Внеклассное занятие Турнир знатоков природы
«Гимн природе»
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Денисовская средняя общеобразовательная школа
Турнир знатоков природы
Провела учитель
начальных классов
Белоконь Ирина Ивановна
2014г
Цели: прививать любовь к природе; развивать речь, воображение; пополнить знания учащихся о различных растениях и животных леса
I. Вступительное слово.
Ведущий: На протяжении многих столетий человек наблюдает за растениями и животными, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет больше узнать о них и никогда не устаёт им удивляться. Сегодня мы собрались на игру «Турнир знатоков природы» Немало тайн природы вы уже узнали в школе. Давайте же поделимся своими знаниями. Итак, мы начинаем.
У нас играют 3 команды – «Соколы» и «Тигры». «Пчелки»
Каждая команда выбирает командира и выполняет задание, за правильно выполненное задание получает баллы. Победит та команда, которая наберет больше баллов.
А следить за ходом поединка будет наше многоуважаемое жюри.(Представление жюри).
Вижу, вам не терпится поделиться своими знаниями. Итак, начнем.
1 РАЗМИНКА
какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла)
какие грибы растут на пнях? (Опята)
какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка)
сок какого дерева сладкий? (Берёзы)
какая ягода растёт на болоте и кислая на вкус? (Клюква)
какое насекомое собирает нектар с цветов и несёт к себе в дом?(Пчела)
1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла).
3. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит).
4. Кто трижды меняет своё обличие, прежде, чем стать взрослым? (Насекомое: из яйца – гусеница, куколка, бабочка).
-Разминку закончили, приступим к состязанию
2 состязания
Прошу выйти капитанов команд. Капитаны тянут жетоны, чтобы определить какая команда начнёт первой.
Команда выбирает след и номер вопроса. Если команда неправильно отвечает на вопрос, ход переходит к другой команде и т.д.
50 1 2 3 4 5 6
40 1 2 3 4 5 6
30 1 2 3 4 5 6
20 1 2 3 4 5 6
1 след «Узнай животное». 50 очков.
№1. Сначала зверёк сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками и шерстью. В таком гнезде обычно один или два выхода.
Подсказка: Зимой этот зверёк серый, летом – рыжий. На кончиках ушей кисточки, пушистый хвост, красиво выгнут за спиной. (Белка).
№2. Французский натуралист так охарактеризовал этих животных. «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав».
Подсказка: Этих зверей называют санитарами леса.(Волки).
№3. Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверёк чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита то них – иголки. (Ёж).
№4. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогает не хитрость, не быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
Подсказка: Его считают сильным трусишкой. (Заяц).
№5. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые: зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот» (в переводе с английского «Лисий шаг»).
Питается зверь насекомыми, грызунами, иногда и ежами, зайцами.
Подсказка: Убегать от преследований помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). (Лиса).
№6. Этот зверь очень подвижный и ловкий, может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.
Подсказка: Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь).
2 след «Кто летает? Кто ползает?» 40 очков.
№1. Бывают ли ядовитые бабочки? (Да. Златогузка, пестрянка).№2.Бывают ли зубастые бабочки? (Да. Они так и называются «зубастые бабочки»).№3. Чем пахнет капустница? (Геранью).
№4. Чем пахнет брюквенница? (Лимоном).
№5. Сбрасывают ли жуки-олени свои рога? (Нет. Рога у них это увеличенные челюсти).№.6. «В кодексе чести» этих насекомых сказано: «Потерявший в сражении ус, немедленно покидает поле битвы». (Сверчок).
3 след. «Где щи, там и нас ищи!» 30 очков.
№1. Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста).
№2. Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка).
№3. Он никогда и никого не обижал на свете.
Чего же плачут от него и взрослые и дети? (Лук.)
№4. В земле сидит,
Хвост вверх глядит,
Сахар из неё можно добыть.
Вкусный борщ сварить. (Свёкла).
№5. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая, На вкус- как свёкла сладкая. (Морковь).
№6. Привязан кустик к колышку.
На кустике шары.
Бока, подставив солнышку,
Краснеют от жары. (Помидоры).
4 след «Кто в лесу живет? Что в лесу растёт?» 20 очков.
№1. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст).
№2. Своё название птица получила за громкий мелодичный посвист: «Спи! Спи!». (Синица).
№3. Какая птица не высиживает своих птенцов? (подкладывает яйца в чужие гнёзда). (Кукушка).
№4. Шапка набекрень,
Спрятался за пень.
Кто проходит близко,
Кланяется низко. (Гриб).
№5. Стоят Ермачки
Красные колпачки
Кто ни пройдёт,
Всяк поклон им отдаёт. (Земляника).
№6. Серый маленький Денис
На верёвочке повис. (Паук).
3«Кроссворд «Разгадай, как зовут щенка».Ведущий: Ребята, а сейчас вы получите кроссворды и за 5 минут вам необходимо разгадать, как зовут щенка.
4 С детьми учитель проводит игру в кругу с мячом «Бывает - не бывает», пока капитаны выполняют задание.
Ледоход летом (не бывает)
Листопад летом (не бывает)
Дождь летом (бывает)
Роса зимой (не бывает)
Заморозки весной (бывает)
Гроза летом (бывает)
Метель летом (не бывает)
Радуга летом (бывает)
Град летом (бывает)
Буран летом (не бывает)
Иней зимой (бывает)
Туман осенью (бывает)
Капель летом (не бывает)
Иней летом (не бывает)
Мороз летом (не бывает)
Лужи зимой (не бывает)
Зеленые листья зимой (не бывают)
V. «Живые загадки».
Ведущий: Перейдём к следующему этапу. Он называется «Живые загадки». Командам необходимо по очереди отгадывать загадки. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Травы копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось)
Великан в лесу живёт: Он – сладкоежка, любит мёд, Когда испортится погода, Он спать ложится на пол года. (Медведь)
Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая! Ходит в шубке дорогой. Хвост пушистый и большой, На увёртки мастерица. Как зовут её? (Лисица)
На овчарку он похож: Что ни зуб — то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк)
Словно елка, весь в иголках. Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, а зовется это ... (Ёж)
С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Скачет, резвится рыжий циркач.
Вот на лету он шишку поймал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)
Чуток, строен и высок,
Гордо голову несет,
От рогов густая тень.
Вот красивый зверь… (Олень)
Есть в реке работники-
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину
Хоть пиши картину. (Бобры)
VΙ. «Ребусы».
Ведущий: Перед каждой командой лежат ребусы. За пять минут вам нужно написать ответы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
VΙΙ. «Отгадай».
Ведущий: Следующий наш этап называется «Отгадай». Я показываю вам картинку, а вы по очереди отгадываете, кто изображен на ней. За каждый правильный ответ – 1 балл.
белка
верблюд
кабан
еж
енот
зубр
носорог
олень
пантера
пингвин
Собери животное- Из частей собери целую картинку с изображением животного.
Заключительное слово.
Ведущий: Молодцы, ребята, сегодня вы показали себя знатоками природы. Но природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же вместе
Мы к ней относиться добрей
50 «Узнай животное». 1 2 3 4 5 6
40 «Кто летает? Кто ползает?» 1 2 3 4 5 6
30 «Где щи, там и нас ищи!» 1 2 3 4 5 6
20 «Кто в лесу живет? Что в лесу растёт?» 1 2 3 4 5 6