Эссе «Рассуждение учителя начальных классов о профессии»
Время сжалось... Нарушилось его привычное течение...
Четыре года, как один день. Вот он: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте...». Широко распахнутые глаза, а в них счастье, восторг, и ожидание чуда! Маленькие люди пришли ко мне с полным, несомненным доверием.
Так мы впервые встречаемся. МЫ - я и мои ученики. И каждый из них - это особый мир, наполненный своими событиями, впечатлениями, переживаниями, небольшим, но собственным жизненным опытом.
Как трепетно и осторожно нужно вводить малышей в новую, сложную жизнь, расширять границы их представлений об окружающем мире, не нарушив его равновесия, сохранив чистоту души, не поселив в ней ни зависти, ни разочарования. Я ответственна за это...
Имея немалый педагогический опыт, знаю, что я и мой ученик - это две части целого, соединенные внешне прочной и надежной, при этом хрупкой связью, звенья которой сотканы из материи неосязаемой. И мне очень важно помнить об этом всегда, потому что острым и опасным может быть и слово, и далее взгляд. Им можно приласкать, согреть и ранить.
Работа педагога подобна лазерному лучу хирурга. Осторожно! Здесь чистая нежная, доверившаяся детская душа!
Для меня очень важно сохранить светлые, счастливые глаза детей и отраженное в них понимание и доверие.
Я - скульптор,
Моя мастерская - класс,
Щеки горят, и челки отброшены...
Десятки пар ушей и глаз уставились на меня сейчас - Будущие Эйнштейны и Ломоносовы
Как должен работать педагог, внося идеи и чувства, возвышающие человека, и, одновременно, ориентируя его в реальной действительности и прививая практические навыки? Как совместить в себе педагога-романтика и педагога-реалиста? Нельзя допустить, чтобы эти задачи оказались двумя конями, скачущими в разные стороны, о чем предупреждает Ш.А.Амоношвили.
Я представляю образ человека, который во многом сложится благодаря мне, его первой учительнице. Мне очень хочется, чтобы каждый мой ученик стал и настоящим человеком, и хорошим специалистом, чтобы каждый сумел стать счастливым, успешным, благополучным.
Как много для этого я должна сделать... Л.Н.Толстой был прав: «... нужно рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться...»
Но сначала нам нужно выстроить отношения, которые позволят достичь желаемого:
Язык, инструмент мой, лёгок и прост.
На ощупь слова подбирая, как сваи,
Сначала строю доверия мост,
На ударения не налегая.
Я знаю, что мне необходимо сформировать в детях ценностное отношение к миру, предъявить жизнь такой, какая она есть и какой может и должна быть.
Это возможно, потому что сама я верю в лучшее. Дети, доверяя, остро чувствуют правду. Как тяжело в мире, наполненном всеми человеческими поступками, не запутаться, не разочароваться. Чтобы сохранить чистоту детских сердец, я ищу в море событийном подтверждение моим убеждениям.
Время сжато. Последний урок. Это уже четвертый класс. Теперь я смотрю в глаза моих учеников. Сохранила ли я их веру в добро, научила ли оценивать правильно поступки людей, вручила ли способность защищать свой мир от зла и насилия? Очень хочу надеяться...
Мои выпускники работают по всей стране от Калининграда до Хабаровска. Многие имеют профессии творческие: Анна Соколова уже актриса прокопьевского драматического театра и заместитель директора, Татьяна Попова руководитель отдела московского рекламного агентства, Наталья Ножкина преподаватель медицинского института в Новосибирске. От Тахира Батаршинова получила ответ на мое поздравление: он награжден 30-го июня 2008 года губернатором Томской области медалью "Лучший студент 2008 года"
«... это и Ваша непосредственная заслуга, Вы привили мне стремление быть лучшим, а также добиваться того, чего я хочу!!! Теперь я просто добиваюсь того, чего хочу и заслуживаю того, чего я достоин, а старт мне дали Вы, мой самый первый и главный учитель, а теперь, надеюсь, и кроме всего прочего, очень хороший друг!»
Может быть, это и есть ответ на мои взгляды и убеждения...
Благодаря Интернету я сейчас общаюсь со многими моими выпускниками, мое сердце переполняет радость от того, что они в своей взрослой жизни откровенны со мной, искренни. Значит, смогла сохранить их веру в родство душ, чистоту отношений, доверие.
...А завтра, как в песне «все опять повторится сначала...» и я снова жду, волнуюсь, готовлюсь и надеюсь...
15