Тема: «Игровые приёмы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма»
Тема: «Игровые приёмы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма»
Учитель-логопед
МБОУ СОШ №9г. Пензы
Липовая Г.В.
Пенза, 2012
Игровые приёмы в логопедической работе с младшими школьниками.
В последнее время в связи с поисками наиболее эффективных приёмов обучения учителя – логопеды всё смелее стали вводить в урок элементы игры, занимательности.
Игра на уроке не самоцель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение, облачённое в занимательную форму (рассказ – шутку, сказку, загадку, ребус, чайнворд и т.п.). Занимательность нередко достигается повышенной трудностью, нестандартно, а подчас и необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученику. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.
В процессе игры, связанной, например, с русским языком, дети незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлений, оттискивают примеры, соответствующие тому или иному правилу, с большим удовольствием, упражняются в написании трудных слов, а в результате приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки.
Важной в игре является и воспитательная сторона. Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение.
Чем младше ученики, тем чаще в урок включаются элементы игры, занимательности. «Ребёнок до десяти – летнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка»», - писал А.М. Горький.
На необходимость использования игры в работе с младшими школьниками в своё время неоднократно указывала Н.К. Крупская. «Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая подход к деятельности методами взрослого человека. Переход от игр к серьёзным занятиям слишком резок, между игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы», - писала она в 1923 году.
А когда в 1931 году при школах были созданы подготовительные классы (нулёвки), куда поступали семилетние дети, весьма важным в работе с ними Н.К. Крупская считала «сочетание учёбы с игрой». «Как-то мы очень по - серьёзному к ребятам подходим, - писала Надежда Константиновна, - и забываем, что игра – это тоже учёба».
Закономерно поэтому стремление учителей начальных классов шире привлечь на уроке игру, найти новые виды игр и занимательных упражнений, сделать более действительным их использование.
Завершая изучение того или иного раздела программы, такие занятия позволяют учителю или логопеду избежать дублирование вопросов и заданий, обычно возникающих при повторении темы, дают возможность по-новому преподнести знакомый детям материал. От обычных уроков они отличаются толь формой проведения и предполагают разнообразные применения на них дидактических игр и занимательных упражнений.
В настоящее время учитель – логопед использует на своих занятиях новые грамматические игры и занимательные упражнения: дидактические игры («Лото», «Цепочка», «Четвёртый лишний», и т.п.), где нужно решить орфографическую или грамматическую задачу на предложенных логопедом примерах, игры на внимание («Кто больше», «Молчанка», «Игра с карточками», «Подбери слова» и др.), требующие от участников одновременного выполнения задания, основанного на знании, сообразительности и внимании, или организуемые как соревнование между рядами «Игры на победителя» («Эстафета», «Кто быстрее», «У каждого своё» и др.), где необходимо отобрать нужный словарь, привести примеры, соответствующие тем или иным условиям, в строго определённое время и т.п.
На логопедических занятиях используется большое количество стихов, загадок, сказок, пословиц, поговорок, считалок, на материале которых предлагаются различные занимательные задания.
При подготовке уроку учитель – логопед может усложнить или облегчить характер заданий к отдельным упражнениям, вправе заменить, если сочтёт это нужным, одну игру другой или включить в урок новые упражнения.
Укажу на некоторую специфику логопедических занятий.
Вместо обычного вступления учителя – сообщения темы урока – детям может быть предложено иное начало: разгадать (расшифровать название темы). Вот некоторые из возможных зашифровок.
Тема. Слог (1 класс)
Дети прочитают название темы, если расставят матрёшек по росту.
Трудные слова, 1 класс.
Буквы, образующие название темы, вписаны в кругах, размещённых на барабане. Начать с большой буквы и двигаясь по дорожкам от одной буквы к другой, дети познакомятся с темой урока.
Большая буква, 2 класс.
Чтобы прочитать название темы, надо по-другому расставить книги на полке: сначала поставить большие, а потом маленькие.
Непроверяемые безударные гласные, 2 класс.
Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, можно разгадывать тему урока.
Алфавит, 3 класс.
Астра – а
Лиса – л
Фонарь – ф
Арбуз – а
Виноград – в
Игла – и
Телефон – т
Название темы угадывается по первым буквам тех предметов, которые изображены на плакате.
Предлоги, 3 класс.
Сказка «Колобок»,
сюжет которой использован
для зашифровки темы,
хорошо знакома детям.
идти надо по дорожке от
избушки к лисе: таков путь
колобка.
Такое своеобразное начало служит ключом ко всему уроку и создаёт определённый настрой на всё время занятия.
Уроки, построенные на игровом материале, должны быть хорошо оборудованы наглядными пособиями: иллюстрациями к читаемым текстам, игровыми таблицами, сюжетными картинками и т.п.
Поскольку основу логопедического занятия составляет игра, которая нередко организуется как соревнование между рядами, ответы учащихся оцениваются очками. Очки начисляются ряду, где сидит ученик. Очерёдность ответа по рядам контролируется логопедом. Как правило, за верный ответ начисляется одно очко. При очень хорошем ответе могут начисляться поощрительные очки. Если ответа не получено или он не верен, очки не начисляются, а право отвечать получает другой ряд. Ряд – победитель награждается переходящим вымпелом, который в ходе урока может переходить от одного ряда к другому.
Несмотря на своеобразие логопедических занятий, они все-таки остаются уроками, и письменное выполнение отдельных упражнений – условие необходимое, тем более что многие из них связаны с правописанием.
Нередко на игровых занятиях используются значительные по объёму стихотворения, сказки, рассказы.
Необходимым условием работы с большими текстами является неоднократное чтение их. Вначале учитель – логопед знакомит детей со всем произведением, а затем читает его по частям или ещё раз целиком, предлагая выполнить то или иное задание.
Логопедические занятия с элементами игры (или уроки занимательной грамматики), кроме закрепления знаний и выработки определённых умений и навыков, активизируют познавательную деятельность школьников, обобщают их словарь, развивают любознательность и сообразительность, пробуждают интерес к знаниям и любовь к русскому языку.
На логопедические пункты часто направляются дети, которые не могут овладеть письмом и чтением в течение 2-3 лет обучения в школе. Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфии (расстройство письма) и дислексии (расстройство чтения).
Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу.
Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени практической работы в этой области показал, что эти ошибки происходят главным образом за счёт того, что у учеников недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего они не представляют себе звукового состава слова. Эти дети не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы уже известны ученикам. Читают, набирая слова по буквам, и, когда дойдут до конца слова, то начало уже забыто и произносят совсем не то слово, которое написано в книге.
Часто у дисграфика речь фонетически правильная, но он плохо дифференцирует свистящие и шипящие, звонкие и глухие, соноры р – л.
Внимательное изучение ошибок письма дисграфиков показало специфичность этих ошибок, основанную на недостаточности звукового анализа и синтеза, а у некоторых так же на недостаточно чёткой артикуляции и дифференциации звуков.
Дети с поздним развитием речи плохо овладевают также грамматическим строем языка: не согласуют слова в предложении, пропускают предлоги, не умеют правильно употреблять род и число.
Довольно часто в нашей практике встречается оптическое смешение букв, сходных по начертанию.
Примеры ошибок письма дисграфиков.
