Статья Разработка и внедрение системы разноуровневых работ и заданий как основа оценки качества образовательных достижений учащихся с ОВЗ


Разработка и внедрение системы разноуровневых работ и заданий как основа оценки качества образовательных достижений учащихся с ОВЗ
В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе: по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, уровню воспитанности. Доказано, что достичь абсолютной гомогенности (однородности группы по составу) невозможно.
Закладываемые критерии формирования учебных групп, эффективности и качества работы свидетельствуют о направленности на знания, умения, навыки и интеллектуальное развитие учащихся. К сожалению, на второй план уходят остальные аспекты развития и воспитания учащихся. Все это, в свою очередь, мешает получить эффект целостности в формировании всесторонне и гармонично развитой, гуманной, свободной, активной и ответственной личности учащегося.
Решению всех этих задач и проблем может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.
Считаю, что обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:
1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).
2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.
3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».
Считаю, что главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации надо делать не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через:
1) разработку учебного материала, для которого каждый уровень его репрезентации (обязательный, дополнительный, повышенный, улучшенный и т. п.) мог бы быть предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся;
2) предоставление учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения, т. е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения.
Поскольку обучение детей с интеллектуальной недостаточностью предполагает обеспечение поддерживающего обучения, то первостепенной задачей учителя-дефектолога является такая организация деятельности ученика, которая обеспечивает его достижения относительно самого себя. Подбор, разработка, применение по разным предметам учебной программы таких заданий, соответствующих различным уровням достижений учащихся, в настоящее время для педагога, работающего в системе специального образования, является важной и актуальной проблемой.
Опираясь на коррекционную технологию дифференциации учащихся по способностям трудовой деятельности С. Л. Мирского, я выделила для себя 3 группы учащихся:
Для школьников первого типа характерны относительно глубокие нарушения целевой стороны деятельности на фоне более сохранных свойств исполнительной и энергетической сторон. Их отличительной чертой является низкий уровень развития общетрудовых умений, трудности в формировании знаний. Но в то же время у них проявляется устойчивое положительное отношение к занятиям.
Методы и приемы коррекции целевой стороны деятельности
Активизация связи между изучаемым и ранее усвоенным теоретическим материалом путем постановки наводящих вопросов отстающим учащимся; предоставление алгоритма действий, памяток, схем-опор.
Уточнение для отстающих формулировки вопроса, первоначально заданного всем учащимся в более общей форме;
Стимулирование концентрации внимания путем:
а) обращения к отстающим учащимся во время относящегося ко всем объяснения;
б) предупреждения учащегося о том, что ему будет задан вопрос.
в) включения учащегося в деятельность, которая приковывает к себе внимание (например, упражнение на тренажере);
Расчленение плана выполнения сложного задания на более простые компоненты – сужение цели работы;
Ко второму типу относятся учащиеся, у которых недостатки в учебно-трудовом обучении связаны с особенностями процесса исполнения. Характер нарушений моторики в большинстве случаев – это локальные двигательные нарушения.
К этой типогруппе относятся также учащиеся, которые могут и не иметь недостатков моторики, но им свойственно нарушение самоконтроля. Для них в целом характерна торопливость, неряшливость в работе, но в отдельных случаях они могут выполнять задание правильно.
Методы и приемы коррекции исполнительской стороны деятельности
Предварительное (перед началом работы) практическое повторение правил;
Применение тренажеров со строчной информацией (сигнализаторов ошибок, координаторов движений);
Обучение сложному приему первоначально по отдельным компонентам;
Активизация действий самоконтроля;
Отсроченный переход к освоению более сложных операций, если не усвоены простые.
Третий тип составляют школьники, у которых по меркам коррекционной школы, удовлетворительно развиваются свойства целевой и исполнительной сторон деятельности. Главная их особенность - нарушение энергетической стороны деятельности (работоспособности).
