Деловая игра как средство развития социальной компетенции учащихся с ограниченным интеллектом на уроках географии


Выступление на августовском совещании 2015 года
Деловая игра как средство развития социальной компетенции учащихся с ограниченным интеллектом на уроках географии.
1. Деловая игра и её роль на урок географии Школа должна сформировать у ученика целый ряд компетентностей, способных выступить в качестве движущей силы всего процесса личностного развития не только в период обучения, но и после окончания школы. География как учебный предмет имеет богатые возможности для развития социальной компетентности у школьников с ограниченными возможностями.Данный учебный предмет обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников не только к необычным фактам, процессам, но и возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности. Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать игровые технологии, а именно технологию деловой игры и различные ее модификации. Содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическая атмосфера конкретного класса способствует формированию социально значимых знаний.Деловая игра как форма проведения урока географии и формы организации учебной деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная и т.д.) вызывают интерес школьников, активизируют их получению социально значимых знаний. Игровая деятельность выполняет такие функции:коммуникативную: освоение диалектики общения;- саморегуляции в игре как полигоне человеческой практики;- диагностическую: выявление от нормативного поведения, самопознания в процессе игры;- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;- межнациональной коммуникацией: усвоение единых для всех людей социально -культурных ценностей;- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.Следовательно, использование деловых игр способствует получению учащимися всех навыков необходимых для формирования социальной компетенции.К.Д.Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он утверждал, что внешний механизм «приневоливания» не достигает нужного результата. Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике желание учиться, без которого он далеко не уйдет. К.Д. Ушинский считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, но не превращать эту работу в забаву. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. В общем виде познавательный интерес представляет собой личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором органически представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Поэтому только в игре дети могут развивать свои социальные способности как общение, и все необходимые качества личности, которые необходимы для существования в обществе.
2. Понятие и модификации деловой игры
Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Игра регламентируется правилами, заранее прописанными в сценарии.Для решения комплексных задач, а именно развития социальной компетенции у школьников в учебном процессе я применяю следующие модификации деловых игр. Имитационные игры.На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей.Например:Северный Кавказ. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
7 класс. Цель: способствовать формированию самостоятельности суждений школьников при решении познавательных и профессиональных задач.1.Подготовительный этап.Класс делится на группы. Каждый становится специалистом определенного профиля: картограф, геолог, климатолог, биолог-почвовед, эколог.Группы изучают общие сведения о Кавказе и какой-то один природный комплекс, отвечают на вопросы, предложенные в конверте с заданиями.2.Проведение игры.На работу в группах отводится целый урок. Учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы, консультируются у учителя. На следующем уроке каждая группа «отчитывается» о проделанной работе. После выступления специалисты- коллеги могут задать вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл, команда, набравшая наибольшее количество баллов, выигрывает.Особенности этой игры в том, что она используется при усвоении новых знаний. По времени проведения она продолжительная рассчитанная на два урока. Данная модификация способствует эмоциональной приподнятости, деятельности, соперничеству, конкуренции, учащиеся вовлекаются в некую жизненную ситуацию. Удовлетворяет потребности в самоутверждении самореализации. Усвоению некоторых профессиональных навыков. Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций решение поставленных задач, ведение пропаганды и агитаций.В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Например:
Урок- игра « Клуб - путешественников» по теме : Животные тропических лесов Африки».
8классЦель: рассмотреть особенности и разнообразия животных тропической Африки. Формирование у учащихся в процессе игры общаться, уметь выслушать собеседника.