Пропуск гласных букв в слове. (упала - упла)
Пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных. (стол – сол, взял – вял, встают - стают)
Перестановка букв в слове. (есть – етсь, клюква - клювка)
Перестановка слогов в слове. (бабочка – бобачка, по сторонам – по страм)
Искажение слов. (лошадь – ложит, коньки – куни, клюква - кулва)
Недописывание слов. (растёт – растё)
Вставка лишних букв в слове. (поют – поеют, стоит - стоеит)
Неумение обозначить мягкость согласных в письме. (мяч – мач, Ваня – Вана, коньки – конки, ель - ел)
Неумение согласовать слова в предложении. (Вова сидит на стуле. – Вова сидит стул.)
Смешение йотированных я, е, ю с а, о, у. (яма – яама, ёлка – еолка, Юра - Юура)
Неумение правильно пользоваться родом и числом. (Река покрылась льдом. – Река покрылось льдом.)
Смешение свистящих и шипящих, звонких и глухих, л – р.
Оптическое смешение букв, сходных по написанию. (б - д, м – л, т – п и др.)
Расстройство чтения.
Пропуск букв, слогов и предлогов.
Замена, перестановка букв.
Искажение слова.
Чтение по догадке.
Нанизывание букв.
Основная специфичность работы с дисграфиками и дислексиками заключается в
сугубо индивидуальном подходе к каждому ученику;
развитие анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;
выработке чёткой артикуляции;
выработке чёткой дифференциации оппозиционных звуков;
систематическом подборе материала для упражнений по анализу и синтезу, письму и чтению, по обогащению словаря и развитию мышления.
Большое место должна занимать работа с разрезной азбукой, с карточками – слогами.
Ребёнок с дефектным произношением не должен себе диктовать, а должен списывать текст.
Преодолеть эти трудности и придать привлекательность занятиям помогают речевые игры. В игре дети не только легче овладевают навыками языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения других. Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое логопедом задание таит в себе какую – то «хитрость», «фокус», требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности.
Хотя предлагаемые задания подчиняются определённой учебной задаче, яркий игровой элемент у них налицо, и, как полагается в игре, каждый раз определяется победитель.
Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованности, нередко испытываемые детьми на уроках русского языка.
Предлагаемая система игр составлена с учётом поэтапного формирования навыка языкового анализа и синтеза.
Вербальный анализ и синтез.
На этом этапе коррекционной работы игры и игровые приёмы используются с целью научить детей выделять предложения из потока речи; грамматически правильно составлять предложение; вычленять из предложения слова; закрепить знание терминов слово, предложение.
Закончи рассказ.
Задание. Прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершённым по смыслу. Из всех вариантов, предложенных детьми, выбирается самое весёлое, самое грустное или самое фантастическое окончание рассказа.
Рыболовы.
Два друг, Гриша и Юра, договорились, что завтра спозаранку отправятся на рыбалку. Гриша поставил будильник на пять часов и спокойно уснул, а Юра на всякий случай вообще не ложился спать. Утром Гриша зашёл за другом, и оба рыбака отправились на берег озера. Как только они добрались до места и уселись на брёвнышке, Юра усну. Прошло минут пятнадцать. Задёргались оба поплавка. «Клюёт!» - закричал Гриша.
Варианты окончания:
Друзья разом дёрнули удочки и увидели на крючках две рваные калоши – правую левую.
От его крика клёв прекратился, а Юра даже не проснулся.
2. «Мы - тоже».
Задание. Шагать на месте, пока логопед читает рассказ, в конце каждого предложения остановиться и, если по смыслу это годиться, хором сказать: «Мы - тоже».
Поход в лес
Однажды третьеклассники пошли в лес. Они хотели набрать много грибов и ягод. Дети взяли с собой корзины. Все ребята собрались на опушке и вместе пошли в лес. Он был густой, дремучий. Сосны там были высокие – высокие. Ребята стали кричать друг другу: «Ау!» Лес отвечал им эхом. Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах. Довольные, дети вернулись домой.
3. Посмотри, что получилось.
Задание. Диктуемые логопедом отдельные слова записывать в тетрадях, а предложения – на листочках. Выполнив задание, ответить на вопросы.
Октябрь. Наступила поздняя осень. Месяц. Второе. На дворе ненастье. Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в тёплые края. Люди называют это время грустным.
Вопросы:
Что вы записывали на листочках? (Предложение.)
Что получилось из предложений? (Рассказ.)
Прочитайте, что записано в тетрадях? (Слова.)
Объединяются ли эти слова общей мыслью? (Да.)
Можно ли назвать это предложением? (Нет.)
Как из этих слов получить предложение? (Изменить слово осень, изменить порядок слов.)
4. Ответь одним предложением.
Задание. Ответь на вопрос одним предложением (устно и письменно), стараться, чтобы предложение было кратким и понятным.
Вопрос может быть связан с предлагаемым текстом, например:
«На уроке природоведения мы изучали овощи. В конце урока учительница попросила: « А теперь пусть кто-нибудь назовёт из всех перечисленных овощей свои любимые». Отвечать вызвался Дима: « Я люблю горох, морковь, огурцы и голубцы». И все засмеялись.» Отчего все засмеялись?
Может быть задан вопрос, предполагающий сравнение, например: «Чем отличается урок чтения от урока письма, или от урока математики?»
Можно использовать известные вопросы – шутки, например: «Что можно увидеть с закрытыми глазами?» (Сон.) «Под каким кустом сидел заяц во время дождя?» (Под мокрым.)
Можно предложить учащимся игру «Ответь одним словом», задавая между тем и вопросы, на которые невозможно дать односложный ответ. Например: можно ли обходить автобус спереди? (Нет. Нельзя.) Какую бумагу используют для письма школьники? (Линованную.) Почему осенью с деревьев опадают листья? (Ответить одним словом нельзя.)
5. Или «нет», или «да», а не знаешь – беда.
Задание. Прослушав утверждение, ответить «да», если оно верно, или «нет», если оно ложно. Участник, давший неправильный ответ, «попадает в беду» - ему дают «штрафной» флажок. По окончании игры «попавших в беду» нужно выручать. Это делает логопед или один из участников игры, задавая вопрос или предлагая проигравшему задание, которое тот должен выполнить. Например, надо придумать предложение из пяти слов или слово со звуком л и т.п. Игра может быть использована для повторения ранее изученного материала или в конце занятия при подведении итога.
Примерные утверждения:
Звуки – это то, что мы слышим. (Да) Буквы мы слышим и произносим. (Нет) Стрекоза – это маленькая птица. (Нет) Зимой дни короче, ночи длиннее. (Да)
6. Игра «Конвейер».
Перед началом игры объяснить, что такое конвейер и почему можно так назвать игру, в которую предстоит включиться детям: предложение будет собрано, как на конвейере – каждый вставит по словечку.
На доске 3-5 сюжетных картинок. Один ученик мысленно выбирает одну из них , придумывает по ней предложение и называет только первое слово. Остальные участники игры добавляют к услышанному слову каждый своё, так, чтобы получилось грамматически верное предложение, соответствующее сюжету. Контролёр произносит получившееся предложение целиком и оценивает его. Ученик, начавший игру, произносит свой вариант. Использованная картинка заменяется новой, игра продолжается.
7. Игра «Стрелочники».
