Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Судьба народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
Тема:«Судьба народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда», 7 класс
Цели урока:
познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова;
определить художественного своеобразия стихотворения, тему, настроение;
формирование умения выразительного чтения лирического произведения, нахождения тропов;
привлечь внимание учащихся к глубокому раздумью автора о народе, его угнетенном положении, духовных силах и судьбе.
Тип урока: урок новых знаний.
Оборудование:
ПрезентацияПортрет писателя и тема урока
Иллюстрации Д.И. Шмаринова и других художников к стихотворению
Репродукции картин И.Репина «Бурлаки на Волге», Перова, Маковского, СаврасоваХод урока.
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. Наш урок я хотела бы начать стихотворением (на фоне музыки слайды с изображением картин русской природы, жителей России 19 века):
Эти бедные селеньяЭта скудная природа-Край родной долготерпенья,Край ты русского народа.
Не поймёт и не заметитГордый взор иноплеменныйЧто сквозит и тайно светитВ наготе твоей смиренной.
Удручённый ношей крестной,Всю тебя, земля родная,В рабском виде Царь небесныйИсходил, благословляя.
2. Беседа с учениками.- Каким настроением наполнено стихотворение? - О чём оно?- Кто ещё из писателей и поэтов писал о судьбах русского народа, выражая к нему своё сочувствие, сострадание?- Не исключением был и Н.А.Некрасов, чьё стихотворение «Размышление у парадного подъезда» вы должны были прочитать дома.- На сколько частей вы разделили стихотворение? Почему?
( На четыре:1ч.- подъезд в обычные и торжественные дни;2ч. – крестьяне у подъезда;3ч. – «владелец роскошных палат»;4ч. – страдания русского народа)
3. История создания стихотворения.Далеко не всегда мы знаем, как создавалось то или иное произведение, как возник творческий замысел. Благодаря воспоминаниям жены Некрасова, Авдотьи Яковлевны Панаевой, у нас есть возможность узнать, как появилось стихотворение «Размышление у парадного подъезда» (на слайде Н.А.Некрасов и его жена) - Это было холодное осеннее дождливое утро. Некрасов находился в состоянии хандры, хмурился, был недоволен, что стихи не складываются. Случайно подойдя к окну, он увидел следующую картину: полицейские вместе с дворниками прогоняли от крыльца дома напротив крестьян, которые выглядели озябшими и промокшими. Увидев это, Некрасов сжал губы и стал нервно пощипывать усы. Потом подошёл к столу, сел и за 2 часа написал стихотворение «Размышление…»А в 1860 году за границей в газете «Колокол» оно впервые было напечатано, но под названием «У парадного крыльца».«Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить»,- писал Герцен.- Какого же рода оказалось это стихотворение? Ответим на этот вопрос в конце урока.- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какое настроение?4. Работа над заголовком.- Почему же Некрасов изменил заголовок? - Давайте сопоставим слова: КРЫЛЬЦО – ПОДЪЕЗД, подберём к ним прилагательные и глаголы.КРЫЛЬЦО: деревянное, старое, новое, золотое, ветхое; к нему подходили;ПОДЪЕЗД: большой, новый, широкий; к нему подъезжали.- Слово крыльцо характерно для разговорного стиля, домашней обстановки, а не для создания стихотворения. Автору понадобилась высокая лексика, поэтому он взял слово подъезд.
5. Работа над 1 частью.- Послушайте небольшой отрывок из стих-я. - К какой части он относится (на слайде иллюстрация Шмаринова, чтение начала стих-я чтецом).- Начинается всё приподнято, торжественно. Этого ли настроения полна 1-я часть? Докажите. (Нет, всё меняется уже со 2-й строчки.Появляются слова, которые оказываются полной противоположностью названия:(сниженная лексика) холопский недуг, с испугом)- Автор использует и метонимию (замена одного слова другим на основании сходства предметов, понятий). - В какие дни показан подъезд? Зачитайте.- Какой приём при этом описании использует Некрасов? Для чего? (Контраст. Сравнивая, показывает, кого и как принимают в этом доме) - Встретилось слово – прожектёры. Кто знает его определение?(Прожектёры –6. Работа над 2-й частью. Устное словесное рисование.- О чём в этой части узнаём?- Объясните слово «пилигрим».(Пилигрим - - Какими вы увидели крестьян? Зачитайте.- Что почувствовали, прочитав эти строки? (Жалость, сострадание, сочувствие)- Какие именно детали, слова, поведение крестьян вызвали у вас эти чувства?- Прочитайте последние строки этой части. Случайна ли фраза: «С непокрытыми шли головами…»?(Она свидетельствует об их рабской почтительности, покорности вельможе, готовности к унижению).
7. Работа с иллюстрацией Шмаринова.- Докажите, что эта иллюстрация написана именно к одной из частей стихотворения. К какой именно? - Какими видим крестьян на рисунке? можно ли по иллюстрации что-то сказать и о характере крестьян? - Совпадают ли позиции Некрасова и Шмаринова? В чём это сходство?(И Некрасова, и Шмаринова ужасает прежде всего крайняя степень нищеты, горя, униженности. Некрасов ничего не приукрашивает. Его изображение предельно правдиво и точно. Это мы замечаем и на рисунке Шмаринова).- Что особенного вы бы отметили в изображении лиц крестьян? Почему на иллюстрации мы не видим лиц крестьян, а само изображение условно, обобщенно?(Обобщенный образ всего русского крестьянства, русского люда. За ними уже вся Русь, за которую они представительствуют, от лица которой они явились).8. Работа по 3-й части.- Как возникает образ вельможи? Когда мы впервые с ним знакомимся? ( Ещё во 2-й части в точно найденном словечке - «наш», которое произносит швейцар)- НАШ – САМ- ХОЗЯИН. Хозяин чего? Кто он? - Для чего пришли к нему крестьяне? (За помощью)- Каким вы увидели вельможу? - Отчего автор не даёт герою умереть на Родине? (Потому что чиновник от неё далёк)
- Что об отношении автора к нему вы узнали? С помощью каких средств выразительности автор выражает свои чувства? (Сарказм, ирония, насмешка, метафора. Гнев, негодование Некрасова растёт в каждой строчке. Автор издевается и смеётсянад «героем».)9. Работа по 4-й части.- С чего начинается 4-я часть?- Какой видим жизнь русского народа? - Какое слово очень часто повторяется? Что это за художественный приём и почему им воспользовался автор?(Стонет. Анафора. С целью усилить эмоциональное впечатление от прочитанного.)- Какое настроение преобладает в этой части?(Жалость)- А усиливается оно к концу стих-я. Прочитайте эти строки.(Выдь на Волгу…)
- Звучит песня «Дубинушка», на экране слайды с репродукциями картин.- Как заканчиваются многие предложения в этой части?- Какие строчки, по-вашему, передают особую горечь поэта, боль и возмущение терпением и покорностью народа? - Только ли чувство жалости пронизывает стихотворение?
- Прочитаем последние строки стихотворения. (Автор пытается разбудить в людях их человеческое достоинство, уважение к себе, гордость)- Но в конце слышно и горестное неверие Некрасова в людское пробуждение, горечь поэта, боль и возмущение терпением народа и его рабской покорностью. - Какого же рода оказалось это стихотворение? Почему его напечатали сразу?
10. Д/З: подготовить выразительное чтение отрывка ст-я.
11. Итог урока: Творчество великого русского поэта Н.А.Некрасова было посвящено народу.Основной мотив и пафос некрасовской поэзии – жизнь угнетенного народа, его боль и страдания. Эта тема впервые прозвучала в литературе именно у Некрасова.