отстаивать свою точку зрения.1. Подготовительный этап.Учащиеся заранее знакомятся с различными животными тропической Африки». При подготовке желательно привлечь разнообразные дополнительные материалы. Готовится наглядность: карты, фотографии, презентация т. д.2.Проведение игры.Учащиеся класса делятся на две группы зоологи, экологи,зрители.Задача группы зоологов рассказать об особенностях животных Африки, а экологи объясняют существование тех или иных животных в этой зоне и об их охране. Зрители следят за ходом выступлений и задают вопросы участникам. Данная модификация позволяет сформировать некоторое представление о работе учёных, учиться внимательно слушать. Формирует умение высказываться, отстаивать свою точку зрения. Имеет социализирующую ориентацию. В данном случае на уроке данный вид игры используется при изучении нового материала.В своей практике я использую приемы, которые позволяют мне провести ребенка к формированию социально значимых качеств, что является основой социальной компетенции. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый (по характеру познавательной деятельности). Словесный, наглядный, практический (по источнику знаний). Специфика деловых игр представлена мною в таблице1 Таблица 1
Методы Влияние на развитие социальной компетентности Особенности использования Примеры из практики
Деловая игра - школьники вовлекаются в воображаемую жизненную ситуацию, актуализируют субъектный опыт, находят знаниям и умениям практическое применение;- особенности игры, способствующие развитию активности, занимательность и эмоциональности, состязательности, соревновательность, проблемность, моделирование профессиональной деятельности - игра используется на начальном этапе формирования познавательного интереса к предмету, как наиболее органичная деятельность детства;- игра служит для создания мотивации к изучения курса "География" и
подготавливает школьников к усвоению научных понятий;элементы игры целесообразно использовать на протяжении изучения всего курса, позволяет развивать социальную компетенцию. - деловая игра (организация своего дела и т.д.);- общая тема в частном преломлении («Сокращение расходов воды в быту. Что может сделать моя семья?» и т.д.)- действие за другого ( туриста, путешественника
деловая игра как метод в проблемном обучении - вовлечение ученика в процесс самостоятельного поиска и "открытия" знаний стимулирует активную умственную деятельность; - применяется при сформированности устойчивой любознательности при помощипроблемных вопросов, заданий, ситуаций и т.д.
- вопросы и задания парадоксального, практического, межпредметного, причинно-следственного характера 
Деловая игра предполагает групповую форму работы, поскольку она позволяет
обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств каждого учащегося в системе межличностных отношений;
исключить пассивную позицию ребенка на уроке;
самостоятельно добывать теоретические знания и формировать практические навыки;
получать опыт определенного социального поведения . Большое значение при проведении игр придаётсясоциальному взаимодействию, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет мне создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. Основными принцами, которыми руководствуюсь, являются: 
принятие ребенка таким, какой он уже есть;
справедливость,тактичность, уважение к личности ученика;
естественное и свободное поведение учеников и учителя;
выдержанность учителя;
снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, снижение уровня тревожности учащихся;
спокойное отношение к ошибкам детей;
стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям;
создание ситуации успеха. 
Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.
3. Социальная компетенция: определение, структура (состав), факторы и условия, влияющие на её формирование.
Социальная компетенция  - способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе общения и осуществления какой-либо иной деятельности на основе имеющихся знаний, навыков, умений, развитых коммуникативных способностей и сформированных качеств личности. Социальная компетенция состоит из социальных знаний (знаю, как действовать и что при этом говорить), социальных умений (умею действовать), коммуникативных способностей, которые в свою очередь имеют сложную структуру и включают способности к общению и взаимодействию, качества личности, мотив (выраженное желание развивать способности, осуществлять общение и взаимодействие), психологические особенности и опыт общения.Опираясь на определение и структуру социальной компетенции можно выделить внешние и внутренние факторы, которые будут влиять на ее формирование, развитие и проявления. К внешним факторам следует отнести социальные условия и социальное окружение, опыт общения и взаимодействия. К внутренним факторам – психологические особенности возраста и личности, степень проявления способностей к взаимодействию и общению. Результатом развития социальной компетенции в процессе деловой игры, является устойчивое желание и способность осуществлять общение и взаимодействие с участниками игры.
 Условия формирования и развития социальной компетенции на уроке географии являются:- позитивный коммуникационный климат, под которым мы понимаем создание обстановки доверия, доброжелательности, принятия, положительного настроя на общение, при которых учащийся чувствует себя в безопасности, ощущает интерес к себе как к личности и оптимистичную веру в себя;- включение учащегося во всевозможные виды деятельности- высокий уровень психолого-педагогической и методической подготовки учителя;- обеспечение систематического контроля динамики развития социальной компетенции.