Задание. В этой игре все участники будут стрелочниками, пропускавшими «поезда» - рассказы. Прослушав рассказ, стрелочник поднимает карточку с цифрой, соответствующей количеству предложений в рассказе. Если эта цифра определена правильно, «поезд» благополучно минует «станцию». Если кто – то из стрелочников ошибся и неправильно определил количество предложений, считается, что он привёл «поезд» к крушению, и, следовательно, выбывает из игры. Логопед читает 4 – 5 коротких рассказов, включающих предложения различных драматических конструкций. Побеждают участники, которые смогли остаться в игре.
Примечание. Так же может быть построена игра, в которой надо определить количество слогов или звуков в слове.
8. Обозначь цифрой.
Задание. Прослушать предложения; в каждом из них определить, на каком по счёту месте находится слово солнце; цифру записать в тетрадь. В конце игры сложить полученные числа, тот, у кого в итоге получилось число 20 – выиграл.
Зимой солнце светит, но не греет. Живя на юге, мы видели, как солнце садится прямо в море. Солнце щедро льёт свои лучи ан землю. Зимнее солнце освещало верхушки сосен. Поднявшись на вершину горы, мы увидели заходящее солнце.
9. Выделение слов из сплошных предложений, в сплошном тексте.
Например: Падаютлистьяиидутдожди. (Падают листья, и идут дожди).
10. Придумать предложение по сюжетной картинке или серии картин.
Определить в нём количество слов;
С определённым количеством слов (с 2, 3, 4, 5 словами и т.д.)
11. Работа с деформированными предложениями. (По карточкам).
Задание: Составить из слов три предложения и записать их. Подчеркнуть предлоги и те слова, вместе с которыми они употреблены.
Грачи, из, тёплых, в, марте, возвращаются, стран.
Они, на, громко, деревьях, кричат.
Крик, весны, о, грача, возвещает, начале.
Игра. «Получиться – не получиться».
Задание. Составь предложение из данных слов. Слова в предложении расположи в порядке указанных вопросов.
Пчёлы, мёд, собирают, летом (когда?, кто?, что делают?, что?)
Работают, труженицы, маленькие, (какие?, кто?, что делают?, как?)
без устали
Хоботком, нектар, тянет, длинным, (каким?, чем?, кто?, что делает?,
пчела, из цветов что?, откуда?)
с) Прочитай.
Карась
Карась обычно живёт в прудах. Зелёная тина покрывает пруд сверху. Но карась любит такие уголки.
Спиши начало рассказа. Из данных слов составь предложения и закончи ими рассказ.
Карась, в, тина, зарывается, днём.
Он, ночью, пробирается, к, берег.
Карась, камыш, молодой, там, гложет.
12. Определи границы предложений.
Задание. Прочитай текст, определяя границы предложений. Обрати внимание на интонацию конца предложения.
На реке раскрылись жёлтые кувшинки цветёт над водою водяная кашка дикая утка вывела из осоки маленьких утят над водою летают стрекозы дети бегают по душистому лугу.
Сколько предложений в тексте?
Спишите текст, правильно оформляя каждое предложение.
Подчеркните в двух последних предложениях подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя чертами.
13. Закончи предложение.
Земля покрыта снегом, как . Лёд блестит у берега, как . Туман стелется над озером, как . Дождинки текут по лицу, как .
14. Распространение предложений.
Задание. Дополните предложения подходящими по смыслу сказуемыми.
Зимой еж под кучей хвороста. Но вот весна. молодая трава. Ёжик из-под хвороста. Он на охоту.
Слова для справок: пришла, спал, выбрался, пошёл, появилась.
15. Графический диктант.
|___.|___? |___! |___ ___ ___ _ ___. 5
Придумать по схемам предложения.
16. Чтение предложений с конца.
Образец. Дорог огород А роза упала на лапу Азора.
Арбуз у зубра, и сыр у рыси.
17. Списать текст. В предложении заменить картинку словом.
Образец. В лесу жил (ёж). Ночью он приходил (в сад). В саду ёж находил (яблоки). Яблоки он накалывал (на иголки). Ёж складывал яблоки (в норки). Он заготавливал корм на зиму.
18. Найди ошибку в предложении.
Собака грызёт капусту. Заяц грызёт кость. Каменщик строит гнездо. Аист строит дом. Рыбак плетёт паутину. Паук плетёт сети.
19. Поднять карточку с точкой, если предложение закончено.
Зрители смотрят. . . . Часы остановились. Поезд прибыл. Коршун схватил . Космонавты приземлились. Дождик смочил .
20. Игра «Кто быстрее!»
Задание. Кто быстрее составит текст из разрозненных предложений.
Озаглавить текст.
Это очень крупное животное. Белый медведь живёт на севере. Он защищает зверя от стужи. Под кожей у медведя очень толстый слой жира. Учёные внимательно изучают жизнь этого хищника.
21. Игра «Догадайся сам».
Задание. Объедини слова в группы. Как? Догадайся сам.
Теплая, весна, солнце, весело, зеленеет, светит, три, пришла, ярко, травка, журчат, ручьи, пушистая, птицы, семь, прилетели.
- Сколько групп слов получилось?
- Каков ключик для каждой группировки?
Запиши слова в столбик, отвечая на вопросы:
Кто? Что?
Что делает?
Какие?
Как?
Сколько?
Составьте из этих слов предложения. Проверьте выполнение задания друг у друга.
Слоговой анализ и синтез.
Используемые на этом этапе игровые приёмы служат для закрепления умения делить слова на слоги; вычленять из слова заданный слог; определять количество слогов в слове; наблюдать слогообразующую роль гласных звуков.
Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приёмов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.
При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предлагается, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умение выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавления гласных.
Игра «Телеграфист».
Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. По раскрытию рта.
«Часики».
Цифровой ряд.
Определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру.
«Звуковые часы» (1 класс)
Задание: на циферблате указать стрелочками названия картинок, которые состоят из 1, 2, 3, 4 слогов.
Игра «Весёлый поезд». (1 вариант, 1 класс)
Задание. Разложить по вагонам картинки, названия которых состоят из 1, 2, 3 слогов. Определить цвет вагона, указать какой вагон находится слева или справа.
Логопед вставляет в прорези на крышках вагонов таблички с квадратами. Объясняет ученикам, что в первом вагоне поедут животные, названия которых состоят из одного слога. Во втором вагоне поедут животные, названия которых состоят из двух слогов, а в третьем – животные, названия которых состоят из трёх слогов.
Игра «Пирамида». (1-2 кл.) 1вариант.
Задание. Построить пирамиду (из квадратов в три ряда). Внизу 3 квадрата для трех сложных слогов, выше – 2 для двухсложных и наверху – 1 для односложных слов. Снизу у квадратов кармашки, в которые вставляются предметные картинки.
Игра «Наряжаем елку». (1 кл.) 1 вариант.
Задание. Приближается праздник новый год. Логопед просит учеников помочь нарядить новогоднюю елку. Повесить на елку игрушки, названия которых состоят из 1 слога, затем – из 2 слогов, потом – из 3-х слогов и 4-х слогов.
2 вариант.
Дед Мороз и Снегурочка придумали для вас интересное задание. Они развесили номера на ёлке. Кто правильно сосчитает количество слогов в слове (или звуков), тот на место цифры повесит ёлочную игрушку.
Предметные картинки стоят на наборном полотне.
