Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Урок русского языка
в группе НК-11
Тема: Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Цель: 1)познакомить студентов с основными
нормами русского литературного произношения, орфографическими словарями;
учить классифицировать орфоэпические ошибки в речи окружающих;
обучать исследовательским навыкам;
2) обобщить исследовательскую работу учащихся.
Оборудование
1) медиапроектор
2) подготовка сообщения на тему: «Как пользоваться орфографическими словарями?»
3) составить личный орфографический словарик, включающий слова трудные для студента-автора этого слова
4) исследовательская учебная работа студентов
5) организация групповой работы; (посадка по группам).
Ход урока
Этапы
время
Название
видов деятельности
Содержание урока
Формы проведения
I
Организационный
момент
1.
2.
Задание:
в тетрадь спешите те слова, которые вызвали у Вас затруднения, поставьте ударение.
3.
4.
5.
6.
7.
3-5 мин.
1) Сообщение темы и цели урока
2) Урок – исследование
Формулировка цели учащимися совместно с учителем.
Цель: например:
Что я должен знать?
Что должен уметь:
Беседа по вопросам:
- что такое ударение?
- что есть орфоэпическая норма и для чего она нужна?
Орфоэпическая разминка:
(учитель произносит слова, учащиеся повторяют за ним)
Феномен, еретик, знамение, форзац, досуг, рефлексия, астролог, невролог, астроном, ходатайство, обеспечение, украинский, искра, дремота, зевота, бюрократия, возвеличенье, озвучение, донельзя, задолго, сосредоточение, упрочение.
- Какие слова вызвали у вас сомнение, заминку, прозвучали для вас неожиданно?
Бытует мнение, что в слове квартал ударение зависит от его значения. То есть если квартал – в смысле часть города, ограниченная пересекающимися улицами, то ударение следует ставить на второй слог.
Квартал
Запомните! В каком бы из этих значений не использовалось слово, оно всегда имеет одно ударение – на втором слоге и никак иначе – квартал.
Слово учителя
Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произношение звуков затрудняет понимание между людьми, режет слух. Существуют общие произносительные нормы, регламентирующие произношение целого ряда звуков.
В обыденной жизни мы редко задумываемся над этим, не знаем многих нормативных требований орфоэпии, и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и орфографические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд прочных навыков и исполняются без предварительного обдумывания. Да это и понятно: представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если, прежде чем произнести отдельный звук, мы бы сознательно обдумывали, как это сделать.
Вспомните, как вы начинали изучать иностранный язык: легче всего запоминались звуки, которые произносятся аналогично звукам родного языка. Зато звуки, не имеющие аналогов в родном языке, требовали от вас достаточных усилий.
Однако это не означает, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часто ошибки в постановке ударения. Особенно часто вызывают затруднения заимствованные слова, которых в последнее время становится все больше и больше.
Часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодежного городского сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочитом произношении:
например: проглатывание окончаний и суффиксов, произношение в нос.
Неразборчивость произношения сродни неразборчивости в построении письменного теста, т.к. отражает недостаточный уровень культуры.
Так ли это? Насколько справедливы мои слова, как говорят у нас в городе, наше население хорошо знаете вы, лучше меня, потому что в течение нескольких недель занимались исследовательской работой по изучению речи горожан.
Тема исследования: Речь горожан
Цель: изучить уровень соблюдения орфографических норм в устной речи у людей разного возраста.
Задачи: 1) провести наблюдение за речью
горожан в естественных условиях;
2) записать слова с нарушением орфографических норм и обстоятельства, при которых их услышали;
3) в дальнейшем классифицировать эти ошибки;
4) оформить собранный материал как исследовательскую работу.
Время проведения: в течение 2-3 недель
Оборудование: записная книжка,
возможен диктофон, фотоаппарат.
Методические указания:
1) наблюдение и сбор материала необходимо вести в естественных для людей условиях, т.е. они не должны знать, что их речь записывается.
2) Предварительно необходимо основные орфографические нормы изучить самим.
3) на основе полученных материалов написать анализ собственного изучения, исследования.
4) оформить работу и на основе ее содержания подготовить небольшое (7-10 мин) сообщение.
Вот с этими сообщениями мы и ознакомимся сейчас.
Слово четырем группам, занимающимся исследованием.
1 гр. – возраст детей 3-8 лет
2 гр. – подростки 12-18 лет
3 группа – 20-30
4 группа – после 50 лет.
Выступление групп (4)
Слово учителя.
