражнения 1.Сколько звуков [ц] в словах предложения: «Путешественницы скоро отправятся в Петропавловск-Камчатский»?2.Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?(Гол, док, бока, дом, злой) 3.В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?Считать, жирный, щиколотка, панцирь, защита, широкий.4.По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют. .
Восстановить предложения в соответствии с орфографическими и пунтуационными нормами [кагда ч'илав'эка бран'ат / эта абыч'на азнач'айʹэт / што он абладайʹэт й'асна выражэным характ'иром] [ч'илав'эк б'эс пр'инцыпаф иб'ис вол'и пахош на карабл'/ у каторавъ н'эт рул'а и компсъ: он м'ин'айʹэт свайʹо направл'эн'ийʹэ с каждъй п'ир'и м'энъй в'этра//]
Проверим Когда человека бранят, это обычно означает, что он обладает ясно выраженным характером. Т. ЭдвардсЧеловек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса: он меняет свое направление с каждой переменой ветра.С. Смайлс Тренировочные упражнения. ЕГЭ (№ 4) Расставьте ударение в словах, отметьте вариантное произношение.Варинт 1Каталог, звонит, свекла, творог, одновременно, кухонный, оптовый, петля, обеспечение, сироты, передал, включит, квартал.Вариант 2Августовский, ободрить, взяла, облегчит, повторит, шасси, жалюзи, принудить, эксперт, столяр, банты, торты, дотемна, завидно, красивее, щавель, средства,сливовый Результаты опроса Взаимопроверка Расставьте ударение в словах, отметьте вариантное произношение.Каталог, звонит, свёкла, творог, одновременно, кухонный, оптовый, петля, обеспечение, сироты, передал, включит, квартал.Августовский, ободрить, взяла, облегчит, повторит, шасси, жалюзи, принудить, эксперт, столяр, банты, торты, дотемна, завидно, красивее, щавель, средства, сливовый Составьте словосочетания или предложения с парами слов, обращая внимание на ударение Вариант 1.Истекший – истёкший, сложенный – сложённый, совершенный – совершённыйВариант 2 .Призывной – призывный, подвижной – подвижный, переносной – переносный. Запишите слова, в которых происходит:а) оглушение согласных звуков;б) озвончение согласных звуков.Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба. Прочитайте вслух иностранные слова с гласной е и определите произношение предшествующего согласного.Кафе, музей, тезис, патент, кашне, дезинфекция, кортеж, профессор, эссе, ремарка, патетика, дебют, претензия, депрессия, свитер, неологизм, принтер, компетентность, энергия. Прочитайте вслух слова. В каких случаях чн произносится как [чн], [шн], возможно двоякое произношение? Скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, точечный, подсвечник, двоечник, неудачный, булочная, беспорядочный, точно, девичник, горчичник, горничная, тренировочный, копеечный. Домашнее задание § 14. упр. 52, 53. Индивидуальное задание:1.Составление схемы-маршрута «Лингвистического путешествия», проделанного в классе и восстанавливаемого дома по памяти (Петриков С.)2.Составить отзыв на работы Дуранчевой А. и Русиной Н. (Петелина А., Судакова Д.) http://www.studfiles.ru/preview/5911104/page:4/
https://infourok.ru/osnovnye_normy_proiznosheniya_russkogo_yazyka-414471.htm
http://studopedia.ru/17_111027_pravila-proiznosheniya-glasnih-zvukov.html
http://www.myfilology.ru/145/orfoepiya-v-zhurnalistike/zakony-proiznosheniya-glasnyx-i-soglasnyx-zvukov-v-russkom-yazyke/ Источники информации