Работа по таблицам «Звучащее слово». (Г.А. Тумакова) (1 – 3 кл.)
«Догадайся сам» табл. №22
«Овощи» табл. №13
«Озорной котёнок» табл. №7
«На рыбалке» табл. №15
«Наведём порядок». (1 кл.)
Задание. Незнайка как всегда всё перепутал. Помогите Незнайке составить из карточек – слогов слова.
Образец: чик, куз, не (кузнечик).
Игра «Поиграем в загадки» (1 – 2 кл.)
Логопед делит детей на две команды. Первая команда загадывает загадки, другая – отгадывает. Чтобы быстрее отгадать загадку, 1 команда рисует схему слова (по слогам). Затем команды меняются местами.
1 команда 2 команда
Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит. Дорога.
Игра «Цепочка слов» 1 вариант
Задание. Придумать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым слогом следующего, например:
рыба – баран – ранка – калоши – шина и т.д.
Работа по карточкам. (Для индивидуальной работы).
1 кл. – определить пропущенный слог в слове с помощью картинки.
2 кл. – вставить слог в слово цветным карандашом.
3 кл. – записать слова в три столбика, используя схемы слов.
Стол книга грузовик
Закончи слово. (2 – 3 кл.)
Задание. Записать продиктованную логопедом часть слова. Прослушать варианты окончания слова. Закончить слово одним слогом. Прочитать, что получилось.
Мо – (-ст, -гу, -жете); чи – (-стота, -н, -тать); чёт – (-ный, -ко).
Могу читать чётко.
Получи оценку. (2 – 3 кл.)
Задание. Вставить в слова пропущенные слоги, а потом из них составить слово, оценивающее результат этой работы.
Кле -, зар -, вер – но.
Холод = -роз, лентяй = -дырь, криница = коло-. Мо – ло - дой.
От - вился на охоту, - нул хвостом, острый –жик. Правильно.
Игра «Шифровальщики». (2 – 3 кл.)
Задание. Выделить из слова заданный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов получаются слова.
Выделить из слова первый слог.
Устно: хорек, рокот, шорох – хорошо.
Устно и письменно: ответ, личность, носорог – отлично.
Выделить в словах ударные слоги (письменно). Составить из них предложение.
Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. Голова без ума – пустая сума.
Выписать третий по счёту слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи.
Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство.
При– ла – га – тель – но – е.
Игра «Кто дальше?» (2 – 3 кл.)
Оборудование. Магнитная доска с двумя нарисованными на ней линиями – дорожками, две маленькие модели автомобилей (или черепаха или ракета).
На тех дорожках можно обозначить линию финиша. Количество ходов не ограничивается, для водителей главное – быстрее добраться до финиша, а это возможно при подборе слов с небольшим количеством слогов. Подводится итог: кто скорее добрался до финиша?
Игра «Внимание и счёт». (2-3 кл.)
Игра проводится письменно. От учеников требуется внимательность и умение быстро считать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и выписывают все сова, состоящие из трёх слогов.
Около школы был пустырь. Стадо пошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает.
Если задание выполнено, верно, в тетради получится предложение: Около нашего домика стояла белая берёза.
Игра «Не ошибись!» (1 кл.)
Задание. Спишите предложения. Вместо скобок напишите те слова, в которых толь один слог.
а. Мама купила (). Дыню, соль
b. Рыбаку попался огромный (). Омуль, налим, ёрш, сом
с. () – домашнее животное. Коза, конь
d. () – лиственное дерево. Ива, вяз
е. () – крупная кошка. Она охотится за зайцами и птицами. Может взбираться на деревья. Лиса, рысь
Ребусы. (2-3 кл.)
дро сло со (дро – ва, сло – ва, со - ва)
Игра «Положи палочку». (1 кл.)
Цель: тренировка в слогоделении, в постановке ударения.
Наглядный материал: у каждого ребёнка набор полосок для записи слогов, счетные палочки.
Логопед показывает игрушки, картинки, (по одной теме), а дети должны записать каждое слово полосками по количеству слогов и определить ударение в слове. Если ударение на первом слоге, они должны положить палочку над первой полосой, если в конце – над второй.
Игра «Убери слог». (2 кл.)
Задание. Убери слог так, чтобы получилось новое слово. Напиши его.
Радуга, машина, волки, лесник, дорога, баранка, смородина, буквари, бабочки, стрекоза, огород, платочки, олень, забор.
Игра «Угадай, что мы задумали».
Задание. Вставь слоги жи, ши, чтобы получились слова. Повтори правила правописания жи, ши.
дру ма
пру на ти на
на на
(пружина, дружина, машина, тишина)
Работа с деформированными предложениями, в которых слова разделены на слоги.
Образец: На, ма-ши-нах, пе-ре-во-зят, лю-дей, и, гру-зы.
Игра «Кто быстрее!»
Задание. Прочитайте стихотворение. Первая команда выписывает слова, состоящие из двух слогов, вторая команда – из трёх слогов, третья команда – из одного слога. Кто быстрее справится с заданием?
Фонематический анализ и синтез.
На этом этапе дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове; вычленять из слога первый или последний слог; определять последовательность звуков в слове.
Работа с символами, с артикуляционными профилями.
Уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетическое ощущение (ощущение положения и движения органов).
Игра «Найди место звука в слове».
Задание. Определить место звука в слове по картинкам (1-2 кл.), на слух (3-4 кл.). (В начале, середине, конце).
Игра «Угадай, сколько звуков в слове?»
Задание. Определить количество звуков в слове (или какой по счёту звук) по звуковым линейкам №1, 2 или цифровому ряду.
Игра «Услышь звук – покажи букву».
Логопед называет слова (односложные), дети определяют гласный звук (или согласный звук в слове) и показывают букву.
Образец: рак – а, дом – д.
Игра «Слышу звук». (Гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой).
Логопед называет слова (или показывает предметные картинки), а ученики поднимают сигнальные карточки.
Игра «Молчанка».
Хлопают в ладоши, если правильно (например, слышат гласный звук). Молчат, если неправильно.
Подбери слово к схеме.
а. Записать только гласные данного слова (окна – о а ).
b. Записать только согласные данного слова (стол – ст л).
c. Подбери слово к схеме, используя предметные картинки (по темам).
d. Составь схему слова, используя цветовое графическое обозначение.
е. Словарный графический диктант.
8. Игра «Кто в доме живёт?» (1-2 кл.)
Цель: упражнять детей в подборе слов с определённым звуком.
Игровой материал: карточки (из бумаги) в виде плоских домиков с 4-мя окошками. Под каждым окошком – кармашек, куда вставляется картинка. На чердачном окошке – буква. Предметные картинки на определённые звуки.
Логопед. «Для зверей и птиц построили домики. Давайте, дети, поможем животным расселиться. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук С, во втором – те, у кого в названии есть звук Ш. в каждом домике 4 квартиры. Найдите 4-х животных и переселите в домик».
9. «Весёлый поезд». (1 кл.) 2 вариант.
Задание. Определить количество звуков в словах (или наличие указанного звука в словах).
Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах.
Логопед. «Прибыл поезд для птиц и зверей. В нём три вагона. Каждое животное может ехать только в определённом ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, названия которых состоят из 3-х звуков, во втором – из 4-х звуков, в третьем – из 5-ти звуков».
