«Турнир знатоков русского языка» Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов
Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твёрдой опоре, Он твой наставник великий, могучий,Он переводчик, он проводник.Если штурмуешь познания кручи – Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родникБлещут зеркальностью русского слова. Спешите, ребята, открыта палата,Палата ума для ребят,Бросайтесь, как тигры, на новые игры,На войско шарад и задач!Смелей, хитроумцы с упрямыми лбами,Без всякого спроса хватайте на памятьВсё то, что понравится! Знаешь ли ты? Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают, чрезмерно; лапшу на них вешают; любят греться. Её толкут, носят в решете; в неё прячут концы нечестные люди; её без конца кто-то мутит, а кое- кто из неё выходит сухим. Знаешь ли ты? Он в голове у несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги. Это…Его вешают, приходя в уныние, всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют, его задирают, на него ставят зарубки. Что это? Знаешь ли ты? За него тянут; его просят держать за зубами; он до Киева доведёт; его проглатывают, иногда кладут на плечо. Что это? Его важно крепко держать; за ним можно лезть в карман; его часто употребляют одно за другим; желательно не бросать на ветер и дорожить им, если оно золотое. Что это? Когда слова гремели и блистали,Я в моде, я был на пьедестале!Однако время новое настало – Оно меня и свергло с пьедестала. Что о себе сказать могу?Согнула жизнь меня в дугу.За свой характер я плачу – За то, что многого хочу. Известно миру с давних пор,Что знак и я немаловажныйИ не окончен разговор…И начинает думать каждый… Определи знак препинания Во времена М.В.Ломоносова один знак назывался УДИВИТЕЛЬНЫЙ, другой – ЕДИНИТЕЛЬНЫЙ, а третий – ВМЕСТИТЕЛЬНЫЙ.Вопрос: Какой знак в современной пунктуации соответствовал названиям в 18 веке?, . ! ? – ( ) ; «» : ! – удивительный- единительный( ) – вместительный Рассказывают, что знаменитый французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей книги, желая узнать, как идёт распродажа, послал издателю записку, в которой стоял только один знак. Издатель был остроумен и лаконичен, он ответил не менее оригинально. Задание: Определите, какой знак послал в записке Виктор Гюго.Угадайте, что ответил остроумный и лаконичный издатель. Виктор Гюго: ?Издатель: ! Задание: заполните пустые клетки буквами, чтобы в каждом можно было прочитать слово, которое начинается и заканчивается буквой К. (не забывайте об орфограммах в корнях слов!)К КК КК КК КК КК КК КК К Задание: напишите 10 существительных из трёх букв с Ы в корне. Задание: Кто быстрее прочтёт ребус?ПРЕЖДЕ ЧЕМ 7Я О5 СЯДЕТ ЗА 100Л, ПРЕ2РИТЕЛЬНО ВЫ3 КЛЕЁНКУ. Задание: Составьте как можно больше слов из одного за 1 минуту. БУЛАВКА Конкурс редакторов. - С Лермонтовым я познакомилась в детском саду.- Писатель в своих произведениях показывает нам свой простой язык.- Пушкин пришёл ко мне с колыбелью.- В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.- Му-му прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.- Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.- В музее природы есть рысь, бобёр, олень, и другие товарищи.- В лесу было тихо, но за углом выли волки. - Какой конь борозды не испортит? 1 – новый 2 – гнедой 3 – старый- От чего лучше всего танцевать? 1 – от печки 2 – от кровати 3 – от парты- Кем станет казак, если будет терпеть? 1 – сторожем 2 – атаманом 3 – Максимом Галкиным - Чего не вырубишь топором? 1 – что приклеено скотчем 2 – что написано пером 3 – что заклеено жвачкой- Что знает кошка? 1 – кто съел мясо 2 – чьё мясо съела 3 – чьё молоко выпилаВ какие сани не следует садиться? 1 – не в свои 2 – в свои - Где черти водятся? 1 – в серебряном ручье 2 – в тихом омуте 3 – в шестых классах- На какой роток не накинуть платок? 1 – на свой 2 – на чужой- Что надо сделать, когда назвался груздем? 1 – вылезть из кузова 2 – залезть в кузов 3 – спрятаться за кузов