Развитие познавательных процессов у детей с ЗПР на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №40
Развитие познавательных процессов у детей с ЗПР на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда.
Докладчик: Лесина Н.В.
Одинцово 2017 год.
Возрастные и индивидуальные особенности детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития, как правило, это дети со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Патогенетической основой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическая недостаточность.
Также, причина отклонений может быть:
- негрубым внутриутробным поражением ЦНС,
- нетяжелыми родовыми травмами,
- недоношенностью,
- близнецовостью,
- инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями.
Клинические исследования рассматриваемой категории детей свидетельствуют, что развитие мозговых структур и связей между ними отстает от возрастной нормы у большинства детей. Недоразвитие познавательной деятельности может быть обусловлено недостаточностью некоторых мозговых структур, в первую очередь, лобных и теменных отделов коры головного мозга, поэтому замедлен процесс функционального объединения различных структур мозга, не сформировано их специализированное участие в реализации процессов восприятия, сличения, опознания, памяти, речи, мышления.Психическое развитие подчиняется закону гетерохронии, т. е. психические функции формируются в определенной последовательности, и для развития каждой из них существуют оптимальные сроки, каждая имеет свой цикл развития. В связи с разными формами и степенью тяжести органического поражения ЦНС или с замедленным темпом ее морфофункционального созревания, изменяется темп и сроки формирования психических функций, сдвигаются сенситивные периоды. Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей.
Как правило, это соматически ослабленные, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии дети;
Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать.
Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, они вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.
Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.
У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи.
Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.
У таких детей снижены адаптивные возможности. Поступив в дошкольное учреждение, они чаще болеют. Требуется специальная система мер со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, психологов для создания необходимых условий, облегчающих процесс адаптации в условиях учреждения.
Речевые особенности детей с ЗПР
Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития у детей с задержкой психического развития. Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций.
Как правило, у детей отмечается замедленный темп речевого развития, его качественного своеобразия и большая распространенность нарушений речи. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями протекания речевой деятельности в целом. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия, стертая дизартрия. Нарушения речи у этих детей носят системный характер и входят в структуру дефекта.
Задачи коррекционно-логопедического обучения
Основные задачи коррекционного логопедического обучения:
Развитие фонематического восприятия;
Развитие навыков связной речи;
Устранение дефектов звукопроизношения;
Развитие и совершенствование ручной и артикуляционной моторики;
Формирование грамматического строя речи;
Обогащение и уточнение лексического запаса.
Осуществление коррекционной работы условно разделено на два периода, которые взаимосвязаны друг с другом: подготовительный и основной.
В подготовительный период основной целью является восполнение пробелов в формирований психофизиологических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне, созданий базы, необходимой для коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития.
В этот период проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, развитие слухового, зрительного восприятия, внимания, памяти, развитие ритма, формирование произвольных умений и навыков.
В задачи основного периода входит:
совершенствование лексических и грамматических средств языка;
развитие навыков связной речи;
развитие коммуникативности.
Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с задержкой психического развития осуществляется с коррекцией речи в целом, т.е. включает развитие фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя языка.
Развитие фонематического восприятия
Фонематическое восприятие - приобретенное    умение осознавать, как устроена звуковая структура слова. Фонематическое восприятие формируется на базе фонематического слуха.
Приемы по развитию фонематического восприятия:
1. Узнавание неречевых звуков.
«Что звучит?» На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, дудочка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно со зрительной опорой (потом без зрительной опоры - ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.;
«Какие звуки ты слышишь сейчас (дождь идет, машины едут, люди говорят, стук, шорох и т.п.;)
«Звучащие баночки». В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема, «киндера» и т. п.) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка найти одинаково звучащие баночки. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.
«Ритмический рисунок». Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т. п.) или ладошками. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения.
2. Узнавание слов близких по звуковому составу слов с опорой на наглядность.
«Исправь ошибки». Взрослый читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Надо назвать правильно слово:
Мячик выронив из рук,
Коля мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук.
С длинными усами.
Развитие навыков связной речи
Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
Приемы по развитию связной речи:
1. Формирование элементарной фразы.
Опираясь на картинки ребенок повторяет за взрослым: «Это нога», «это вода», «это киса» и т.д.
Использование методического пособия Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе» Книга 1,2
2. Формирование предложения (опираясь на наглядный материал):
Использование методического пособия Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе» Книга 3.
Использование наглядно-дидактического пособия «Логопедическое занятие в детском саду. Средняя группа» Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова.
Пересказ сказок с использованием деревянных фигурок;
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Использование мнемотехник для составление рассказа.
Формирование лексико-грамматического строя речи.
Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.
На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Ткаченко Т.А.
1. Игры на развитие лексико-грамматического строя (Согласуются с лексической темой, обозначенной дефектологом):
«Скажи ласково» (с перекидыванием мяча: стол-столик, Стул-стульчик и т.д.)
«Один – много»: ухо-уши, рука-руки. нос-носы, лоб- лбы и т.д.
«Считай до трех»: один помидор, два помидора, три помидора
2. Методические пособия, которые используются для формирования лексико-грамматического строя речи:
1. О.А.Безрукова «Грамматика русской речи» 1, 2 том;
2. Н.Э.Теремкова «Логопедические домашние задания»
3. Е.М. Косинова «Грамматическая тетрадь» в 4-х частях
Работа над звукопроизношением
Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с задержкой психического развития осуществляется с коррекцией речи в целом, т.е. включает развитие фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя языка.
Приемы по автоматизации звуков и введению их в речь:
1. «Логопедическое лото (паровозик)». Ребенку предлагается найти картинки с нужным звуком («шипящее слово») и «посадить» в паровозик.
2. «Поймай слово». Ребенку необходимо хлопни, когда он услышит «шипящее» слово;
3. Предлагается назвать 5 слов с заданным звуком;
4. «Что спряталось?» Перед ребенком выкладываются 3-4-5 картинок с нужным звуком. Ребенок называет их, потом закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок. Ребенок должен угадать, какой картинки не стало.
5. «Эхо» взрослый называет слово с изучаемым словом. Ребенку необходимо повторить его 2 раза.
6. Использование игр со словами. В которых находится изучаемый звук: «Один-много», «Назови ласково», «Счет до 3-5»
7. «Волшебник». Ребенку предлагается «покрасить» все в комнате в розовый цвет, зелёный и т.д. в зависимости от изучаемого звука.
Любые приемы, которые используются логопедом в коррекционной работе непосредственно направлены на развитие таких психических процессов, как память, внимание, восприятие и мышление.
Используемая литература:
1. Токарева Е. А. Особенности работы учителя-логопеда в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР г. Челябинск, декабрь 2013 г. 2. Дети с задержкой психического развития/ Под.ред. Г.А.Власовой, В.И.Лубовской, Н.А.Цыпиной.-М.1984 г.