10. Игра «Пирамида». (1-2 кл.) 2 вариант.
Задание. Определить количество звуков в словах.
Логопед. «Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже – из трёх, ещё ниже – из 4-х звуков. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из пяти звуков».
11. Игра «Наряжаем ёлку». (1-2 кл.) 3 вариант
Задание. Повесить на ёлку ёлочные игрушки в следующем порядке: сначала повесить те игрушки, в названиях которых есть звук З, затем – игрушки, в названиях которых есть Ж.
Но кончился новогодний праздник, и нужного убрать ёлочные игрушки до следующего Нового года. Разложите игрушки по коробочкам, учитывая количество звуков в словах.
12. Игра «Найди пару» (диск - часы) (1-2 кл.)
Задание. Подобрать слова, отличающиеся друг от друга одним звуком.
Логопед. «Этот диск разделён на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка». Подобрав картинку, ученик произносит оба названия, голосом подчёркивая их сходство и различие («коза - коса»).
13. Игра «Как их зовут?» (1 кл.)
Задание. Определить последовательность звуков в словах, а также составить из них имена.
Логопед предлагает ученикам узнать, как зовут девочек и мальчиков, изображённых на таблице. Объясняет, что для этого нужно определить первые (вторые и последние) звуки в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. ученики называют: лошадь, арбуз, рака, астру – и приходят к выводу, что девочку зовут Лара.
Игра «Почта». (1-2 кл.)
Цель: анализ слов, определение места звуков Ч и Ш в словах.
Игровой материал: 2 домика (голубой – с буквой Ч, жёлтый – с буквой Ш). В окошках домиков цифры 1, 2, 3, 4 – это номера квартир.
На почту поступили письма с загадками и отгадками. Почтальон Печкин, как всегда, всё перепутал и вложил отгадки не в те конверты. Помогите Печкину отгадать загадки, найти к ним картинки – отгадки, определить, на каком месте звук Ч или звук Ш в словах – отгадках и отнести конверты «по адресам» (вставить картинки в определённые окошки домиков).
Игра «Поднимаемся и спускаемся по ступенькам». (2-3 кл.)
Задание. Придумать слова, где звук (например. 3) находился бы на 1 месте, на втором, на третьем.
3
2 2
1 1
16. Перфокарты. (1-4 кл.)
а) карточки с изображением предметов (например, снеговик, рыба и т.д.)
б) карточки со словами и обозначающими их картинками;
в) карточки с текстами.
Задание. Вставить пропущенную букву.
17.Карточки для самостоятельной работы. (1-4 кл.)
а) Вставить цветными карандашами пропущенные буквы в слова.
Образец: допиши слова скороговорки: т или ть?
У пенька опя.. пя.. опя.. .
б) спишите. Вставьте пропущенное слов в предложение по смыслу.
Нам купили красный . жар
У Кати начался . шар
в) найти в тексте определённые буквы (З-С, Д-Т, В-Ф и т.д.).
Подчеркнуть их разными цветами.
18. Игра «Кто внимательнее?» (1 кл.)
Задание. Прослушайте слоги, содержащие разные звуки. Когда вы услышите, что слог содержит звук С, берите себе одну фишку. Выигрывает тот, у кого будет столько фишек, сколько было произнесено слогов со звуком С (слоги записаны на магнитофоне с интервалом 2-3 с.; звук произносится чуть продолжительнее других звуков).
19. Игра «Найди моё место». (1 кл.)
Пользуемся магнитными буквами и магнитной доской. Предлагаем буквы а, о, у, ы, е и несколько букв С. Учащиеся составляют у доски по 2-3 слога, меняя буквы С, ставя её то на первое место, то на второе место: СА-ас, со-ос, су-ус, и делают необходимые пояснения. Далее слоги пишутся под диктовку логопеда. Для проверки с помощью кодоскопа показывается таблица продиктованных слогов. Дети сверяют правильность написанных под диктовку слогов с таблицей.
20. Игра «Заказываю слово». (1 кл.)
Ведущий называет слог, содержащий звук С (открытый, закрытый, со стечением согласных: са, ос, ста). Учащиеся называют целое слово, разделяют по слогам и определяют место, на котором находится данный слог в слове. Если задание выполнено правильно, ученик получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
21. Игра «Путаница». (1-3 кл.)
На магнитной доске дано слово и отдельные буквы. Предлагаем детям поменять одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово, прочитать его и объяснить его смысл, составить с ним словосочетание или предложение. Если ученик справился с заданием, он получает поощрительный приз. Побеждает тот, кто имеет больше призов.
22. Кроссворды, ребусы. (1-4 кл.)
Например, решение кроссворда, требующего умения дифференцировать звуки.
По вертикали в клеточках написано слово Ж И В О Т Н Ы Е. в клеточках по горизонтали надо вписать названия диких и домашних животных. Чтобы облегчить детям выполнение задания, рядом даются соответствующие картинки, на которых изображены животные.
После решения кроссворда предлагаем детям написать названия животных и подчеркнуть красным карандашом Р, Л – синим.
23. Шарада. (1 кл.)
Надо составить слово, для чего детям предлагается в определённом порядке следующие картинки: баран, утюг, рак, арбуз, топор, ива,ножницы, очки. Выделив первые звуки в названиях этих предметов, учащиеся составляют слово Буратино. На доске появляется картинка с изображением героя сказки «Золотой ключик».
24. Игра «Найди букву». (1-2 кл.)
Предлагается учащимся таблица с ловами, в которых отсутствуют гласные. Дети читают, вставляя пропущенные буквы. Затем делается вывод: во всех словах отсутствует буква О. На некоторое время таблица закрывается, ученики записывают слова в тетрадях под диктовку логопеда, потом сверяют написанное с таблицей. (Выполняя это задание, дети ищут гласные, пробуя разные варианты, и самостоятельно приходят к нужному выводу).
25.Выборочный ответ. (1-4 кл.)
В начальной школе применяются элементы программированного обучения, в частности, выборочный ответ. Суть его в том, что, предлагая учащимся задание (упражнение, вопрос), учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный (или полный), а остальные неправильные (или неполные). Учащиеся должны выбрать правильный (полный) ответ.
Слова.
Ответы.
1
2
3
4
бтон
гзета
грох
а
о
о
о
а
а
а
а
о
о
о
о
Например:
26.Игра «Узнай, кто ты» (2-3 кл.)
Логопед объясняет детям, что в результате выполнения задания каждый из них прочитает о себе что – то хорошее.
Задание. Прослушав пару слов, определить, какой звук есть в том и в другом слове пары, записать его в транскрипционных скобках. Далее из звуков собрать слово и записать по правилам орфографии.
Муха – мост, мак – сад, лужа – лом, астра – шкаф, день – диск, эхо – лес, цирк – отец. Решение: [малад’эц] молодец.
27.Звуки и буквы. (2-3 кл.)
Задание1. Вычленить последний звук в слове, записать в транскрипционных скобках.
Кенгуру, мяч, кружки, лебедь, хожу, дом, полёт, зима, обруч, коньки, кровать.
Решение: [уч’ит’ ум тач’ит’] Учить – ум точить.
Задание2. Записать последнюю букву каждого слова (повторить правописание парных гласных в конце слова).
Пишу, шум, мороз, окно, крокодил, кино, мост, метла, парад, стекло, пожар, решето, нож, море.
