Урок по творчеству Н.Некрасова в 10-ом классе по русской литературе на тему «Народ в лирике Некрасова».10 класс
Урок по творчеству Н.Некрасова в 10-ом классе по русской литературе на тему «Народ в лирике Некрасова».
Учитель русского языка и литературы Делемарская Валентина Георгиевна,
I дидактическая степень, Молдова, Кишинёв, лицей им.М.Коцюбинского.
Тема: Народ в лирике Некрасова.
Вид урока: Продолжение изучения творчества.
На уроке будут подняты вопросы: 1.Какое место в разные годы занимают стихи о народе среди всех, что написал поэт?
2.Что удалось ему сказать о русском народе?
3. Почему вообще Некрасов оказался так прочно связан с этой темой, остался
ей верен на всю жизнь?
4. Как творчество великого писателя нашло свой отклик в искусстве
песенного и живописного жанров?
Цели: - Помочь учащимся понять подвиг поэта, того трудного и уникального в
своём роде пути к познанию души и сердца народа, на который он встал в
самом начале поэтического творчества, к которому ощущал своё
предназначение, был неизменно предан?
- Развить навыки анализа стихотворений, которые глубоко отражают
тяжёлую судьбу народа.
- Найти общую тему, объединяющую весь цикл стихов о народе.
Оборудование: Хронологические таблицы, картины художников, музыкальное оформление, рефераты.
Намеченные цели:
Виды и формы работ
Учебная ситуация
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Оценивание
1.Орг. момент
2.Презентация темы
А) чтение эпиграфа
- таблица, вводная беседа.
Эпиграф – краткое изречение (пословица, цитата),
помещённое перед текстом для понимания главной мысли.
Б) Постановка целей урока:
Мы сегодня попробуем показать, каким непростым был процесс освоения Некрасовым народной темы, и дать этому объяснения.
Работа по плану, расписанному на доске.
Попытаемся связать творчество Некрасова с различными жанрами в искусстве.
Найдём общую тему, объединяющую весь цикл стихов о народе.
Монологическая речь
Повторение теории литературы
Информационная
Постановка конкретных целей
1-ая учебная ситуация
1.1
1.2.
1.3
Приветствие гостей
Зачитывает эпиграф:
«Это было раненое сердце, раз и на всю жизнь, не закрывшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей странной до мучения, любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетёт нашу русскую женщину, нашего ребёнка в русской семье, нашего простолюдина в горькой так часто доле его»
Ф.М.Достоевский.
Учитель настраивает класс и гостей на урок.
Итак:
В какой хронологической последовательности создавались стихи о народе? Почему этот процесс был прерывистым и медленным?
Каковы истоки народности в творчестве писателя?
Учащиеся настраиваются на урок
Оформление доски:
1845 1846 гг.- «В дороге», «Огородник», «Тройка».
1854 1856гг..- «В деревне», «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Школьник», «Влас».
1858г.- «Размышление у парадного подъезда».
1860г.-«Деревенские новости», «На псарне», «Знахарка», «На Волге».
Рассматривают таблицу.
Вникают в содержание эпиграфа.
Организованность начала урока
Оформление тетради: запись
Темы, ключевого слова эпиграфа.
Понимание с первого предъявления поставленных задач
2. Рассмотрение представленного материала:
А) проверка домашнего задания:
1.Сообщения.
2.Анализ стихотворений.
3.Защита «двучастного дневника».
Работа по таблице:
1.Что я знаю.
2. Что хочу узнать?
3.Что нового узнал?
2- ая учебная ситуация
2.1
2.2 (смотри вкладыш:
2-ая учебная ситуация).
Учитель работает с уч-ся по заготовленной таблице, предлагается начать разговор по изучению сегодняшней темы.
Учащиеся активно освещают рубрику:
Что я знаю.
Что хочу узнать?
Что нового узнал после изучения темы?
А) Начало творческого пути, зарождение любви к простым русским людям.
Б) Кратко и чётко вводят класс в изученный ранее материал, делают экскурс в подготовленный дома материал.
Доступность изложенного материала. Его сжатое и лаконичное освещение.
3.Анализ стихотворений
«Несжатая полоса»
«Школьник»
Иллюстративный метод
Аналитический метод
Сопоставительный метод
3 –ая ситуация
3.1
3.2
Учитель плавно ведёт урок, связывая все этапы урока.
