Индивидуальная программа коррекции для детей с расстройством эмоционально – волевой сферы и поведения


Индивидуальная программа коррекции для детей с расстройством эмоционально – волевой сферы и поведения
Автор: Пономарева Мария Владимировна, педагог – психолог муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 г. Острогожск, Воронежская область.
Описание: Данная программа полезна педагогам – психологам и родителям у которых есть дети имеющие признаки отставание развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). Множественные сенсорные нарушения, речевые нарушения, эмоционально- волевые, неспособность различать людей и неодушевленные предметы.
Цель:
- развивать познавательные навыки
- развивать сенсорные функции
- развивать речь
- формировать целенаправленное поведение ребенка
Задачи:
Обучающие:
- обучать навыкам контакта
- обучать более сложным формам поведения
Развивающие:
- формировать речевой словарь ребенка
- развивать самосознание и личность
- развивать коммуникативные навыки конструктивного общения
Воспитательные:
- создать пространство взаимодействия для ребенка с учетом его ведущей деятельности
Интеграция образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Предварительная работа:
- диагностика эмоционально-поведенческих реакций, активности, эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений, оценка внимания, памяти.
Оборудование: ящик с песком, дидактические материалы с изображением животных, вещей, предметов обихода, мяч, чашка, ложка и другие знакомые ребенку предметы, мешочки наполненные фасолью и каштанами, игрушки животных, бусы из маленьких шариков, бусы из предметов с различными поверхностями, коробка форм, изображение радуги, где каждый цвет отделяется, игровой материал «Грибы на поляне».
Используемая литература:
Программа системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-метод. пособие / Авт. — сост. А. В. Хаустов. Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой — М.: РУДН, 2007. 
29.Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. 
30.Победить аутизм. Метод семьи Кауфман / Сост. Н. Л. Холмогорова.– М.: Центр лечебной педагогики, 2005. 
Диагностический комплект психолога (методическое руководство) Н.Я. Семаго и М.М. Семаго
Реализация программы:
Коррекционно- развивающая программа делиться на несколько этапов:
Этап: установление контакта
Знакомство ребенка и педагога – психолога может продолжаться длительное время. Сначала ребенок должен привыкнуть к присутствию специалиста, первоначальной может быть реакция отрицания контакта (ребенок отворачивается или закрывает лицо), знакомство должно проходить в кругу знакомых ребенку людей. Постепенно ребенок начинает привыкать не отворачивается, улыбается, проявляет дружеские движения (тянет руки, разрешает находиться в непосредственной близости). Начинаем переходить ко второму этапу.
Этап: работа с сенсорами и сенсорными эталонами
Ребенка необходимо обучить ощущениям (положения тела, тепло, холод, мокрое, сухое). Развивать вестибулярный аппарат, зрительные, тактильные ощущения. В этот этап включаются игры с песком, водой, звуковые игры, перекладывание предметов.
Игры и упражнения:
«Зрительный контакт»
Ход игры: сядьте напротив ребенка. Назовите его имя и затем покажите жестом на себя, назвав по имени. После того, как ребенок посмотрит на вас в течении 1 секунды — продолжайте занятие дальше.
«Ладушки»
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Ход игры: педагог – психолог касается своей руки и руки ребенка поочередно, повторяя стих. Если ребенок сопротивляется, то занятие продолжается касанием руки только педагога.
«Различаем части тела»
Ход игры: четко называем часть тела (рука, нога, голова, ухо и.т.д.) и просим ребенка названную часть тела на себе. Здесь важно не только понимание, но и четкое выполнение инструкции.
«Выполнение команд, подкрепленных жестом»
Ход игры: просите ребенка встать, сесть, помахать пока, привет. Помогайте ребенку повторять за вами движение. На первых занятиях может понадобиться помощь одного из родителей, который помогает ему выполнить упражнение. Постепенно помощь сокращаем, оставив только жесты.
«Узнай предмет»
Ход занятия: расположите на столе от 2 до 3 предметов. Назовите эти предметы поднимая их по одному и говоря: «Это- мяч, шапка, чашка и.т.д.…». Затем попросите ребенка дать вам нужный предмет. Постепенно количество предметов можно расширить, если вы убедились, что приведенные ниже предметы ребенку хорошо известны и он их выбирает без труда.
Занятия можно продумывать самому, использовать разные варианты. Отличное дополнение пескотерапия и поиск уже знакомых предметов в мешочке с фасолью или каштанами. Примеры:
- «купание» рук в песке и воде, перебирание пальчиками;
- «найди игрушку» — в мешочках с фасолью и каштанами спрятана игрушка, ребенку нужно найти ее;
- «длинные бусы» — ребенку предлагается выложить цепочку из шариков
- «рассыпаем — собираем» — рассыпали шарики и собрали их в коробку;
- «один — много» — рассматриваем грибы
3 Этап: осознание пространственных ощущений
Добиваемся развития цветовосприятия, совершенствуем действия с предметами, развиваем моторику, учим соотносить форму, цвет, размер предмета. Начинаем отрабатывать базовые бытовые навыки.
Игры и упражнения:
«Коробка форм»
Педагог – психолог показывает ребенку коробку, в которой имеются различные отверстия и показывает фигуры. Объясняет, что для каждой фигуры в свой домик есть дверь. Сначала показываем ребенку правильность выполнения, затем предлагаем попробовать самому.
«Бусы»
Ход игры: бусы собраны из разных на ощупь предметов. Даем их в руки ребенку и предлагаем найти гладкую и шершавую бусинку, твердую и мягкую и.т.д.
«Радуга»
Ход игры: педагог – психолог показывает и четко называет все цвета радуги. Стараемся запоминать цвета и показывать их. Можно начинать с 2 цветов, постепенно усложняя задачу.
На этом этапе задания могут быть разнообразными.
4. Этап: развиваем сюжет
Знакомим с моделями поведения через сюжетную игру. Отрабатываем и закрепляем навыки складывание предметов и их сортировка
5 Этап: диагностика
Педагог – психолог проводит диагностику эмоционально-поведенческих особенностей, активности, мышления, памяти, внимания. Необходимо отметить, что кроме итоговой диагностики, обязательно должна присутствовать промежуточная диагностика развития.
Оценка деятельности: работа по программе – длительный процесс, педагогам и родителям надо научиться ждать результата. Ни в коем случае не менять этапы программы. Вариантов в предложенных занятиях моет быть много, главное не перегружать ребенка. Промежуточную диагностику следует проводить после того, как пройдет немного времени после закрепления материала, если результаты диагностики не удовлетворяют требования надо начинать обучение и развитие заново.