Решение: ум золота дороже.
28.Игра «Внимание на старт». (2-3 кл.)
В игре закрепляются умение выделять первый звук в слове, развивается навык количественного фонематического анализа.
На наборном полотне выставляется каритнка. Детям надо выдеоить первый звук в её названии. Затем дети подбирают из имеющихся у них картинок ту, название которой начинается с этого же звука. Победит тот, кто найдёт картинку с наибольшим количеством звуков в названии. По команде: «На старт! Внимание! Марш!» ученики выходят к доске и выставляют на наборное полотно свои картинки. После этого подводится итог игры: все названия картинок должны начинаться на один звук; определяется, сколько звуков в каждом слове; называется победитель.
29.Игра «Угадай - ка». (2-3 кл.)
Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.
Ученику даётся карточка с написанной на ней цифрой. Получивший карточку, не показывая её товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке.
30. Игра «Маятник». (2 кл.)
Задание. Какие пары составляют эти слова? Запишите их. Подчеркните буквы, обозначающие на письме мягкость согласных.
вол вёл
тук ?
выл ?
мел ?
жест ?
31.Игра «Чудесный мешочек». (1 кл.)
Цель: развитие звукового анализа, совершенствование словаря.
Логопед кладёт в мешочек предметные картинки, в названии которых есть звуки С и Ш. разложить картинки в 2 колонки (или записать в 2 столбика) по наличию звука в слове.
32. Игра с перекидыванием мяча.
«Скажи наоборот»: коза – коса, жар – шар и т.д.
«Закончи слово»: логопед называет слог, дети добавляют второй.
33.Работа со словами – паронимами. (1-4 кл.)
а) Игра «У кого похожее слово?»
Детям раздаются карточки со словами – паронимами. Ученик читает слово, написанное на его карточке. Ему должен откликнуться тот, у кого слово, отличающееся одним первым звуком. Устанавливается сходство и различие между словами.
б) Игра «Найди ошибку».
Логопед читает стихотворение. Учащиеся определяют слово произнесённое верно, исправляют ошибку. Четверостишие в исправленном виде повторяется логопедом вместе с детьми.
Образец. Много снега во дворе. Птицам голодно зимой.
Саша и Егорка, Вышел наш Егорка
Взяв лопату и ведро, И для птиц не пожалел
Вышли делать корку Румяной свежей горки.
в) Игра «Угадай слово!»
На доске сделана такая запись: -очки.
Задание. Вставьте букву П, затем букву Б. Какое слово получится? Установить сходство и различие в словах. Придумать с этим словами предложения.
34.Слово – загадка.
На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, то записывается вторая буква слова и т.д. (п.) простокваша.
35. Вписать буквы в кружки.
Например, вписать в кружки 3-ю букву следующих слов:
Ра О, брови, су О кА, тр О ва, сы О – комар.
36.Преобразовать слова:
а) добавить звук (рот - крот);
б) изменить один звук слова (сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын - сон);
Игра «Цепочка слов».
в) назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос – сон, кот – ток;
г) какой звук убежал? (крот – кот, лампа – лапа);
д) найти общий звук в словах: луна – стол, кино – игла;
е) какие слова можно составить из букв обного слова: ствол (стол, вол).
37.Диктант «Это».
38. Работа по таблицам «Звучащее слово». (Г.А. Тумакова)
Задание: подбери слово к схемам, определи количество звуков в слове.
«Звучащие слова» табл.№1
«Подбери слово» табл. №3 «Саша и Снеговик» табл. № 10
Нарушение оптического восприятия графического образа букв, сходных по написанию.
Работа проводится в следующих направлениях:
Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.
Формирование пространственных представлений.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
Развитие пространственных ориентировок: ориентировка в собственном теле, в окружающем пространстве.
Игра «По ягоды – по грибы».
Цель: сравнение предметов по размеру и взаимному расположению, дальнейшее развитие пространственных представлений.
Логопед расставляет рисунки на магнитной доске или фланелеграфе и приглашает детей пойти вместе с Красной Шапочкой на прогулку в лес – по ягоды, по грибы. На магнитной доске он рисует цветными мелками широкую и узкую тропинку, несколько раз меняя их направления: налево, направо, вверх, вниз по игровому полю. Путешествуя с красной Шапочкой, дети рассказывают, в каком направлении они идут, называют собранные грибы, ягоды, встреченные на пути деревья, сравнивают их по размеру.
Игра «Цветы и пчёлы».
Цель: формирование отношений «больше», «меньше», «столько же» между группами предметов, продолжение работы с цветом.
Содержание: логопед закрепляет на магнитной доске или фланелеграфе рисунки цветов и пчёл. Из каждого ряда он вызывает учеников, которые будут изображать пчёл. По его сигналу «Пчёлы летят!» они начинают жужжать и кружиться. Потом каждый из учеников игры снимает с доски рисунок пчелы и закрепляет его над рисунком одного из цветов – сажает пчелу на цветок. При этом он должен дать правильное название цветка, указать его цвет и размер.
Посадив пчёл на цветок, дети наглядно убеждаются в том, что на каждом цветке сидит по одной пчеле, т.е. пчёл столько же, сколько и цветков. Затем число пчёлок берётся меньше числа цветков или больше.
Игра «Помоги Оле».
Задание. Соотнеси формы фигур и реальных предметов.
Например: круг – арбуз, овал – дыня, треугольник – морковь.
Графическое воспроизведение направлений (работа в тетрадях).
Образец: обозначить на строке 4 точки. От каждой точки провести стрелку в направлении: . . . . 1-вниз
2-вправо
3-вверх
4-влево
Магический квадрат.
Игра «Где находится муха?» (Вверх, вправо)
Для усложнения игры предлагается не двигать рукой, а мысленно представлять, глядя на таблицу. (Использовать орнаменты, картинки, буквы.)
Игра «Составь слова сам».
Задание: составить самому слова, используя магический квадрат.
С
У
К
с
о
л
у
н
А
к
л
у
к
с
о
н
Обводка фигур, букв.
Игра «Мастерская».
Задание. Выложить буквы из палочек, вырезать из бумаги, выложить из тесьмы, вылепить из пластилина.
Игра «Кто внимательнее!»
а) Найти недостающие элементы букв.
б) Найти заданную фигуру или букву среди правильно и зеркально изображённых.
в) Реконструкции букв.
Перфокарты.
Задание. Вставить пропущенные буквы (д или б) в слова.
Работа по карточкам.
Задание. Списать текст, выделяя цветными карандашами смешиваемые буквы.
Игра «Найди ошибку в предложении».
Образец: Володя поймал дадочку. – Володя поймал бабочку. (д - б)
Пёмная пуча повисла над полем. – Темная туча повисла над полем. (т - п)
Игра «Услышь звук, определи букву».
Задание. Выписать из предложения слова со смешиваемыми буквами в левый и правый столбики.
Письмо по памяти.
Морфологический анализ и синтез.
На этом этапе коррекционной работы продолжается работа над словом. Слово рассматривается с точки зрения его лексического значения и морфологического состава. Логопед формирует у детей умение понимать смысловое значение слова, заключенное в корне, выделять корень и подбирать ряд однокоренных слов. Он учит образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок. Игры и игровые приемы помогают учащимся дифференцировать предлоги и приставки, опираясь при этом на смысловое значение сова; практически усвоить тему «Безударные гласные в корне слова». Таким образом, опираясь на зрительное восприятие и память, логопед формирует у учащихся орфографическую зоркость, воспитывает языковое чутьё.
