Выступление психолога на родительском собрании Готовность ребенка к обучению в школе


Выступление психолога на собрании родителей детей,
поступающих на курсы адаптации к школьному обучению
Здравствуйте, уважаемые родители!
     Предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающегося  школьного обучения ребёнка:
Испытываете сильное беспокойство - поднимите две руки;
Слегка волнуетесь - одну руку;
Если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребёнка - сложите руки перед собой, как ученики.
(комментарии психолога по итогам теста)
Зачем же нужна специальная подготовка к обучению в школе?    
Существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность.
Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать.
Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т. д. Это другая сторона готовности к школе – психологическая. Об этом подробнее.
Психологическая готовность к обучению в школе вовсе не заключается в умении читать и писать. Дети до школы цифры и буквы воспринимают как очередную частичку окружающего мира, и они быстро утрачивают к ним  интерес. Чрезмерный объём информации не развивает вообще никого.
Поэтому приоритет в вопросе образования ребёнка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребёнка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность в школе.
Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» - развитие любознательности и познавательной активности ребёнка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.
Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определённой суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования.
Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе являются
хорошо развитая речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление:
умение элементарно рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка;
сравнивать предметы; находить сходства и различия;
выделять целое и часть;
группировать предметы по определённым признакам;
делать простейшие выводы и обобщения.
Помимо перечисленного, для осуществления успешной деятельности ребёнка в первом классе необходимо, чтобы у него были развиты волевые качества личности. Чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял требования и правила, которые будут предъявляться ему учителем.
Важно, чтобы ребёнок умел общаться с окружающими людьми, был доброжелателен с другими детьми и взрослыми, умел подчиняться требованиям, понимать, что не всё зависит от него.
Важно также, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также скоординированы движения рук и глаз.
Также очень важным компонентом готовности к школе является личностная (мотивационная) готовность, то есть готовность и желание ребёнка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы.
Достаточно сложная задача – научить этому всему своего ребенка самостоятельно. Поэтому мы и предлагаем Вам комплексную целостную программу психологической подготовки Ваших детей к обучению в школе.
Цель курса:
Психологическая подготовка шестилетних детей к школьному обучению; профилактика школьной дезадаптации.
Задачи курса:
Повышение мотивационной готовности, включающей в себя ориентацию на получение новых знаний, способов действий, интерес к ним;
Содействие развитию интеллектуальной готовности, включающей осведомленность об окружающем мире, определенный уровень развития памяти, внимания, восприятия, мышления, т.е. высших психологических функций;
Развитие социальной готовности, заключающейся в способности к произвольному регулированию поведения, умении устанавливать контакт со взрослыми и детьми в учебной деятельности.
По мнению детского психолога Венгера Леонида Абрамовича – «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».