Некоторые из учеников часто нарушают правила поведения, склонны к прогулам, опозданиям, отвлечениям на посторонние дела и т.п
Методы и приемы коррекции
Оптимальный, учитывающий индивидуальные возможности уровень требовательности со стороны учителя;
Дифференциация учебных заданий по объему работы в соответствии с уровнем выносливости учащегося («слабым» – меньший объём выполнения материала)
Использование сохранных качеств личности для развития положительных мотивов учения (например, временное переключение учащегося на работу, которая ему нравится и лучше получается);
Торможение развития отрицательных свойств путем убеждения, внушения, использования коллективного мнения учащихся класса;
Стимулирование повышения темпа работы медлительных учащихся;
Введение соревновательного характера между учебными группами
Столкнувшись с проблемой оценки образовательных достижений разных по своим возможностям учащихся я разработала свою систему разноуровневых работ и заданий и стала использовать на уроке дифференцированный подход, который даёт возможность ученикам с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, развивать интуицию, воображение и т.д.
1) С этой целью составляю разноуровневые проверочные работы:
1 уровень - демонстрация базовых ЗУН, выполнение задания по образцу (Сделай по образцу, вставь пропущенные буквы). Выбирая это задание, ученик знает, что получит оценку «3». Задания этого уровня выдаются на карточках зелёного цвета.
Имя существительное, 5 класс
Вариант 1 (стартовый, минимально допустимый уровень)
Слова, отвечающие на вопросы КТО?, ЧТО?
Подчеркни слова, которые отвечают на вопросы КТО?, ЧТО?
Дождь, поёт, большой, иголка, лечит, зелёная
Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос КТО? – одной чертой, которые отвечают на вопрос ЧТО? – двумя чертами.
Писатель, стол, гусь, юла, щука, врач
Подчеркни слова, которые пишутся с большой буквы
Кот Барсик, корова Зорька, река Волга
Второй уровень способа умственной деятельности предполагает наличие умения наблюдать за учебным материалом, выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать результаты. Учащиеся демонстрируют не только ЗУН, но и показывают насколько развито их логическое мышление, сформировано умение анализировать, сравнивать, классифицировать и преобразовывать. Эти карточки выпускаются на листах синего цвета. Выполняя задания этого уровня, ученик получает оценку «4».
Вариант 2 (базовый уровень)
Подчеркни слова, которые обозначают предметы
Чашка, белый, читает, роза, ленивый, убежал
Подчеркни слова, обозначающие одущевлённые предметы, одной чертой, слова, обозначающие неодушевлённые предметы – двумя чертами.
Высокая башня, хитрая лиса, глубокое озеро, хищный зверь.
Выпиши имена, фамилии, отчества людей и географические названия.
Мы учили стихи Александра Сергеевича Пушкина. В нашей стране много древних красивых городов: Владимир, Псков, Новгород.
Третий уровень – творческий. Он свидетельствует о способности учащегося рассматривать предложенный материал с разных точек зрения, указывает на самостоятельность и подвижность мышления. Карточки с заданиями 3 уровня выпускаются на листах красного цвета. За правильное выполнение этого задания ребёнок получает оценку «5».
Вариант 3 (продвинутый, творческий уровень)
Подчеркни слова, обозначающие предметы.
Эй, спасайтесь поскорей:
Убежал из кухни клей!
Никого он не жалеет,
Всех, кого ни встретит, клеит!
Склеил банки и бутылки,
Ложки, плошки, чашки, вилки.
Замени в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось слово, обозначающее неодушевлённый предмет и напиши его.
Кот -… цапля -…
Коза - … зверь - …
Рак - … сом -…
Вставь попущенные буквы. Подчеркни имена собственные.
Возвратясь под вечер с –оля,
Потеряла серёжку – оля.
Ту –ерёжку нашёл – ерёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя – ерёжка.
При выполнении учащимися самостоятельной работы я столкнулась с проблемой, когда одни ученики только осмысливают задание, другие уже сообщают о завершении работы над ним. Получается ситуация: учитель постоянно торопит слабого, а сильному ученику в лучшем случае даёт дополнительное задание, не связанное с предыдущим, в худшем – сильный ученик просто ждёт слабого. Для решения этой проблемы я разрабатываю задания 3 уровней, которые позволяют каждому ученику работать в своём режиме.
