роль социально-педагогических факторов в коррекционной работе с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи 3 уровня
Роль социально-педагогических факторов в коррекционной работе с младшими школьниками, имеющих ОНР Ш уровня, обучающихся в условиях массовой школы.
Кайдорина Ольга Владимировна
учитель-логопед Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г Лесосибирска», 2005 год.
На первый план в работе школы выдвигается задача развития и формирования личности и индивидуальности учащихся, повышение школьной мотивации, преодоление возможных трудностей в обучении, развитие их творческих способностей и самостоятельности.
Отклонения в развитии речи ребенка отражаются на формировании всей его психической жизни. Такие дети затрудняются в общении с окружающими, у них неправильно формируются познавательные процессы, влияющие на эмоционально-волевую сферу и поведение. Следствием речевого дефекта часто бывают вторичные отклонения, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Для детей со специфическими расстройствами речи характерны проблемы развития и обучения, они отличаются пассивным восприятием информации, низкой самооценкой. В дальнейшем это приводит к низкому уровню мотивации. Такие дети начинают постепенно дезадаптироваться, становятся неуспешными во всех видах деятельности.
Результаты обследования младших школьников трех базовых общеобразовательных школ г. Лесосибирска за последние три года показал неуклонный рост числа детей с речевыми отклонениями в развитии. Растет процент детей с тяжелыми речевыми нарушениями. К таким нарушениям относится ОНР (общее недоразвитие речи).
По результатам углубленного обследования, изучения анамнеза, анкетирования родителей детей с ОНР Ш уровня были выявлены ряд особенностей:
Только у 25% детей положительные отношения в семье. Остальные дети имеют дефицит общения, материнскую депривацию или неблагоприятные отношения внутри семьи.
По медицинским показателям 92% детей имеют проблемы в здоровье (ППЦНС, асфиксии, хронические заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата)
Только 75% детей посещали ДОУ .С каждым годом увеличивается процент детей имеющих тяжелые формы речевого развития.
Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, учащиеся этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе уже с первых дней их пребывания в школе. Существенно необходима для них и работа психолога по развитию произвольности в познавательной и эмоционально-волевой сферах, в профилактике вторичных невротических и неврозоподобных расстройств. Более того преодоление общего недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой, поэтому в коррекции ОНР должно уделяться внимание и комплексу лечебно-оздоровительных мероприятий: соблюдению режима дня, закаливанию, гимнастике, ритмике, а также медикаментозному лечению.
Проблему коррекции таких детей надо решать в результате комплексного подхода.
. Такой подход подразумевает рассмотрение проблемы ребенка с нескольких сторон: медицинской, психологической, педагогической.
Каждый специалист работает с ребенком, предварительно изучив имеющиеся документы. После комплексного обследования на малом педагогическом консилиуме разрабатывается маршрут сопровождения ребенка. На учащегося заводится карта сопровождения и каждый специалист делает свои записи и рекомендации. От рациональной организации совместных действий разных специалистов в значительной мере зависит и результат всей работы.
Одним из важнейших факторов личностного развития ребенка является его социальное окружение, которое представлено в первую очередь семьей. Малая осведомленность родителей в вопросах паталогии и коррекции речи, недооценка раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Необходимо найти контакт со всеми. Для этого проводятся консультации, беседы, открытые занятия, круглые столы.
Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое взаимодействие влечет за собой рост активности, повышение педагогической компетентности взрослых, изменяет характер отношения родителя к ребенку и особенностям его речевого развития. Особенно велика роль материнского общения. По результатам, проведенным в г. Новокузнецке с 5724 парами «мать-ребенок» можно с уверенностью утверждать, что при материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется. Если мать молчит, а ребенок продолжает говорить, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств. Главная ответственность по формированию речи лежит на матери .На сегодняшний день необходимость цивилизованного взаимодействия между школой и семьей очевидна. Наблюдение учащихся с первых дней в школе, ранняя диагностика развития, изучение медицинских карт, получение данных родителей о предшествующем развитии ребенка, посещение уроков учителей, изучение условий воспитания в семье, совместное обсуждение полученной информации – все это позволяет успешно провести коррекционно-воспитательный процесс, снять трудности в обучении, смотивировать ребенка, а значит сделать его успешным и социально востребованным.Список литературы
1.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи: Воспитание и обучение. – Москва, 1999. – 80с.
2.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – Москва: АРКТИ, 2000. – 56с.
3.Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. – Москва, 2003. – 239с.
4.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – Москва: КОГИТО-ЦЕНТР, 1996. – 47с.
5.Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – Москва: АРКТИ, 1997. – 214с.
6.Ястребова А.В. Преодоление ОНР у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – Москва: АРКТИ, 2000. – 120с.
7.Ястребова А.В. и др. Учителю о детях с недостатками речи. – Москва: АРКТИ, 1996. – 176с.