1) О значении исследовательской работы в обучении студентов колледжа. О курсовых и выпускных квалификационных работах и экспериментальной части этих работ.
2) подведите итог самостоятельной исследовательской работы. Анкеты.
Фронтальный опрос по повторению
Слайд №1
на медиапроекторе
Слайд №2
Листочки для индивидуальной работы.
Анкеты.
III
IV
Закрепление изученного материала
Итог урока.
1. О какой особенности русского ударения говорят следующие примеры:
сторонА – сторОнка – стОроны?
2.Поупражняться в усвоении материала нам поможет работа с орфоэпическим словарем.
Как устроен словарь и как им пользоваться расскажет
3. Задание практического характера.
Проверьте свое умение пользоваться орфоэпическим словарем.
Составьте каталожную карточку этого словаря
Откройте любой разворот словаря и найдите на нем путем просмотрового чтения (быстрого просмотра) примеры слов, в произношении которых мы не сомневались.
Путем сканирования (т.е. быстрого просмотра текстов со специальной целью поиска нужной информации) найдите примеры слов, произношение которых оговорено в пометах.
Выпишите в тетрадь самую типичную для этого словаря статью.
4. Орфоэпические трудности.
Познакомившись с основными правилами орфоэпии, обратите внимание на трудные случаи, связанные с постановкой ударения и произношением.
Ударение в словах и их формах, например: дефъс (неправильное дйфис)
Твердое и мягкое произношение согласных в заимствованных словах, например: морфема [ф’], неправильно [фэ], тире [рэ], неправильно [р’].
5. Выполните упражнения:
Задание: спишите слова в транскриптационном значке обозначьте их правильное произношение.
Внимание: коварная буква ч !
В некоторых словах и перед согласными читается как [ш].
Эта норма постепенно устаревает, в XIX веке таких слов было больше.
[ш]
Что
Скучно
конечно
6. Определите с помощью словаря, в каких словах возможно только одно место ударения, в каких допускаются варианты в переделах нормы.
Каталог, невролог, творог, алкоголь, инструмент, феномен, фейерверк, мышление.
7. Вставьте пропущенные буквы, укажите в транскрипции сложные случаи произношения согласных:
свитр, спринтр, компьютр, интрьер, интрвью, астроид, т..нднция, г.. фрированный, жизнобеспечение, завсгдатай, экзльтированный, мяче, ле..кий, де.. ский.
1. Выставление оценок.
2. Самоанализ (на листочках), связь с целями урока, поставленными учащимися перед собой.
3. Задание на дом: работа по группам над практическими заданиями.
На партах орфоэпические словари Р.И. Аванесова
Сообщение ученицы.
Справляться в словаре.
Слайд №6
Слайд №7
Памятка.
Оценка работы в группе
Оценка
Условные обозначения:
Естественность внешнего и внутреннего общения.
Откровенность друг с другом.
Нацеленность на решение поставленных целей
и задач путем сотрудничества и общения.
Подвижность ролей и регламентов работы.
Максимальное использование
способностей всех членов группы.
Готовность к самосовершенствованию,
к проявлению инициативы, стремление к новому.
Равная ответственность за проделанную работу .
· - довольны
· - удовлетворены
· - разочарованы
8. Проведя исследовательскую работу, вы столкнулись с необходимостью классифицировать ошибки в речи. Сделать это не просто. Надо знать хотя бы основные правила и закономерности орфографических норм.
Задание №1:
Назовите известные вам нормы произношения гласных звуков (с примерами).
Назовите известные вам нормы произношения согласных звуков.
Кроме произносительных норм в орфографии большое значение имеет ударение.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения помогут нам усвоить задания и вопросы для самостоятельной работы в группах.
Вопросы:
Что такое ударение?
Что такое орфографическая норма и для чего она нужна?
В чем особенность словесного ударения в русском языке?
В чем особенность словесного ударения в том иностранном языке, который вы изучаете в школе? Является ли оно подвижным или разноместным как иностранном языке? Докажите.
Что такое «логическое ударение»? Объясните на примерах.
(Задание на 10 минут).
Метод критического чтения.
V
+
-
?
V – то, что уже известно и подтверждает ваши знания об этом;
+ - то новое, что присоединилось к известным знаниям;
· - то, что не отвечает вашим представлениям;
? – сведения, которые не вполне понятны и которые требуют получить ответ.
Из текста выписать себе в лекционную тетрадь то, что обозначено «?»
А теперь, обсудив в группах, отвечаем на вопросы (на мегапроекторе)
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15