Статья: Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает.
Э. Бомбек
Большинство родителей всегда готовы помочь ребенку в получении традиционного образования и чувствуют себя в этой роли вполне естественно. Они поощряют ребенка, как можно раньше научиться читать, писать и прочее. Но современным детям нужно от родителей нечто гораздо большее, а именно, чтобы они принимали активное участие в эмоционально-личностном развитии ребёнка.
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Вы стали замечать, что у вашего ребёнка появилось беспокойство?
Вы сталкиваетесь с тем, что Ваш ребёнок стал тревожиться?
Или вы стали обращать внимание на проявление агрессивности у малыша?
Самое главное во время увидеть проблему, обратить внимание на изменения в поведении и ребёнка и оказать ему помощь!
Под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и другие патологические факторы) у ребенка формируются признаки эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на развитие личности ребёнка.
Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие:
во взаимоотношениях с другими людьми (общение со сверстниками и взрослыми: возбудимость, неуравновешенность, конфликтность, жестокость, эмоциональная холодность, негативизм и т.п.);
в особенностях внутреннего мира ребенка (впечатлительность, тревожность, мнительность и т.п.) Внутреннее неблагополучие ребенка влияет на его поведение и общение с окружающими.
Формирование у детей дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности и в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.
Для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника используют элементы игротерапии (словесные и подвижные игры), арт-терапии (рисование тематическое и свободное), а также психогимнастику (метод, при котором дети проявляют себя и общаются без помощи слов, обучение языку движений, мимике).
Игровая терапия является одним из наиболее эффективных метолов коррекции эмоциональной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста.
А. Захаров выделил три ведущие функции игры в терапевтическом процессе: диагностическую, терапевтическую и обучающую.
Наблюдая за игрой ребенка, можно получить ценную информацию об особенностях его личности и поведения, о взаимоотношениях с окружающим миром и самим собой.
С другой стороны, игра позволяет ребенку снять эмоциональное и двигательное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы и найти свой выход из конфликтов, ведь в игре он сам является «властителем» своего мира.
В игре ребенок получает возможность непосредствественного приобретения ценного жизненного опыта в различных ситуациях.
Поэтому, если вы обратили внимание на изменение поведения ребенка (страхи, агрессивность, тревожность), то начните с игры (в зависимости от проблемы) и обратиться к детскому психологу за консультацией.
Предлагаем Вашему вниманию некоторые игры и упражнения:
Для преодоления страхов:
Пятнашки
Цель: профилактика боязни нападения, уколов и физических наказаний.
Расставьте по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен осалить играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель. Старайтесь "пятнать" детей (или ребенка) не просто символически, а ощутимо хлопнув.
Кораблик
Цель: способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку ребёнку. Необходимо: одеяло, любая игрушка.
Двое взрослых раскачивают за углы одеяло-это кораблик. При словах: «тихая, спокойная погода, светит солнышко» - все дети изображают хорошую погоду.
При слове «буря» они начинают издавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребёнок находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!» Для объяснения этой игры в первое плаванье можно отправить игрушку.
Азбука страхов
Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали.
Дорисуй страшного
Цель: помочь детям в проявлении чувств по отношению к предмету страха.
Ведущий заранее готовит незавершенные черно-белые рисунки страшного персонажа: скелета, привидения и т. п. На занятии он раздает эти рисунки детям и просит дорисовать их. Затем дети показывают свои рисунки и рассказывают истории про них.
Для преодоления агрессии:
Набивка
Смять в небольшой комочек бумагу и рисовать приёмом «набивка». Обычно движения рисующих «набивкой» резкие, ритмичные, активные. После набивания необходимо с ребенком обсудить данное упражнение, посмотреть какие интересные фигуры получились.
Война на листе бумаги
В игру можно играть вдвоем, втроем. Для игры необходим лист А3 или можно соединить листы А4, карандаши, краски. Играющие садятся друг против друга, схематично рисуют танки, самолеты и другую военную технику. Затем выбирается тот, кто наступает первый и начинается война на листе бумаги со стрельбой, взрывами, ранами. Краски можно использовать как бомбы. Затем, выбрав победителя (естественно это будет ребенок) можно устроить праздничный салют из пены. В пену можно добавлять различные цвета красок.
Работа со свечами. Хороший способ снять напряжение для детей. Для этого необходимо капать свечой на лист бумаги, например, на черный лист, получиться снегопад. Можно создавать различные рисунки с помощью свечей. Затем можно раскрасить полученное творчество, с помощью красок и мыла.
Бой с подушкой
Способствует отреагированию агрессивности, снижение мышечного и эмоционального напряжения.
Для преодоления тревожности:
Рисование пальчиками способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, улучшает эмоциональное состояние. Пальчиками вы можете ребенку предложить раскрасить что-либо или рисовать пальчиками на свободную тему.
Коллаж
Данная техника заключается в том, что на определенную тему дети из журналов вырезают картинки, которые им понравятся. Затем в произвольном порядке наклеивают их на альбомный лист. После окончания работы коллаж обсуждается.
Я умею
Цель: Развитие адекватной самооценки; нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.
Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий каждому кидает мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).
Для развития волевой регуляции и самоконтроля:
Кричалки шепталки молчалки
Цель – развитие внимания и двигательного контроля.
Из разноцветного картона приготовить три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда ведущий поднимает красную ладонь «кричалку», можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь «шепталку», можно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.
Запретное движение
Взрослый показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или если показанное движение не является запретным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться, или делать движение в противоположную сторону шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если педагог поднял их вверх.
Каратист
Цель развитие двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в каратиста, выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети вместе с педагогом хором произносят: «Сильнее, еще сильнее!», помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию интенсивными движениями.
Огонь и лед
Исходное положение - стоя в кругу. По команде: «огонь!»дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде «лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.
Черепахи
Взрослый и дети стоят у противоположных стен. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никтоне должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты взрослый подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.
Четыре стихии
Дети сидят в кругу. Ведущий договаривается с детьми, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, «вода» вытянуть руки вперед,«воздух» поднять руки вверх, «огонь» повернуться вокруг себя.
Говори
Цель – развитие умения контролировать импульсивные действия. Ведущий задает вопросы детям, но отвечать на них можно только тогда, когда будет дана команда «Говори!»
Играйте с Вашим ребёнком с удовольствием!!! (
Подготовила: педагог-психолог Зубаирова А.С.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15