Итак, деловая игра на уроках географии является одним из эффективных средств по формированию социальной компетенции.
Выводы и результаты
Концепция модернизации российского образования определяет воспитание как приоритет в образовании, указывая в качестве важнейших задач воспитания формирование качеств, обеспечивающих успешную социализацию и адаптацию в обществе.
На основании проведенного анализа программ можно сказать, что формирование социальной компетенции не рассматривается как самостоятельная цель или задача обучения, ее содержание не определено, нет требований к уровню ее развития, и, соответственно, вопрос о контроле или диагностики уровня сформированности социальной компетенции остается открытым. Таким образом, существует необходимость выделить формирование и развитие социальной компетенции как одну из задач обучения географии и определить требования к данной компетенции для учащихся старших классов с ОВЗ.
Сформировать социальную компетенцию учащегося – значит научить ребенка максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях общения, с учетом своих личностных особенностей и особенностей партнера по общению, сформировать и укрепить желание и умение общаться, обеспечив для этого необходимый набор знаний.
Поскольку компонентами социальной компетенции являются знания, социальные навыки и умения, а также коммуникативные способности и качества личности, способствующие эффективному взаимодействию участников при общении, то эти же компоненты будут составлять содержание социальной компетенции школьников с интеллектуальной ограниченностью.
1. Опрос учащихся на выявление интереса и комфортности на уроке с использованием деловой игры.
1) «Интересно ли вам участвовать в деловой игре?»
Из 36 детей
« да»- 25 человек
« не знаю»- 5 человек
«нет» - 7 человек
2) «Комфортно ли вы себя чувствовали во время игры»
« да» - 25 человек
« не знаю»- 7 человек
« нет»-4 человек
2. Оптимальнымии доступным методом исследования для осуществления мониторинга социальной компетенции у учащихся является метод педагогического наблюдения. Результаты наблюдения фиксируются в диагностических картах наблюдения, обрабатываются и в дальнейшем используются для планирования деятельности учителя и учащегося по формированию, коррекции и развитию тех или иных качеств личности или способностей. В ходе педагогического наблюдения выявлена динамика развития социальной компетенции (общение и взаимодействие при общении) у детей с нарушением интеллекта.
Таким образом, исследование показало, что деловая игра способствует развитию социальной компетенции школьников с ограниченными возможностями на уроках географии и биологии. Используя деловую игру как одно из средств обучения, можно выделить следующие положительные моменты:
- возрос интерес к урокам географии и биологии;
- в основном учащимся на уроках комфортно;
- уменьшилось количество ребят с трудностями в общении друг с другом и с взрослыми.
Считаю, что представленный материал, будет полезен для учителей, работающих с детьми с трудностями в общении и во взаимодействии с другими людьми, с проблемами в поведении.
Используемая литература
1.  Божович Л.С. Проблемы формирования личности (Под редакцией Фельдштейна Д.И.) — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. – 352 с.
2.  Лукина А. К. Школа социальной деятельности подростка. Социально-педагогическое проектирование пространства школьной жизни, обеспечивающего эффективное развитие подростка. // Красноярск, 2003 – 60с.
3.  Равен Дж. Компетентность в современном обществе. / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2002. – 396 с.
Фрагмент урока «Южная Америка»
Учитель географии Лисанова Екатерина Ивановна
Предмет: география
Класс: 8 (коррекционный)
Тема «Южная Америка»
Базовый учебник: География материков и океанов: 8 кл. Учеб. для спец. ( коррекц.) образовательных учреждений * вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2004.
Дидактическая цель: создать условия для изучения и первичного закрепления новой информации по учебнику по теме «Южная Америка»
  Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Форма урока: деловая игра
  Задачи по содержанию:
 образовательная  –
Базовый уровень: дать общее представление о природе Южной Америки»
Повышенный уровень:  взаимосвязь компонентов природной зоны;
Коррекционно- развивающая –
Базовый уровень – называть, определять природные зоны и их расположение на материке, работать по тематическим картам, работать с текстом, сопоставлять информацию;
Повышенный уровень – объяснять взаимосвязь компонентов природы в системе «природа – человек – общество» на примере анализа животного и растительного мира Южной Америки, вести дискуссию; искать информацию в учебнике по заданному вопросу.
