«Познавай-ка» Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.
«Познавай-ка»
Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.
Пояснительная записка:
Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить программу. Не могут нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес к занятиям в детском саду и других развивающих учреждениях. Появится страх спросить, что ему не понятно у воспитателя. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенным в дальнейшей жизни. А именно современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, креативно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.
Методической основой данной программы является « Коррекционно- развивающая программа для детей средней группы» Шарохина В.Л..Направленность программы коррекционно- развивающая.Уровень реализации: дошкольное образование.Адресат : дети 4-5 летПоказание средние и ниже среднего показатели познавательных процессов.Противопоказана аутичным детям, детям с задержкой психического развития, гиперактивным ( СДВГ) .Цель программы развить познавательные процессы. Цель достигается через решение следующих задач: Задачи 1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображение.2. Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.3. Развития коммуникативных навыков.4. Обучение математическим способностям.5. Повышение самооценки.Методы, обеспечивающие результативность: упражнения по развитию познавательных процессов. Пальчиковая гимнастика. АРТ - терапия. Упражнение на сплочение.
Входная и выходная диагностика:
Диагностика внимания:
Исследуем с помощью игр: «Найти одинаковые стаканчики». Перед ребенком выставляют четыре цветных стаканчика. Две из них совпадают по цвету и форме. Необходимо найти одинаковые стаканчики.
Восприятие.
Цвета. Разложить кружочки по коробочкам (по цвету).Формы. Разложить геометрические фигуры.Восприятие величины. Расставить матрешек по росту.
Диагностика памяти.
Слуховая память. Ряд слов для запоминания: мальчик, дерево, осень, мама, дождь, свеча, луна, бант.Зрительная память. Раскладываются картинки с геометрическими фигурами.Затем картинки убираются.
Диагностика мышления.
Разложить картинки по заданному принципу.Условия реализации: занятия проходят в кабинете психолога. Необходимо место для подвижных игр.Раздаточный материал по количеству детей. Наполняемость детей в группе 4-5 человек. Длительность программы: частота занятий 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия 20 минут. Программа рассчитана на 3 месяца. Необходимые материалы :Рабочие тетради: тренируем мышление и тренируем память.
Краски и кисточки.
Расходный материал (который готовится заранее).
Раздаточный материал из методички В.Л. Шарохиной.
Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой моторики.Заинтерисованость родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.Тематический план
Тема занятий Цель занятий Содержание Количество часов
N1 «Колобок» Развитие мелкой моторики.. 1.Упражнение на сплочение группы:« Ветер дует»2.Пальчиковая гимнастика3.Упражнение « Раскрась колобка».4.Вспомнить изображение. 5.« Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды.6. « Достань звезду» 20 мин
N2 « Маша и медведи» Развитие мышления.
1.Разложить фигуры по росту. 2.Перебрать крупу и разложить по коробкам.3.У кого из зверят точно такой же зонтик, как и у зайки ( тренируем мышления).4.Упражнение « Запомни узор».5.Релаксация « Достань звезду» 20 мин
N3« Котенок» Развитие восприятия цвета и форм.
1.Упражнение на сплочение « Веселые приветствие».2.Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур.3.Пальчиковая гимнастика.4.Посмотри внимательно, какие подарки преподнесли зайке на день рождения звери. 5.Помогите Котенку расселить зверей ( домашние и дикие). 6.Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели? 20 мин
N4 « Теремок» Развитие мелкой моторики и внимания.
1. « Веселые приветствие»2.Сделай Котенка из геометрических фигур.3.Пальчиковая гимнастика.4.Найди и зачеркни.5.Вспомнить героев сказки. 20 мин
N5
«Мышонок» Развитие мышления и творческого потенциала.
1. « Веселые приветствия»2.Найди в стихотворении ошибки.3.5 игрушек запоминаем и вспоминаем игрушку, которую убрали.4. Раскрась понравившийся предмет. Превратить фигуры в разные предметы5.Припоминание. 20 мин
N6 « Шалтай- Балтай» Развитие памяти и мелкой моторики.
1.Зачеркните все подснежники на листе.2.Вспомните, где лежала игрушка.3.Соедини точки так чтобы получилось изображение ( рыбка, домик, зонтик)4.Отгадайте загадки.Придумывают свою загадку.5.Релаксация « Шалтай-болтай». 20 мин
N7 «Фигуры» Развитие мышления имелкой моторики.