Учащиеся работают по заготовленной таблице, рассказывают наизусть
Выразительное чтение, выборочное освещение материала.
4.Анализ стихотворения «В дороге»
Выступление аппонентов
Обратить внимание на такие вопросы:
Какие голоса звучат в стихотворении?
Можно ли представить
обстоятельства разговора и внешний
вид собеседника?
С каким чувством
завершает ямщик эту часть рассказа о жене, сообщая
историю её
возвращения в село?
Критическое мышление.
Вопрос.
Точка зрения.
Диспут.
Инсценирование
с познанием.
Теория литературы:
«ролевая лирика»
Работа с таблицей.
Пространственная запись.
Синтез знаний.
Исследовательский метод.
4- ая учебная ситуация
4.1
4.2
4.3
Почему стихотворение «В дороге» Некрасов ценил так высоко, что в сборнике 1856 года поставил его первым в разделе лирики о народе?
Почему этот процесс был мучительным и медленным?
Путь Некрасова к поэзии о народе не был лёгким. Поэта ожидали и успехи , и трудные годы молчания, когда тема не шла(достаточно посмотреть на хронологическую таблицу).
Сколько часов мучительных исканий. Ведь представить, что Некрасов после похвалы Белинского в адрес стихотворения «В дороге» («Да вы поэт, и поэт истинный») мог спокойно оставить тему. Оказалось это невозможно.
Конечно, общественные обстоятельства были неблагоприятными, цензура не пропускала самые безобидные стихи. Но это не могло бы остановить поэта.
Очевидно, слишком сложна была тема и по содержанию и по форме, и и по стилю. Всё надо было открывать. Некрасов пройдёт этот путь, исполнит долг, добровольно на себя взятый. Но сколько сил ему потребуется сил.
Ученик: Обратимся к содержанию стихотворения: Учащиеся инсценируют стихотворение "В дороге" (прилагается)
Предлагают работу по таблице (прилагается)
1845 1846 гг.- «В дороге», «Огородник», «Тройка».
1854 1856гг..- «В деревне», «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Школьник», «Влас».
1858г.- «Размышление у парадного подъезда».
1860г.-«Деревенские новости», «На псарне», «Знахарка», «На Волге».
Ученица:
Рассказывает сообщение «В мастерской поэта».
Жена брата поэта вспоминает о его работе так: «Николай Алексеевич обыкновенно в часы вдохновенья ходил по комнате, и мысль его работала; по времени он подходил к конторке и писал.
Стихи Некрасова слагались легко. В часы творческих приливов они как бы текли с плавным потоком. «Я не писал тебе, - говорит он в письме Тургеневу (1856 г.)- потому что работал.
Умение вжиться
в образ ямщика,
передать боль и
печаль
произведения
Некрасова
Защитить
таблицу,
показать
полные знания
по теме.
Актерское
мастерство
5.Анализ стихотворения"Размышления у
парадного подъезда" Работают оппоненты по теме.
Учитель является
связующим звеном.
Прочитать отрывки из стихотворения: «Размышление у парадного подъезда».
Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков.
Выстроить образный ряд описания вельможи
Какова основная тема
концовки?
Характеристика
образов.
Ромашка
Блюма
Работа с
проблемными
вопросами
Характеристика образов.
Ромашка Блюма.
Работа с проблемными
вопросами.
Работа с источником.
Чтение наизусть
Анализ
сравнения
Поисковая работа
5-я учебная ситуация.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
Слово учителя: Возникает другойобобщенный образ родной земли,куда входят поля и дороги,крестьянские избы и тюрьмы,железные цепи и роскошныеподъезды владык мира, угнетателейнарода. Несовместимые понятия ещебольше заостряют мысль осоциальных контрастах.
Вместе с учителем развивают вопрос. Соответствует ли определение «этот пышный подъезд» содержанию следующих строк?
Наблюдение над текстом доказывает, что «пышный подъезд» оказывается в таком ряду, как: убогие лица, старик, вдовица, просители плачут, осаждают убогие лица».
ВЫВОД: Таким образом мы узнали, что существовал обычай по которому в праздничные дни в домах крупных чиновников выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, не допускавшиеся к хозяину лично.