 Воспитательная -  
формирование духовно- нравственного развития и воспитания, чувства сопричастности на основе комплексного изучения  природы Южной Америки; продолжить формирование универсальных учебных действий.
  Методы обучения с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
  Формы деятельности учащихся: индивидуальная и фронтальная.
13.  Средства обучения:
  1) География материков и океанов.8 класс 2) Рабочая тетрадь на печатной основе. 3) физическая карта Африка. 4)научный фильм «Природа Южной Америки» . 6) Раздаточный материал для учащихся.
Необходимое техническое оборудование: Карты: « Природные зоны мира»,
« Физическая карта Африки», научный фильм «Природа Южной Америки», шаблоны тропических животных Южной Америки, рабочая тетрадь на печатной основе.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этапы урока Деятельность
учителя Деятельность учащихся Испол-ние ресурсов Время
1 Орг. Момент. 1.Постановка цели урока.
3. Представление участников урока.
Проверка готовности к уроку
2 мин
2 Актуализация знаний Вопросы:
1. Назовите и покажите на физической карте материки, изученные нами.
2. С каким материком будет иметь сходства Южная Америка? Почему?
Ответы на вопросы
Работа по картам 5мин
3. Изучение нового материала Организация делового общения в ходе игры Учащиеся выступают в роли картографа, климатолога, биолога, зоолога, (выдаются конверты с заданиями) Работа с учебником, тетрадями, раздаточным материалом. 15 мин
Физминутка2-3 мин
4.
5.
Первичное закрепление
Подведе-
ние итогов.
Рефлексия
1.Помощь учащимся в процессе выполнения практической работы:
Практическая работа №7 (по рабочей программе) в контурной карте: обозначить остров Огненная Земля. Панамский канал, Амазонскую равнину, горы Анды, реку Амазонку, Магелланов пролив.
Отвечают на вопросы
Работа с приложением к учебнику
Контурная карта
Работа с картами атласа
10 мин
3
5 мин
3 мин
Задания в конвертах:
Картограф
Какие океаны и моря омывают Южную Америку?
Покажите на карте острова, каналы, проливы, мысы, перешейки.
Выпишите в тетрадь выделенные в тексте географические названия.
Какие выводы можно о природе можно сделать на основании только географического положения Южной Америки?
Геоморфолог
Покажите на физической карте основные формы рельефа Южной Америки.
Назовите самую большую горную цепь мира и самую большую низменность мира.
Выпишите в тетрадь полезные ископаемые Южной Америки.
Климатолог
В каких климатических поясах расположена Южная Америка?
Какова особенность климата материка?
Сравните климат Африки и Южной америки. Какой вывод можно сделать?
Ботаник
Какие растения произрастают в сельве (или влажных экваториальных лесах Южной Америки)?
Где ещё на планете есть тропические леса? В чём их сходство?
Выпишите в тетрадь выделенные шрифтом названия растений.
Нарисуйте некоторых растения, которые произрастают только на этом материке.



Зоолог
1. Какие животные обитают в сельве?
2. Какой материк напоминает Южная Америка по своему растительному и животному миру?
3. Нарисуйте в тетрадях некоторых животных, которые водятся только
на этом материке.

Эколог 1: Животный мир очень богат. Многие животные тропических лесов обитают на деревьях, питаясь их плодами и листьями.
Зоолог 1. Изучая данных животных Приведу примеры. Это – обезьяны, летучие мыши, белки, древесные лягушки, змеи , хамелеоны. СЛАЙД
Мартышки живут высоко в кронах деревьев. Самая большая обезьяна – это горилла большое время проводит на земле. Рост гориллы может достигать два метра. Гориллы живут в непроходимых лесах недоступных для человека.