Все ученики обязательно выполняют задания 1 уровня, что соответствует оценке «3». Задания 2 и 3 уровня (на оценку «4» и «5») учащиеся выполняют по мере возможностей.
У каждого ученика на парте лежит карточка с заданиями трёх уровней и сигнальный кубик. Грани кубика раскрашены в красный, зелёный цвет. Все ученики находятся в одинаковых условиях. Учитель дает задание выполнить задание 1 уровня. Ученики читают задание. Если ребёнок понял, он ставит кубик зелёной гранью, что говорит: «Я могу сам». Кубик, повёрнутый красной гранью, говорит «Я затрудняюсь». Таким образом, учитель получает информацию о деятельности всего класса. Учеников, которые испытывают затруднения, учитель приглашает за отдельный стол или к доске и работает с ними индивидуально. При этом учитель ограничивается минимальными пояснениями. Одновременно учитель следит за работой всех остальных учеников. Выполнив первое задание, ученик поворачивает кубик цифрой 1 в сторону учителя, это задание соответствует оценке «3». . Выполнив второе задание, ученик поворачивает кубик цифрой 2.
Выполнение заданий 2 и 3 уровней положительно влияет на развитие умственных способностей учащихся.
Карточка 1
1 уровень 2 уровень 3 уровень
Выпиши имена существительные 1 склонения:
Небо, река, пруд, акула, море, работа, Ольга, мама, рыбак, дедушка, мальчик, папа, рожь, юноша, подросток, мать,парта Укажи склонение существительных. Найди «лишнее» слово. Докажи.
Книга, луна, кукла, храбрость, отвага Просклоняй слова:
Сестра, стол
Выработке самостоятельности способствует проведение уроков-зачётов в конце изучения раздела. Для этого мной разрабатываются зачётные листы, включающие 5 заданий. Первые четыре - это типовые задания по изучаемому материалу, достаточные для получения четвёрки. 5 – повышенной трудности, позволяют получить пятерку. За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Это позволяет легко объяснить ребёнку полученную им оценку за урок.
Зачётный лист
Тема: Имя существительное, 5 класс
Из данных предложений выпиши имена существительные:
На дворе мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Кол-во баллов
Запиши в первый столбик одушевлённые существительные, а во второй неодушевлённые:
Бабочка, ласточка, лето, клоун, вьюга, берлога, война, гвоздика, космонавт, сон одуш. неодуш. В данных предложениях определи число существительных. Наступил январь. Стоят сильные морозы. Резкий ветер щиплет лицо и уши. Снег лежит на холмах и полях. Данные существительные напиши в ЕД.Ч., докажи их правописание:
Гаражи, мыши, вещи, ключи, лучи, плащи, обручи, ночи, этажи, мячи, ландыши, печи, мелочи. Определите склонение существительных по начальной форме: птенцу –
в дупле –
под горой-
у кровати-
белочку-
над степью Предложенные задания могут быть использованы в качестве проверочных, самостоятельных или контрольных работ (по усмотрению учителя) и занимать весь урок или его часть.
Основными принципами разноуровневого обучения являются доброжелательность, взаимопомощь, право на собственное мнение и ошибку.
Считаю, что введение в систему проведения урока разноуровневых заданий имеет огромное значение, так как дети постоянно повышают уровень своих знаний; выполнение более сложного варианта становится целью каждого ученика. Такая работа имеет важное воспитательное значение: приучает к тщательному выполнению любого задания, поддерживает на должном уровне активность, формирует чувство самостоятельности и ответственности, помогает воспитанию позитивного отношения к критике, бережного отношения ко времени, способствует устранению у детей некритичности, неустойчивой и повышенной самооценки. Обучение при дифференцированном разноуровневом подходе проводится в зоне ближайшего развития и основывается на личностно-ориентированном подходе.
Такие задания помогают достаточно объективно оценить продвижение учащихся, заметить даже минимальные шаги и на уровне знаний и на уровне психического развития.