Конспект занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида
Конспект занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида
Тема: «Грусть»
Цель: создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
1).Формировать понятие о чувстве и эмоции грусть;
2).Развивать умение адекватно выражать свои эмоции (грусть), развивать навыки связной монологической речи, корригировать мыслительные операции через аналитическую работу по составлению слова.
3).Развивать способность понимать состояние другого человека через вербальное отражение эмоционального состояния на иллюстрации.
Оборудование: нитки, Мнемотаблица, фотографии с разными эмоциями, таблица с заданием на каждого ребенка, карандаши, чистые листы, иллюстрация «Грусть».
Ход занятия:
Этап занятия Действия педагога-психолога Действия детей
Организационный -Здравствуйте, ребята, давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...
Вспомните о чем мы говорили на прошлом занятии? Когда мы испытываем чувство радости? А как мы понимаем, глядя на человека, что он рад? -Об эмоции радости.
Отвечают.
Основная часть -Чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно выполнить одно задание.
Выпишите из строки только те буквы, которые не повторяются, и составьте из них слово, оно и будет темой нашего занятия.
а пи б т пи а б
к е ншк ншу е
юв г в йыюйыця у с я рцу с
фч ьи м фи м ч
с прл о рл по
1. Знакомство с эмоцией «Грусть».
-Как вы понимаете, что такое грусть? Когда мы грустим? (Демонстрация рисунка «Грустный мальчик»). Давайте прослушаем с вами одну мелодию, которую написал известный композитор, когда вы будете слушать, задумайтесь, какие эмоции у вас возникают?
(Прослушивание отрывка композиции Чайковского И.П. «Болезнь куклы»)
2. Изобразим грусть. Потрогайте лицо руками. Где чувствуется напряжение?
Уголки губ опущены вниз.
Садитесь в круг… Сейчас мы все вместе составим с помощью клубочка одну большую паутину, связывающую нас между собой. Начну я: «Мне грустно, когда у меня что-то не получается…»(передаю клубок по кругу)
А теперь, замотаем нашу грусть в клубочек и она исчезнет.
А как вы думаете, как избавиться от грусти?
1. постараться улыбнуться.
2. вспомни о самом приятном на свете, например о сладкой конфете.3. поиграй с друзьями.
4. возьми свою любимую игрушку, прижми к себе, поиграй с ней.
3.Упражнение с использованием мнемотаблицы «Грусть».
Вопросы по таблице:• Подумайте, почему здесь нарисовано
разбитое сердце?• Здесь изображен градусник, как вы думаете почему?• Расскажите, почему здесь нарисованы слезы?• Есть ли у нас здесь улыбка?• Какое выражение лица у грустного человека?• Почему здесь изображена порванная игрушка?• Что за буква изображена здесь? Почему?• Что означает цифра шесть?
Составление рассказа по таблице. Грусть – это ….
Воспроизведение таблицы в тетрадях.
4. Посмотрите, у меня здесь много фотографий, вам нужно выбрать только те где присутствует грусть.
-Все люди здесь грустят, но одинаково ли грустят? Почему вы так думаете? Разложите фотографии в порядке усиления грусти.
5. Давайте я вам прочитаю рассказ.
Е. Пермяк «Бумажный змей».
Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота.
Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он настрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил.
Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!
Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились - вот в чем беда.
-Какое чувство вы испытываете?
-Почему мальчики не смогли запустить своего змея? Грустно без друзей?
6. «Гусеница»
Все встаю в затылок друг другу, берут впереди, стоящего за пояс и двигаются в разных направлениях. Задача – следить за тем, чтобы тело гусеницы не разорвалось. Можно добавлять на пути следования препятствия: пролезть через преграду, перепрыгнуть через ручеек (веревочки).
-Как вы чувствовали себя во время игры? Все ли были внимательны к друг другу? «Голова» не забывала о своем «туловище»? Кому было легче двигаться, кто был первым или, кто был последним?
Вывод: нужно всегда думать о том, кто идет за тобой. Выполняют задание.
Прослушивают композицию, отвечают на вопросы.
Садятся в круг, выполняют упражнение, отвечают на вопросы.
В кругу обсуждают различные грустные ситуации.
Работают с мнемотаблицей.
Отвечают на вопросы.
Составляют рассказ.
Выбирают нужные фотографии.
Слушают, обсуждают.
Выполняют упражнение, отвечают на вопросы.
Заключи
тельный -О чем мы сегодня с вами говорили, что запомнилось больше всего. Вы очень хорошо занимались, спасибо, молодцы. Отвечают.