Парадный подъезд превращался в подъезд подхалимства, т.е. видим, что весь город в какой – то зависимости.
Мужики:
Вывод: Возникает образ России, трагический, молчаливый и цельный.
Вельможа:
Вывод: В конце стихотворения возникает образ родной земли («Родная земля») – песня. Подобная стону.
Но не песней – стоном заканчивается стихотворение, в вопросом, обращённым к народу. Главным размышлением о судьбе России: «Ты проснёшься ль, исполненный сил?»- делается вывод.
Учащийся:
Были рассмотрены вопросы и
задания.
1.Проследить по тексту развитие
темы
"парадного подъезда"
в торжественные дни
(это- холопский недуг.
с испугом, как болезнь.
Употребление автором сарказма (ирония, усмешка)
в определении
"призванье целого города")
2.Соответствуетлиопределение".
..парадный подъезд"
содержанию первых трок
стихотворения. Учащиеся
убеждаются, что
содержание контрастирует с определением
3.Проследить по тексту
развитие
темы «парадного
подъезда» в будни
т.е.образ торжественногоподъезда мнимый,
неправильный.
Это: уважаемые, деревенские люди, «помолились» и «стали вдали», «некрасивы на взгляд», «пилигримы», «крест на шее и кровь на ногах», «суди его Бог».
«Наш не любит оборванной черни»
(По это реплике мы видим)
Умение донести
материал до
окружающих.
Выделение
главного по
теме.
Насколько прошло
Взаимообучение
Подбор дополнительного материала по теме.
Умение донести материал до окружающих.
Выделение главного по теме.
Насколько прошло взаимообучение учащихся.
Подбор дополнительного материала к теме.
Умение охарактеризовать персонажи.
Выразительное чтение наизусть.
Выводы по теме
6.
Работают оппоненты по теме
Цель: Ответить на вопросы .
О ком написано это стихотворение?
Какова была судьба крепостной крестьянской девушки?
Как описана жизнь крестьянки после замужества?
Как относится автор к своей героине?
"Некрасов и музыка"
Исполняется песня
На стихотворение «Тройка»
Показать связь с народным творчеством
Работа в группе
Работа с
проблемной
ситуацией
Метод сравнения
Метод анализа
Эвристический
метод.
Взаимообучение.
6- ая учебная ситуация
6.1
6.2
6.3
Слова учителя: В стихотворении «В дороге» берет начало тема, ставшая для Некрасова чрезвычайно важной -доля русской женщины
Учитель предлагает вспомнить произведения уже изученные в программе, где упоминается тяжелая судьба женщины
а) «Евгений Онегин» - Пушкина.Судьба няни Татьяны Лариной «Иполно, Таня, в наши леты
Я не слыхала про любовь
А то б сжила меня со свету Моя покойница свекровь
б) Образ Дуни из «Станционногосмотрителя»
Песенные мотивы очень глубоко вошли в лирику поэта.
Ученица: Наша группа
подготовила анализ
стихотворения,
написанного в 1846 году
"Тройка"
Исполняется песня
ученицей и часть
стихотворения читается
наизусть.
Мы подготовили ответы
на следующие вопросы:
(анализ стихотворения)
Ученики представляют карту анализа стихотворения(обращается внимание нахудожественныесредства языка) оппонент представляет свое исследование
по этому вопросу
Оппонент представляет своё исследование по этому вопросу.
Художественное
исполнение
песни
Полный анализ стихотворения
Поощряетсясвязь с изученными темами.
Дополнительный материал по творчеству поэта очень удачно представлен
Несморя на
трудность в
подборе материала, оценить план и сообщение
7.Рассказать:
Художники о кре-
постном праве.
Доп.материал
К картине К.Савицкого «Ремонтные работы на
Железной дороге».
Пейзаж в живописи, как и в литературе используется и в целях раскрытия идейного содержания произведения.
Чтение «Железная дорога» Н..Некрасова обычно сопровождается разбором картины К.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге».
При этом, естественно, внимание учеников останавливается на роли пейзажа как в стихотворении, так и в картине.
Делается вывод: Савицкий говорит о тяжести труда.