Приветствие
Классификация предметов по форме и цвету (лото).
Упражнение
« Зоркий глаз».
Выкладывается узор из геометрических фигур.
Релаксация.
20 мин
N8 « Подарок» Развитие памяти и мышления.
Приветствие:
Шуточные тесты
« Найдите ошибку художника»3.Называются слова , а дети зарисовывают и запоминают.
Найди в каждом ряду предмет, отличный от других.
Раскрась мандалу.
Релаксация. 20 мин
N 9 «Кляксы» Развитие памяти и воображения.
Приветствие. 1.Проверим память.Поставим 5 игрушек на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка2.Разрезные картинки.3. « Кляксы».4.Сделаем подарок.Пуговицы нанизываем на нитку.5.Релаксация. 20 мин
N10 « Овал» Развитие мышления и воображения.
Приветствие.« Веселые приветствия».1.Дорисуй овалы.2.Четвертый лишний.3.« Жмурки».4. Корректурная проба.5.Релаксация. 20 мин
N 11 « Будь внимателен» Развитие внимания.
1.Приветствие.2.«Снежинки»Найти одинаковые снежинки.3.« Камень ножницы бумага».4.« Разведчики».5.Релаксация. 20 мин
N 12 «Итог» Развитие мышления.
Приветствие.1.Четвертый лишний.2. Нарисуйте из геометрических фигур человека или несуществующее животное.3.Расставь изображения по местам.4.Узнай, что лежит в коробке..5.« Зеркало».
20мин
Педагог – психолог__________________________Хамматова Н.И.
Занятие N 1. Сказка «Колобок»Цель: 1. Приветствие2 Развитие восприятия форм и цвета.3. Развитие мелкой моторики.4. Развитие зрительной памяти и внимания.5.Развитие мышления.6 Релаксация.
Оборудование:-Цветные карандаши.-4 геометрические формы. -Тренировочные тетради - развитие мышления. -Картинки: волка, зайца, медведя, лисы.Ход:1.Приветствие:Упражнение на сплочение группы:« Ветер дует»Все выстраиваются в одну линию.Ветер дует на того кто любит яблоки Кто в брюках Кто сегодня умывается У кого есть кошкаБегут к другой стене.Основная часть: припоминается сказка.2.Бабушка поскребла по сусекам и замесила колобокПальчиковая гимнастика:Колобок – это пальчик он катиться по дороге.3. Предлагается выбрать колобок из квадрата- треугольника и круга.Что еще круглой формы?Называются предметы круглой формы.Упражнение « Раскрась колобка». Предлагается 4 карандаша.Нарисуй рядом дорогу и солнце, траву и небо.4.Приготовим изображение: волка, медведя, зайца и лисы.Дети запоминают, затем убирается одно изображение.( повторяется несколько раз)5. Тренировочная тетрадь по развитию мышления: « Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды.6. Релаксация« Достань звезду» Припоминание.Прощание.
Занятие N 2 Сказка « Маша и медведи».
Цель: 1. Восприятие форм, цвета и величины.2. Развитие мелкой моторики.3. Развитие памяти и внимания.4. Развитие мышления.5. Релаксация
Оборудование: -Нарезанные фигуры круга, квадрата, прямоугольника.- Крупа и коробочки.-Тарелочки бумажные.-Краски и кисточки.-Тетрадь тренируем мышление и память.
Ход:Приветствие.Упражнение на сплочение группы:Основная часть:Припоминание сказки « Маша и медведи»
1.Маша пошла в лес и заблудилась. Попала в избушку.Разложить фигуры по росту: Мишутки самые маленькие, Михаилу Пататычу - самые большие.2.Маша решила помочь медведям перебрать крупу и разложить по коробкам.Раскрасить тарелку для Мишутки.
Тетрадь : тренируем мышление страница 2 .У кого из зверят точно такой же зонтик, как и у зайки.
Упражнение « Запомни узор»
На бумаге рисуем простой узор ( ломаную линию). Запоминают в течение 1-2 минут. Дети воспроизводят по памяти. Постепенно узоры усложняются.
Релаксация « Достань звезду».
