Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа


Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа
Цель: помочь учащимся выявить идею произведений, определить пафос стихотворений, особенности лирического героя.
 
 
Задачи:
1.Учить видеть в стихах поэта авторское отношение к проблеме,
2.Развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста.
3.Воспитывать чувство патриотизма, любовь к русскому народу, Отечеству, русской поэзии.
Ход урока
 
 
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил, и сердцем я спокоен…

Н.А. Некрасов
1. Инициация
2. Задание на дом
Рассказ о жизни и творчестве Алексея Толстого. Прочитать баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»
3.Проверка домашнего задания
1) беседа:
— На прошлом уроке вы познакомились с поэмой Н.А. Некрасова «Русские женщины».
— Почему это произведение можно считать поэмой? Вспомните, что характерно для жанра поэмы? (Вид лироэпического произведения: в ней есть сюжет, события, открытое выражение автором своих чувств)
— Почему поэма названа «Русские женщины»? (Главное для Некрасова – показать подвиг русской женщины.)
— С каким чувством написана поэма? Почему? (С чувством восхищения, гордости за героиню)
— Реальные или вымышленные лица — героини поэмы «Русские женщины»?
2)чтение и анализ нескольких характеристик героинь поэмы Некрасова «Русские женщины» 3) выразительное чтение отрывка наизусть
4. Формирование новых знаний, умений, убеждений
1. Слово учителя
Далеко не всегда мы знаем, как создавалось то или иное произведение, как возник творческий замысел. Благодаря воспоминаниям жены Некрасова, Авдотьи Яковлевны Панаевой, у нас есть возможность узнать, как появилось стихотворение «Размышление у парадного подъезда». Или поводом для написания стихотворения послужила сцена у подъезда государственных имуществ. У Некрасова возникло чувство гнева, сочувствие к крестьянам. «Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы». Он находился в состоянии хандры, ничего не писал, но, увидев, как прогоняют крестьян, через два часа написал стихотворение. Он увидел сцену несправедливого обращения с крестьянами и выразил свои чувства в стихотворении)
Историю создания его вы узнаете на страницах учебника.
  2.Выразительное чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
3. Элементы анализа текста стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
— Сколько частей в этом стихотворении?(6) Дайте названия каждой из сменяющих друг друга картин. (Запись в тетради)
-О чём данное стихотворение? (О царящей в мире несправедливости)
— Найдите в тексте стихотворения слова, в которых выражено авторское отношение к проблеме.
— Каким размером написано это стихотворение?(Анапест)
— Какие художественные приемы использует Некрасов?(Эпитеты, антитеза, олицетворение, повтор слов)
— Как поэт характеризует мужиков, пришедших просить помощь у вельмож??
  4. Словесное рисование
 — Какими вы представляете крестьян перед парадным подъездом?
— Устно опишите их портреты: внешний вид, позу «деревенских русских мужиков», их лица, используя лексику стихотворения.
— Можно ли по иллюстрации что-то сказать и о характере крестьян?
— Какое слово, на ваш взгляд, часто повторяется?(Стонет)
— Как называется такой художественный прием и почему им воспользовался автор?(Повтор слова)
— Газета «Правда» от 25 декабря 1912 года писала: «Он был певцом народа-пахаря … и видел Некрасов, как тяжела его жизнь, слышал, как стоном стелется его бесприютная тоска над нескончаемым простором лугов и полей». Согласны ли вы с данным мнением?
— Какие строчки, по вашему мнению, передают особую горечь поэта, боль и возмущение терпеньем и покорностью народа?
 5.Словарная работа
Задание: объясните значения слов— «прожектеры», «пилигрим», «идиллия». 
6. Слово учителя
При жизни поэта стихотворение «Вчерашний день часу в шестом…» не публиковалось. В 70-х годах Некрасов будто бы нашел лоскуток бумаги, исписанный карандашом и смог разобрать лишь два четверостишия. Он по памяти датировал свой текст 1848 годом. Получается, что перед нами отрывок, хотя выглядит он как оконченное, связное целое.
У этого крайне загадочного, как мы убедимся стихотворения нет названия, поэтому его называют по первой строке. Так что же случилось вчера в предвечерний час?
Послушайте это стихотворение. 
7. Выразительное чтение стихотворения «Вчерашний день…» учителем
  Вопросы:
— Какие чувства вызывает у вас стихотворение?
— Какова главная мысль стихотворения?
— Какова интонация стихотворения?
— Каков символический смысл образов стихотворения?
— Как различается лексика первой и второй строфы?
— Какое значение имеет прямое указание времени и места действия?
— Есть ли аналогия между образом крестьянки и иссеченной Музой поэта?
 8. Вывод:
  Н. А. Некрасов всю свою творческую жизнь писал о русском народе и для народа. Героями его произведений чаще всего были простые деревенские мужики , женщины-крестьянки и их дети.
Писал много. В часы поэтического творчества Некрасов как бы отгораживался от мира. «Я не писал к тебе,— говорит он в письме к Тургеневу (1856г.),— потому что работал. 24 дня ни о чем не думал я, кроме того, что писал…»
Не оставлял он свою Музу и в период тяжелой болезни, когда создавал «Последние песни»…
И перед самой смертью поэт еще раз еще раз вспомнит свою «кнутом иссеченную Музу». Это последняя, написанная умирающим строка….