Зоолог-путешественник 2. В тропических леса живут даже земноводные и пресмыкающиеся животные. Хамелеоны
( пресмыкающиеся животное) – это древесные животные с цепким хвостом и быстро меняющейся окраской. Древесные лягушки всю жизнь проводят на коре и листьях деревьев. А вот на коже у некоторых из них могут быть ядовитые выделения. Змеи могут сбираться на высокие деревья и передвигаться по открытой местности с большой скоростью. Самые опасные из них мамба ( древесная кобра) и габонская гадюка
Зоолог – путешественник 3. В тропических лесах Африки можно увидеть редчайших наземных животных- карликовй бегемот , его рост 80 см, вес -3 кг)
Эколог. Да в тропических лесах немного крупных животных так как им трудно передвигаться в густых непроходимых джунглях Поэтому эти животные обитают у опушки леса или вдоль речных берегов Они питаются листьями деревьев, кустарников, лианами. Это Слоны, буйволы, Окапи, кистеухие свиньи.
Зоолог- путешественник 4. Хочется рассказать об очень редких животных –Окапи. Ноги у них полосатые, а туловище и голова одного цвета . Это очень пугливое животное, питается только травой и редко выходит из леса.
Кистеухая свинья – покрыта золотистой шерстью, на ушах длинные кисточки. Днём она спит, а ночью ищет корм.
Самое крупное животное в тропическом лесу Африки – это слон.
Единственный крупный хищник – Леопард. Он ночной охотник У него острое зрение, за полтора километра он может увидеть жертву. Леопард очень хитрое животное: подманивая добычу, он может притвориться мёртвым. Тёмных леопардов называют - пантерами
Зоолог- путешественник 5. Отгадайте загадку:
По реке плывёт бревно,
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в море угодил,
Нос откусит ______________
Мой рассказ о крокодиле и бегемоте. Крокодилы живут в реке Они большую часть суток проводят в воде На берег выходят обычно утром и ближе к вечеру погреться на солнце. Охотятся крокодилы ночью живут -80-100 лет. Очень жаль , что их становиться мало. Люди охотятся на них из-за кожи. Сейчас принят закон об их охране.
Бегемоты живут около рек и озёр. Днём бегемот спит в воде, а ночью отправляется на поисках пищи. Они травоядные животные. Бегемоты неуклюже, но передвигаются очень быстро.
Зоолог- путешественник 6. В тропических лесах множество птиц. По берегам рек встречаются Аисты, цапли. Фламинго, пеликаны . В зарослях леса много птиц, но их трудно увидеть. Это попугаи с ярким оперением, маленькие нектарницы и крупные с огромными клювами птицы – носороги. Нектарницы чуть больше шмеля. Эти птички питаются не только насекомыми, но и нектаром цветов. Пищей птиц- носорогов, кроме насекомых, могут быть плоды молодых деревьев, и иногда и другие мелкие птицы.
Зоолог- путешественник 7. Во всех ярусах тропического леса обитают насекомые: муравьи, термиты, яркие бабочки и жуки. Здесь очень много муравьёв. Один из видов – кочующие муравьи – передвигается длинными колоннами, уничтожая всё на своём пути. Даже слоны разбегаются от полчищ этих насекомых. Хочется обратить внимание на жука –великана, егоназывают голиаф. Длина тела жука достигает 12 см, Размах крыла как развёрнутый учебник География
Эколог 2. Животные обитающие в африканских тропических лесах, приспособились к местным природным условиям. В густых сумрачных лесах животным трудно увидеть друг друга, поэтому все дневные животные, особенно птицы, имеют яркую окраску, а ночные _ громкий голос.
Сумрак, сырость, туман, крики птиц, голоса обезьян, треск веток пугают попавшего в тропики человека. Эти места населяют лишь племена пигмеев.
Вопросы для актуализации знаний
1. Что такое природная зона?
2. Какие природные зоны есть в Африке?
3. Почему тропические леса Африки называют многоярусными лесами?
4. Назовите самые высокие растения тропических лесов?
5. Какие растения можно отнести к теневыносливым растениям?
6. Почему травяной покров в тропических лесах беден?
7. Как используют люди растения влажных тропических лесов?
Сводная таблица « Животные Африки»
Тропические леса Саванны Пустыни
Редчайшие наземные животные Земноводные и пресмыкающиеся Крупные опасные животные Обезьяны Птицы Насекомые