Игра «Собери слово». (2-4 кл.)
Задание. Запишите слово, в котором корень, как в слове КРАСИТЬ, суффикс, как в слове БЕРЁЗКА, приставка, как в слове ПОШЁЛ, окончание, как в слове РЕЧКА. (ПОКРАСКА).
Игра «Найти слово».
Корень найдёшь ты в названии нашей планеты.
А окончание - в слове ущелье найдёшь.
Если приставку ты выделишь в слове подвеска,
Значит, ты выполнил верно заданье своё. (ПОДЗЕМЕЛЬЕ)
Игра «Слушаем сказку».
Задание1. Послушайте внимательно сказку. Найдите в сказке все родственные слова. Запишите в тетрадь родственные слова, выделите общий корень, сделайте вывод.
«Сказка про любопытную Ёлочку».
«В густом зелёном ельнике жила маленькая ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала взрослым вопросы.
- Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?
- Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастёшь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишки.
- Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки Старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки и прилетают дятлы, клесты?
- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.»
(Родственные слова: дочь Ёлочка, мама Ёлка, бабушка Ель, ельник, еловые).
Вывод: все слова близки по смыслу, у всех слов общая часть.
Задание2. Послушайте сказку. Найдите в каждом слове то маленькое слово РОС, из которого они все выросли. Списать слова в тетрадь, найти общую часть в этих словах, определить общее лексическое значение слов, которое заключено в этой общей части (рос – значит, увеличивался в размерах, вытягивался вверх), и выделить общую часть знаком корня.
Логопед читает ученикам текст сказки «Чудо - дерево», одновременно прикрепляя к рисунку дерева карточки со словами рос, росток, росло, выросло, заросли, разрослось, проросли.
«Жило – было, маленькое слово РОС. Было оно коротеньким, почти незаметным, таким коротеньким и незаметным, что другие большие слова часто забывали, что оно живёт рядышком: в гости не звали, на дни рождения не приглашали. Обидно было слову РОС, и пошло оно со своей обидой к царице Грамматике. Просит её: «Помоги мне, царица Грамматика! Совсем про меня стали забывать слова – соседи. Сделай так, чтобы я выросло и стало большим и длинным».
«Так ты вырасти хочешь? – сказала царица грамматика. – Ну, будь по – твоему!» И посадила она слово РОС в землю, как зёрнышко, водичкой его полила.
Прошло немного времени, и появился из земли РОСТОК. Рос РОСТОК и превратился в маленькое деревце. Солнышко пригревало, дождик его поливал, и деревце РОСЛО, РОСЛО, становилось всё больше. И вот ВЫРОСЛО большое дерево, ПРОРОСЛИ на нем веточки и листочки. РАЗРОСЛОСЬ чудо – дерево, стало пышным, раскидистым, а вместо плодов на его ветках слова висят».
Игра «Сорви плод с дерева».
Логопед читает стихотворение Е. Измайлова «Как растут слова».
Как – то много лет назад Вот из сада
Посадили странный сад. Вам рассада.
Не был сад фруктовым - Вот ещё посадки рядом.
Был он только словом. А вот садовод,
Это слово, слово – корень, С ним садовник идёт.
Разрастаться стало вскоре Очень интересно
И плоды нам принесло - Гулять в саду словесном.
Стало много новых слов.
Оборудование: таблица с изображением дерева – яблони, на яблоне висят плоды – яблоки, на яблоках написаны слова: садовник, садовод, посадки, рассада, садиться, садовый, совята, слова.
Задание: сорвите плод (яблоко) с дерева с корнем САД. Докажите, что все эти слова произошли от корня САД и являются родственными. Запишите родственные слова в тетрадь и выделите корень.
Игра «Какой из корабликов быстрее причалит к берегу».
Оборудование: таблица с изображением трёх кораблей. У каждого корабля есть своё название: ВАЖ, ВОД, ХОД. На берегу их ждут слова с пропущенными корнями. Какой из корабликов быстрее причалит к берегу и встанет в своё слово?
Задание. Вставить подходящий по смыслу корень в слово. Подобрать к этим словам родственные и записать в тетрадь, выделяя общий корень. Устно придумать с каждым словом предложение. Слова: отважный, походный, подводный.
Найди «третье лишнее».
Горе, нагорный, гора;
Боль, большой, больница;
Вода, водяной, водить.
Задание. Запишите однокоренные слова. Докажите, что эти слова родственные, выделите корень.
Игра «Найди слово».
Задание. Найди слово, которое нельзя причислить к группе слов с корнем СОВ –. Выпишите родственные слова, выделите корень. Какие слова употреблены в переносном значении.
Умные совята.
И. Котляр
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждой совушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
Игра «Подбери слово».
Задание. Учащиеся делятся на три группу. Каждой группе даётся слово, к которому нужно подобрать родственные слова. Объяснить значение слов, выделить общий корень в словах.
Вода - , Водяной, снеговик, лесной, водянистый, водный, снежинка,
Снег - , лесник, водник, водоём, Снегурочка, снегирь, полесье, заводь
Лес - , водолаз, снежная, лесовод, подводный.
Найдите в загадке родственное слово отгадке.
Кто в лесу густом живёт
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? (медведь, мед)
Игра «Запиши предложение».
Задание. Запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы. Подумайте, есть ли в предложении родственные слова.
Образец: дед Егор в густом лсу
Встретил рыжую лсу.
Игра «Услышь звук – покажи букву».
Логопед называет слова с безударной гласной в корне слова. Ученики должны самостоятельно подобрать проверочное слово и показать букву, которая пишется в этом слове.
Образец: грачи – грач (а).
Игра «Прочитай слова на штурвале».
Задание. Прочитайте слова на штурвале. Выпишите только те слова, в которых (о) в сильной позиции (под ударением), т.е. проверочные слова. Выделите в них общую часть . Можно ли о словах сказать, что они родственны по смыслу? Придумайте предложение с каждым словом.
Слова: вода, водный, водоросли, подводное.
Распредели слова под столбиками.
[А] [И]
А О Е И
Весна, гористый, цветы, грачи, котик, коток, страна, деревья, дерево, спина, доска.
Устно подбери проверочнык слова.
Игра «Сосчитай!»
Логопед читает предложение, учащиеся поднимают карточку с цифрой, указывающей количество слов с безударной гласной в корне.
Образец: Зимой в поле лежал,
Весной в реку побежал. (4)
Работа с перфокартами.
Задание. Вставить безударные гласные. Устно подобрать проверочные слова.
Игра «Найди хозяина».
На фланелеграфе выставлены картинки, изображающие богатыря, гномика и Иванушку – дурака. Логопед в перемешку называет части лица и тела сказочных персонажей (нос, глазищи, глазки, ушки, уши, носик, носище и т.д.), ученики находят «хозяина». Слова записывают под соответствующей картинкой и сразу выделяют корень. После записи всех слов логопед предлагает детям определить, какая часть слова помогла узнать, кому это слово принадлежит, и выделяет суффиксы.
Голова, головка, головища; нос, носик, носище; глаза, глазки, глазищи; уши, ушки, ушищи; рот, ротик, ротище; лоб, лобик, лбище; рука, ручка, ручища; нога, ножка, ножища.