Занятие N 3 « Котенок»Цель: 1. Развитие восприятия цвета и форм.2. Развитие мелкой моторики.3. Развитие памяти и мышления.4. Релаксация.
Оборудование: -Цветные карандаши. -Трафаретные линейки. -Карандаши.Ход:Приветствие.
Упражнение на сплочение « Веселые приветствие»
Основная часть.
Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника и треугольника.Сделать рисунок. Сосчитать фигуры. Раскрасить круг - желтым, квадрат- красным, треугольник- зеленым, прямоугольник- синим.
Пальчиковая гимнастика.
Как у кота шубка очень хорошаКак у котика усы удивительной красыГлазки смелы, зубки белы ( развести руки, руки к себе, ушки над головой, повернутся и похвалится развести руки, ушки над головой, пальчиками проводим по верхней губе прокрутить пальчиками , гордо распрямится, показать пальчиками глаза, показать пальчиками улыбку.) Проведи дорожку к домику Котенка.
Тренируем память.
Посмотри внимательно, какие подарки преподнесли зайке на день рождения звери.
Помогите Котенку расселить зверей ( домашние и дикие). Рабочий лист.
Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели?
Занятие N 4 « Теремок»
Цель: 1. Развитие восприятия цвета и форм.2. Развитие мелкой моторики.3. Развитие внимания.4. Развитие памяти.5. Релаксация.
Оборудование:-бланк- корректурная проба-герои сказок теремок-геометрические фигуры
Ход:
Приветствие:« Веселые приветствия»
Сделай Котенка из геометрических фигур:
- овала- круга- 6 треугольников- прямоугольникРаскрась:Круг- желтымТреугольники- чернымПрямоугольник и овал- белым.Приклей на бумагу.
Пальчиковая гимнастика.
« Веселая мышка»Перчатку нашла (раскрываем ладошку, пальцы растопыривают и поворачивают руку)Гнездо, в нем устроив (складываем ладошку)Мышат позвала (сгибаем и разгибаем пальцы)Им корочку хлеба дала покусать ( кончиками пальцев поочередно стучим по остальным пальцам)Погладила всех и отправила спать ( ладошки погладить друг о друга)
Расставить и зачеркнуть.
Вспоминаем героев сказки « Теремок».
Изображение животных (4)Убираем 1 героя.
Релаксация.
Занятие N5 « Мышонок» Цель: 1. Развитие внимания.2. Развитие зрительной памяти.3. Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.4. Развитие мышления и творческого потенциала.5. Релаксация.
Оборудование:
-Листы с кругами и овалами- 5 игрушек из разного материала-цветные карандаши
Ход:
1.Упражнение на сплочения.« Веселые приветствия»Раз, два, три друга найди.Потереться носами. Ушками. Пятками.Коленками.Локтями.
2. Читается стихотворение, и находятся ошибки.Куклу, выронив из рукМаша мчится к маме:« Там ползет зеленый лук (жук)С длинными усами».Закричал охотник « Ой!Двери (звери) гонятся за мной». Я тигренок, а не миска (киска)!
3. 5 игрушек из различных материалов. Запоминают 1-2 минуты. Убирают 1 игрушку.Предметы делят на группы ( по материалу из которого изготовлено)
Раскрась понравившийся предмет.( Лист с изображением предметов)
Превратить фигуры в разные предметы.
Занятие N 6 « Карандаш»Цель: 1. Развитие внимания.2. Развитие памяти.3. Развитие мелкой моторики.4. Развитие мышления.5. Релаксация.Оборудование:- листы корректурной пробы- листы с точкамиХод:
Зачеркните все подснежники на листе.
Вспомните, где лежала игрушка.
Соедини точки так чтобы получилось изображение ( рыбка, домик, зонтик)
Отгадайте загадки:
Сто одежек и все без застежек.( Капуста)Не лает не кусает а в дом не пускает.( замок) Зимой белый а летом серый.( Заяц) Без рук без топоренка построена избенка.( Гнездо) Не портной, а всю жизнь с иголкой ходит. ( Ёжик) Четыре братца под одной крышей стоят.( Стол) 2 стекла на носу болтаются.Придумывают свою загадку.
