Урок русского языка по теме Объяснение лексического значения слова разными способами
Урок русского языка по теме
«Объяснение лексического значения слова разными способами» 5 класс
по УМК С.И. Львовой, В.В. Львова
Подготовили:
Пиликина Валентина Владимировна
учитель русского языка и литературы
МОУ СШ № 21 г. Кунгура
2011г.
Раздел: «Лексикология»
Тема урока: «Объяснение лексического значения слова разными способами»
Цели урока:
Формирование умения объяснять лексическое значение слов разными способами;
Работа с толковым словарем, со словарем синонимов с целью определения и уточнения лексического значения слова, обогащения речи, выбора наиболее точного слова для выражения мысли;
Формирование языковой, коммуникативной, информационной компетентностей;
Воспитание патриотических чувств: любви и уважения к истории родного города, края.
Оборудование урока:
«Русский язык. 5 класс. Часть I.» Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов;
ЦОР, демонстрационная презентация;
Учебник «История 5 класс»;
Бланк для выполнения задания.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
- Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня.
II. Проверка домашнего задания. Упражнение 146.
Учащиеся работали с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Одна группа самостоятельно давала объяснение лексического значения слова «бой» кратким толкованием. Проверяли себя по толковому словарю.
Другая группа выписывала синонимы к слову «бой» и к каждому из этих существительных подбирала глаголы с тем же корнем. Проверку осуществляли по словарю синонимов.
Основные задачи данной работы:
формировать умение использовать толковый словарь русского языка, словарь синонимов для определения лексического значения слова, точности употребления слова в соответствии с его лексическим значением;
подвести ребят еще раз к выводу о том, что использование синонимов способствует созданию более широкой характеристики какого- либо предмета, а также усилению впечатления от этого предмета.
Слайд № 1
III. Работа по теме урока: «Объяснение лексического значения слова разными способами»
- Что вы знаете о Древней Греции с уроков истории?
Ответы учащихся. Обобщение учителем сказанного.
Греция – колыбель человеческой цивилизации. Именно здесь было сделано много открытий: изобретение алфавита, виноделия, демократии. Верхом достижения изобретений стала красивейшая керамика. В Афинах был целый район, который назывался Керамик, где жили ремесленники-гончары.
Слайд № 2
Компетентностно – ориентированное задание.
Стимул: Представьте, что мы попали на греческую узенькую улочку, в лавку древности.
Слайд № 3
Она не похожа на современные магазины: нет там стеклянных витрин, яркого освещения, больших просторных залов. Она заставлена необычными предметами. Особенно нас привлекли загадочные сосуды и древний свиток. Попробуем разгадать, прочитать его.
Слайд № 4
Задачная формулировка:
Как называется каждый из этих сосудов, изображенных на рисунке?
Какими способами объясняется в тексте лексическое значение слов? Часто ли используются эти способы в учебнике истории? Почему?
Объясните лексическое значение слова керамическая с помощью однокоренного слова.
Слайд № 5
Источник информации:
Текст упражнения 159;
Справочные материалы. Приложение к УМК С.И. Львовой, В.В. Львова: толковый словарик, словарик синонимов;
Учебник «История 5 класс»
Бланк для выполнения задания
Ф.И. ученика___________________
Оценка________
Слово Лексическое значение слова
(толкование слова) Балл Способы объяснения лексического значения слова Балл
1.Амфора Килик Кратер Керамическая Количество баллов ФизминуткаСлайд № 6
Инструмент проверки: модельный ответ с подсчетом баллов.
Модельный ответ с подсчетом баллов
Слово Лексическое значение слова
(толкование слова) Балл Способы объяснения лексического значения слова Балл
1.
Амфора Большой сосуд
1б Краткое толкование слова
С помощью рисунка 2б
КиликПлоская чаша для питья
1б Краткое толкование слова
Подбор синонимов
С помощью рисунка 3б
Кратер Плоская чаша для питья 1б Краткое толкование слова
С помощью рисунка 2б
2.
Керамическая Керамика – изделие из обожженной глины 1б Подбор однокоренных слов 1б
Количество баллов 12б
Слайд № 7
- Часто ли используются эти способы в учебнике истории? Почему?
Полистав учебник истории, мы увидели, что многие исторические термины объяснены с помощью рисунка. Зрительно представляя образ, легче запоминаются трудные слова, исторические термины.
Оценивание Слайд № 8
Баллы Оценка
11-12 «5»
10-9 «4»
8-6 «3»
< 6 «2»
2.Творческая работа. (Слайды № 9, 10, 11, 12, 13)
- А сейчас перенесемся из древнего мира в современный уральский городок Кунгур. Визитная карточка нашего города – Гончарная лавка. Туристы, посетившие Кунгур, спешат побывать здесь и увезти с собой на память о нашем городе сувениры. Давайте зайдем в Гончарную лавку. Что можно увидеть здесь, какие изделия кунгурского завода художественных промыслов?
Задание по группам Слайд № 14
I группа (I ряд)
Создать небольшой текст (3-4 предложения), включив слово керамический.
Цель: привлечь внимание жителей города к изделиям кунгурских мастеров.
II группа (II ряд)
Создать небольшой текст (3-4 предложения), включив слово керамический.
Цель: привлечь внимание своих друзей к изделиям кунгурских мастеров для выбора в качестве подарка.
III группа (III ряд)
Создать небольшой текст (3-4 предложения), включив слово керамический.
Цель: привлечь внимание гостей города, туристов к изделиям кунгурских мастеров.
Чтение составленных текстов
IV. Подведение итогов урока.
Рефлексия Слайд № 15
Главным для меня на уроке было…
Теперь я буду знать, что…
Я рад, что…
Я хотел бы, чтобы…