Игра «Найди место».
Оборудование: картинки, изображающие кузовок с надписью: кузовок и чемодан с надписью: чемоданчик.
Логопед выставляет картинки на доску и предлагает ученикам нарисовать в тетрадях кузовок и чемоданчик, внизу написать соответствующие суффиксы. Затем дети читают написанные на доске слова и определяют, что надо «положить» в кузовок, а что в чемоданчик, опираясь на суффикс слова. (Или придумывают самостоятельно слова с этими суффиксами). После этого списывают слова в 2 столбика, обозначая корень и суффикс.
Слова: лесок, грибок, зайчик, носок, стульчик, дубок, шкафчик, вагончик, уголок, супчик, голосок, зубчик, зубок, платок.
Игра «Играем в мяч».
Логопед называет суффикс, при помощи которого ученики должны образовать слова от названного им слова.
«Сегодня у нас в гостях волшебник – ёнок- . Лось.» (Кидает мяч одному из учеников). Ученик возвращает мяч «лосёнок».
Игра «Заселяем дом».
На доске и в тетрадях учеников нарисованы схематичные изображения двух домиков, в одном живет волшебник –ник, а в другом – волшебница –ниц – а.
Задание. Расселить в домики слова: школьница, школьник, колхозник, колхозница, лыжник, лыжница и т.п.
Игра «Волшебники шутят».
Волшебники решили пошутить и поменялись местами в словах, которые написаны (широко, вразброс) на доске: цветец, корминка, морозок, снежушка, краскый, гладний. Они задумали проверить, насколько ребята хорошо знают свой язык, насколько они сообразительны.
С восстановленными словами придумывают словосочетания и предложения.
Игра «Помоги волшебнику найти свои слова».
Задание. Кто больше назовёт слов с определённым суффиксом. «Однажды волшебник –еньк – решил погулять в одиночестве. Вышел он из слов, где жил, гулял – гулял и заблудился. Кинулся он к одному слову, к другому, а они его не принимают. Назовите, в каких словах живёт волшебник –еньк-».
Игра «Заселяем лес неведомыми животными».
На доске запись: Жил в лесу . Вместе с ним жила . У них был маленький . Рядом жила ещё одна семья.
Задание. Нужно поселить семью какого – либо животного. Учащиеся выбирают известное им животное, например лося. Придумайте название неведомого животного, про кого никто не знает, никто не слышал. Например, ПЛЕ, ТИМ, КВАШ и т.п.
Какое из слов является лишним:
избушка, садик, крылечко, деревцо, окно, дворик, скамеечка, дверца?
Игра «Отдели приставку».
Задание. Если ты отделишь приставку от слова вокруг, то оставшаяся часть слова будет иметь какой – то смысл. Например, вокруг – во-круг. Но если ты разорвёшь слово ворона, то оставшаяся часть никакого смысла уже иметь не будет. Например, ворона – во-рона.
Давай определим, какие слова имеют приставки.
Вода, водить, вообще, вокзал, вопрос, войти.
Записать, забота, заболеть, задание, заря, затылок, защита.
Событие, солдат, сосед, сосна.
Игра «Найди ошибку».
Задание. Прочитайте предложение. Найдите допущенные ошибки. Исправьте их. Докажите правильность своего исправления. Запишите предложение правильно.
Высоко вгоры в полз уж. Папа внёс в комнату корзину сяблоками. Уж выполз изклетки и по полз по полу. Ласточка за цепилась за край нитки. Коля бежал засобакой, собака бежала за кошкой. Ребята шли поузенькой тропинке. Осень на ступила, высохли цветы. Елочка на рядная в комнате стоит.
Игра «Живые слова».
Описание игры. Логопед раздаёт ученикам карточки с частями слов. Затем называет слово и предлагает выйти к доске ученикам, у которых есть части названного слова. Сначала выходит ученик, у которого корень слова, затем ученики, у которых карточки с суффиксом и окончанием, и занимают соответствующее место. Стоящие у доски ученики поднимают свои карточки на одном уровне. Ученики прочитывают получившееся слово.
За–стёж–к-а , стол-ов-ая, на-столь-н-ая, под-стил-к-а, бел-еньк-ий, ветр-ищ-е, свет-л-ый, вы-ход-н-ой, про-гул-к-а, раз-вед-чик-и.
Игра «Вниз по лестнице».
Задание. Помогите лесному человечку спуститься вниз по «лестнице», вставляя пропущенные буквы в словах. Напишите эти слова. (Осина, спинка, осиновый, подосиновик). Разберите их по составу.
ОСИН
Подберите слова к схемам.
(чашка, ягодка, игрушка, девушка)
(грузчик, лесок)
(переплётчик, разведчик)
(находка, переделка)
(школа, сестра, трава)
Записать слова в таблицу.
Приставка.
Корень.
Суффикс.
Окончание.
по
сад
к
а
Используя эту таблицу, составить слова из частей.
Слова: посадка, прополка, старушка, кремовый, новенький, девочка, полочка.
Данные игровые задания могут быть использованы на занятиях с учащимися 1, 2, 3, 4 классов, имеющими нарушения чтения и письма. При подборе игр для занятий необходимо учитывать сформированность навыка языкового анализа и синтеза, уровень самостоятельности учеников при выполнении учебных заданий и, разумеется, возрастные и индивидуальные особенности детей. Если задание оказывается сложным для учащихся данной группы, можно применить облегчённый вариант игры, или сократить объём задания, либо оказать детям помощь, утрируя произношение, задавая вопросы по ходу выполнения игровых действий и т.д. некоторые игры могут быть использованы на занятиях с первоклассниками, преимущественно в устном варианте.
Использование системы разнообразных игровых приёмов и игр в качестве варианта речевых упражнений не только позволяет более успешно решать задачи коррекционной работы, но и, по нашим наблюдениям, способствует общему умственному развитию детей.
ЛИТЕРАТУРА:
Логопедия. Под редакцией профессора Л.С. Волковой. Москва, «Просвещение», 1989 год.
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Л.Н. Ефименкова. Москва, «Просвещение», 1991 год.
Нарушение письменной речи у младших школьников. И.Н. Садовникова. Москва, «Просвещение», 1983 год.
Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи. С.Ф. Иваненко. Москва, «»Просвещение, 1987 год.
Чтение и письмо. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. Москва, «Аквариум», СПб, «Дельта», 1995 год.
Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном пункте. Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. Москва , «Просвещение», 1991 год.
Родная словесность. Л.Я. Желтовская , Е.Н. Леонович, О.В. Пронина. Москва, изд. «Дидакт», 1994 год.
Лекции С.Г. Шевченко, 1998 год.
Журнал «Дефектология».
Журналы «Начальная школа».
Из личного опыта логопеда.
А.М. Горький. Собрание сочинений в 30-и т., т 25. М, 1953, стр.113
Н.К. Крупская. Педагогические сочинения, т3. М., Издательство АПИ РСФРСР, 1959 год, стр.57-58.
Н.К. Крупская. Педагогические сочинения, т3. М., Издательство АПИ РСФРСР, 1959 год, стр.529.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142715
с
л
о
г
Т У Н Е Л В
Р Д Ы С О А
Б Б О У Л К Ь В Ш А А Я
15