Совместная интегрированная деятельность учителя-логопеда, педагога-психолога и детей старшего дошкольного возраста по развитию речи и формированию эмоционально-личностной сферы.
Совместная работа учителей - логопедов и педагога - психолога по развитию речи и формированию эмоционально – личностной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Абрамович А.А. - педагог – психолог, Токарева О.В. – учитель – логопед, Верховцева И.И. – учитель – логопед. ГОУ детский сад компенсирующего вида №1013.
Совместная работа логопедов и психолога по развитию речи и формированию эмоционально – личностной сферы детей старшего дошкольного возраста очень важна, поэтому к решению данной проблемы необходимо подходить комплексно.
Всем нам известно, что для успешного развития личности необходимо множество факторов: таких как Познавательное развитие, эмоциональное развитие, речевое развитие и другие.
На практике же в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется развитию познавательных процессов. Педагоги стараются дать как можно больше знаний об окружающем мире, развивают речь,но не уделяя должного внимания эмоциональной окрашенности речи. А эмоциональную сферу оставляют в стороне. А между тем, формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников.
Зачастую нам, взрослым, трудно выразить словами свое эмоциональное состояние, что уж говорить о ребенке. Развернутая и эмоционально окрашенная речь порой заменяется системой жестов и речевых штампов. Если вовремя не обратить на это внимание, то есть вероятность, что у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими.
Нами разработан цикл занятий с детьми старшего дошкольного возраста. На наших занятиях мы постарались решить ряд следующих задач, таких как: обучение адекватным способам выражения своих эмоциональных состояний; обучение умению понимать состояние и переживания окружающих; развитие умения откликаться на эмоциональное состояние другого человека; развитие коммуникативных навыков ребенка; создание эмоционально - положительного климата в группе; накопление и активизация словаря; развитие речевого дыхания; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи и навыков владения монологической речью; развитие интонационной выразительности речи.
Мы предлагаем старшим дошкольникам для ознакомления 8 наиболее ярких эмоций. Радость, печаль, гнев, удивление, страх, вина, обида, жалость. Выбор данных эмоций был обусловлен проведением мониторинга среди воспитателей и родителей.
Работа с детьми ведется по следующей схеме. На занятии задействованы 2 специалиста- логопед и психолог. По нашим наблюдениям работа с детьми ведется более эффективно, когда в процессе игрового сеанса участвуют оба специалиста.
Все начинается с приветствия. Во время которого происходит установление эмоционального контакта с детьми и положительного настроя в группе.
Используются такие игры, как: «Подари улыбку», «Веселый колокольчик» , «Я так рад тебе». Заканчивается упражнение тем, что мы дарим улыбку не только себе, другу, педагогу, но всем-всем людям, живущим на нашей огромной планете.
Далее в работу включается учитель-логопед. Проводится речевая работа по обогащению словаря, формированию грамматических категорий, развитию речевого дыхания.
После чего дети знакомятся со сказкой. Здесь мы стараемся вызвать интерес и сопереживание к сказочным персонажам, определить их эмоциональное состояние и характер взаимоотношений в заданной ситуации.
Мы перерабатываем сказку. Используем короткие сказки с измененным сюжетом и знакомыми героями. Сказка адаптирована под ту эмоцию, с которой будут знакомиться дети на данном занятии.
Постепенно дети переходят к роли активных участников создания сказки, что способствует формированию эмпатии. Таким образом, мы учим детей «языку чувств» в форме, принятой во взрослом мире с помощью мимики, жестов, позы, походки, интонации. Здесь мы также используем фрагменты классических музыкальных произведений, которые передают эмоциональную окраску действия.
Сказка настраивает детей на заданное эмоциональное состояние, после чего дети учатся выражать это состояние словами. Развивается интонационная выразительность речи.
Для этого предлагаются проблемные ситуации, например, такие как: «Я удивился, потому что…», «я радуюсь, потому что…»,«Что надо сделать, чтобы девочка не грустила.»
А далее мы подключаем сенсорные системы, т.е выражаем эмоциональное состояние через зрительные и слуховые образы. Активно используем воображение. Например, ребенку станет легче и проще передать свое эмоциональное состояние, если он расскажет о том, как выглядит радость, какого цвета обида, какой на ощупь гнев, а вина легкая или тяжелая?
Ну а уже после того, как мы представили наше эмоциональное состояние, детям легко передать его в рисунке. Во время рисования нам помогает классическая музыка. В дальнейшем эти рисунки используются в индивидуальной работе с детьми. Обсуждение историй, переданных в рисунках, способствует снижению остроты негативных переживаний и помогает научиться прогнозировать последствия собственного поведения. Также на данном этапе решается ряд логопедических задач, таких как: развитие монологической речи, составление рассказов. Дети с удовольствием рассказывают друг другу про свои рисунки.
Совместно с детьми подводится итог занятия, и не зависимо оттого, какое эмоциональное состояние мы изучали, занятие завершается хорошим настроением и улыбками.
Этапом рефлексии является самостоятельное проигрывание детьми сказок и историй, где ребенок использует мимику, пантомимику, жесты, интонацию. Сочинение и разыгрывание историй помогают развитию творческих способностей, воображения, речи, обогащают эмоциональный опыт детей.
Важным итогом работы стало решение поставленных логопедических, психологических и воспитательных задач, а также сотрудничество специалистов и воспитателей, обмен опытом, усилилась взаимопомощь и взаимопонимание.