Релаксация « Шалтай-болтай»
Ребенок изображает героя стихотворения.Поворачивает туловищем. Болтает расслабленными руками.Взрослый читает стихотворение:
Шалтай-болтай Сидел на стенеШалтай-болтайСвалился во сне.Когда произнесется последняя строчка, ребенок должен резко наклонить тело вперед, перестав болтать руками.
Занятие N 7 « Фигуры»Цель: 1. Развитие внимания.2. Развитие мышления.3. Развитие памяти.4. Развитие мелкой моторики.5. Релаксация.Оборудование:- Лото геометрических фигур- счетные палочки
Ход:
Приветствие
Классификация предметов по форме и цвету (лото).
Упражнение « Зоркий глаз»
Маленькую игрушку запоминает ребенок. Она прячется в комнате на видное место. Далее ребенок ищет.
Выкладывается узор из геометрических фигур. Дети запоминают и выкладывают самостоятельно.
Релаксация.
Занятие N 8 « Художники»
Цель:
Развитие внимания.
Развитие памяти.
Развитие мышления.
Развитие мелкой моторики.
Релаксация.
Оборудование:-лист бумаги- шуточные тесты
Ход:
Приветствие:
Шуточные тесты Е.В. Колесниковой « Найдите ошибку художника»
Называются слова , а дети зарисовывают и запоминают.
Зайчик. Дождь. Дерево. Дом. Лист. Туча. Шарик. Гриб. Морковь.
Найди в каждом ряду предмет, отличный от других.
Раскрась мандалу. Сделай её красочную. Подари родителям.
Релаксация.
Занятие N 9 « Клякса»
Цель: 1.Развитие памяти.2.Развитие речи и мышления.3.Развитие воображения.4.Развитие мелкой моторики.5.Рефлексия.
Оборудование:-открытки на каждого-краски и чистый лист бумаги- 4 игрушки- пуговицы разные
Ход:
1 Приветствие.2.Разрезные картинки.Картинки с изображением какого-либо предмета, разрезанные на 2-3-4 части.Необходимо собрать целое.3. « Кляксы»Взять на кисточку немного краски. Далее делается клякса на листе бумаги и складывается лист так, чтобы клякса отпечаталась на другой стороне. После развернуть лист и назвать что получилось.4.Проверим память.Поставим 4 игрушки на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка.
5.Сделаем подарок.Пуговицы нанизываем на нитку.
Релаксация.
Занятие N 10 «Будь внимателен»
Цель:1.Развитие памяти.2.Развитие мышления.3.Развитие воображения.4.Развитие коммуникаций.5.Рефлексия.Оборудование:- Лист корректурной пробы на каждого- лист с оваламиХод: 1.Приветствие.« Веселые приветствия»Ушко к ушку. Лобик к лобику.2.Дорисуй овалы.3.Четвертый лишний.4.« Жмурки»Выбирается ведущий.Завязываются глаза. Ловит участников и угадывает его имя.5.Релаксация.
Занятие N 11 «Разведчики»Цель:1.Развитие мышления.2. Развитие внимания.3. Развитие воображения.4. Развитие памяти.Оборудование:Ход:
Приветствие.
«Снежинки»
Найти одинаковые снежинки.
« Камень, ножницы, бумага» Играют в парах.
« Разведчики». Выбирают одного « разведчика». Он командует « Замри!». Вся группа застывает. Разведчик закрывает глаза. Участники меняют позу. Разведчик открывает глаза и его задача обнаружить изменения.
Релаксация.
Занятие N 12 «Итоговое»Цель: 1.Развитие мышления.2. Общее развитие.3. Релаксация.
Оборудование:- изображение овощей и фруктов- предметы различной формы- цветные карандаши и лист бумаги.
Ход:
Приветствие.
Назовите предметы, изображенные на картинке.
КапустаПерецВишняСвеклаКакой предмет не подходит к остальным?И т.д. с другими картинками.2. Какие геометрические фигуры вы знаете?Нарисуйте из геометрических фигур человека или несуществующее животное.
Предлагаются изображения овощей и фруктов. Изображение грядки и дерева.
Расставить изображения по местам.
Небольшие предметы разной формы и цвета запоминаются и ложатся в коробку. На глаза завязывается повязка. Опустив руку в коробку, ребенок достает и называет и вспоминает его цвет.
« Зеркало»
Вы- зеркало. Я поднимаю руку и вы. И так все повторяете.