Статья на тему Психолого-педагогические и социальные проблемы развития личности детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Статья
«Психолого-педагогические и социальные проблемы
развития личности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Учитель математики ГКОУ «С(к)ШИ № 9 для детей – сирот VIII вида»
Филатова Л.Н.
Формирование личности умственно отсталого ребёнка, воспитание у него положительных черт характера, положительных навыков и привычек - одно из ведущих направлений коррекционной работы и, соответственно одна из основных задач нашей коррекционной школы. Я считаю, что тема: «Психолого-педагогические и социальные проблемы развития личности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», была и всегда будет актуальной для педагогов коррекционных школ.
В любом обществе, любом государстве на разных исторических этапах развития были и будут дети, которые в силу разных причин и обстоятельств остаются без попечения родителей. Сиротство - социальное явление, характеризующееся наличием детей, оставшихся без попечения родителей. Проследив историю развития учреждений для сирот, можно увидеть, как при экономических трудностях государства, вызывающих снижение уровня жизни его граждан, увеличивается число сирот, беспризорных и безнадзорных детей.
У детей, с раннего возраста находящихся в детских учреждениях интернатного типа, наблюдается ограниченность мотивации, ее единообразие и привязанность к непосредственной жизненной ситуации. Это проявляется в особенностях формирования у них такого существенного новообразования подросткового возраста, каким является «обращенность в будущее». При сравнении временной перспективы подростков, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах, и подростков, воспитывающихся в семьях, обнаружено, что временная перспектива у последних значительно глубже, чем у их сверстников из учреждений для сирот.
Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера
Рассматривая психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства, необходимо остановиться на феномене депривации, отметить пагубное влияние депривации на жизнь любого человека
Как социальное явление, она становится предметом изучения разных наук. Как душевное состояние, депривацию исследуют психологи. Как одну из главных причин возникновения эмоциональной напряженности и отклоняющегося поведения, педагоги рассматривают депривацию. Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения, имеющее для него пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий; вне зависимости от того ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви – проявления депривации психологически похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома.
В школьном возрасте в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и др. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае под давлением неблагоприятной ситуации начинают складываться дисгармонии психосоциального развития сироты, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств. Депривация детей-сирот, как правило, приводит к социально-педагогической запущенности и дезадаптации. Дети-сироты отличаются повышенной тревожностью и имеют особенные черты характера, они эмоциональны и очень чувствительны, у них высокие требования к окружающим, часто испытывают чувство вины. Им часто кажется, что их недооценивают, хотя на самом деле они не уверены в себе, их часто посещает чувство всеобщей бесполезности. Высокая тревожность приводит к тому, что сироты не считают мир вокруг себя безопасным, постоянно чувствуя угрозу, непонятно откуда исходящую. Страх – разлитое чувство, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на все в окружающем. Страх также может быть связан с определенными ситуациями, объектами, лицами и выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу. Может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями, свидетельствующими о внутренней концентрации энергии: «внутри похолодело, оборвалось», «шевелятся волосы», «сковало грудь». Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Такие симптомы говорят о напряжении психофизиологических функций организма.
Существуют особенности общения детей, лишенных родительского попечительства. Субъект общения – это индивид, имеющий развитые коммуникативные характера и способностью к взаимодействию. Школьник, как субъект общения, характеризуется активностью, способностью к самооценке, определенным социальным статусом и уровнем адаптации в группе сверстников. Становление школьника как субъекта общения зависит от взаимоотношений с учителем, от отношения ребенка к учебной деятельности и уровни развития его социально-коммуникативных качеств и свойств личности. Таким образом, можно сказать, что социально дезадаптированные дети-сироты – особый контингент социально-педагогической деятельности, имеющий свои особенности. У детей-сирот часто наблюдаются органические нарушения, системные расстройства, задержки психического, эмоционального, речевого, когнитивного развития, а так же множество психологических и социальных проблем.
Воспитание полноценной личности воспитанников учреждения для детей-сирот предполагает развитие общения их со взрослыми и друг другом, в ходе которого формируется образ «Я» ребенка, его отношение к себе и представление о себе. Особая психологическая проблема – лимитированное пространство предметного мира, отсутствие в детских домах, школах-интернатах и приютах свободного помещения, в котором ребенок мог бы расслабиться, побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения, для интимного доверительного общения со значимым взрослым стандартизирует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что у детей из учреждений интернатного типа возникают аномальные отношения друг с другом, появляются отклонения в развитии личности . Очень рано развивается склонность к бродяжничеству. На улице они чувствуют себя свободнее от воспитателей и учителей, но неприкаянными и чужими для прохожих. В больших городах они часто осваивают чердаки и подвалы, где ощущение полной свободы толкает их на безрассудные и непредсказуемые поступки. Младшие берут пример с более сильных и приспособленных старших детей и подражают им во всем.
Ребенок-сирота ощущает себя неумелым, неумным, плохим учеником, неприятным, нелюбимыми окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех. Еще одной проблемой является то, что у детей, живущих на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствует бережливость и ответственность за сохранность вещей. Такая особенность в отношении к вещам наблюдается у детей всех возрастов. Формальное принуждение к дисциплинированности таит в себе опасность агрессивного отчуждения во взаимоотношениях взрослого и ребенка. Эти дети нуждаются в особом профессиональном отношении. В условиях воспитания в образовательных учреждений интернатного типа трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваиваются. Это происходит потому, что сама организация жизнедеятельности детей в школе-интернате устроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.
Большинство выпускников учреждений для детей-сирот обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:
отсутствие опыта социальных контактов с людьми, в работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т.п.;
трудности общения – там, где требуется строить отношения;
несформированность потребности и способности трудиться;
иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах;
отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений;
недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью;
отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит. Специфическая групповая субкультура низкого уровня;
плохое состояние здоровья.
Все это способствует ориентации молодых людей и подростков на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.
15