Иллюстрированный метод
Поисковый метод
Взаимообучение
Синквейн по этому виду работы
Метод открытия
7-ая учебная ситуация
7.1
7.2
7.3
Учитель предлагает обратить взгляд уч-ся к живописи, так как она является связующим звеном
Перов «Тройка», «Проводы покойника», «Чаепитие в Мытищах»
Богданов-Бельский «У дверей школы»
«Неравный брак»
«Сватовство майора»
Репин «Бурлаки на Волге» (представление о тяжелом труде в крепостной России
«0 Волга - колыбель моя, любил ли кто тебя как я»..
Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой, которой он потом посвятил столько восторженных и нежных стихов «Благословенная река, кормилица народа!, - говорил он о ней. Но здесь, на этой «благословенной реке» - ему довелось испытать первое глубокое горе. Он бродил по берегу в жаркую пору и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, почти пригнувшись головой к ногам, обвитым бечевой. Они стонали от
Изнурительной, невыносимо тяжёлой работы. Потрясённый, испуганный мальчик долго бежал вслед за ними. Когда они расположились на отдых, он приблизился к костру. До него донеслись слова – больной, замученный непосильным трудом человек, говорил товарищам, что опостылела ему эта невыносимая жизнь, что «кабы к утру умереть, так лучше было бы ещё».
Его слова взволновали Некрасова до слёз.
«О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял на берегу родной реки,
И в первый раз её назвал рекою рабства и тоски»
Художники борцы заправа крестьян и т.д.Уч-ся следующей
группы проводят
презентацию картин
художников
Учащиеся следующей группы проводят презентацию картин художников.
Рассказывают отрывки стихотворений наизусть.
Оценивается поисковый, исследовательский, так как иллюстративный материал подобрать довольно сложно.
Выразительное чтение наизусть.
8.Знакомство с творчеством В.Перова.
Иллюстративный метод.
Эвристический метод.
Фоновые знания.
8-ая учебная ситуация.
8.1
8.2
Предлагает учащимся продолжить тему, опираясь на подготовленный материал о детях, тяжёлой крестьянской доле:
«Проводы покойника».
Всё в ней удивительно просто. Д.В.Григорович писал : «Перед нами сани с женщиной и детьми; видна только спина женщины. Как сделал художник, мы незнаем: это тайна его высокого таланта, но глядя на одну только спину. Сердце сжимается. Хочется плакать».
Картина Перова очень созвучна Некрасовской поэме «Мороз Красный нос».
2.«Тройка».
В начале художник написал только двух детей, а вот третьего никак не мог найти. Однажды он увидел женщину – крестьянку с мальчиком и попросил разрешение написать портрет сына. Она согласилась. Перов писал горячо, быстро. Мать рассказала, как похоронила мужа, детей. Остался у неё только сын Васенька.
Печален был её рассказ. И эту страшную правду о жизни бедных людей говорил своими картинами художник – реалист В.Г.Перов.
Прошло время.
Однажды к Перову пришла бедная женщина. Это была мать Васи. Она рассказала, что её сын умер. Теперь она всё продала, чтобы купить картину, где был нарисован её сынок.
Ученица рассказывает о картине В.Перова «Тройка».
Великий русский художник В.Г.Перов очень любил детей. Особенно его волновала жизнь деревенских детей, которых родители посылали в город в «ученье».Невыносимо тяжёлыми были для бедных тружеников годы такого «учения».
Зима. Трое детей везут на салазках огромную бочку с водой. Холодный ветер рвёт их одежду, треплет волосы.
Средний мальчик постарше. Ему 12 лет. Курносое, с мелкими веснушками на носу лицо мальчика бледное и грустное. От напряжения он приоткрыл рот. На нём рваный. С чужого плеча тулупчик, старенький картуз, дырявые сапоги. Резкий ветер срывает с шеи платок, надетый вместо шарфа. Верёвка врезается в плечи мальчика. В глазах боль и отчаяние.
Перов повёл женщину в галерею Третьякова. Она обвела взглядом стены и вдруг стремительно бросилась к картине «Тройка», вскрикнула и без сил опустилась на пол. Художник вышел из зала. Через два часа он воротился. Женщина низко поднялась, низко поклонилась картине. В глазах её были слёзы благодарности человеку, который своим чудесным искусством сохранил для неё образ сына. Перов обещал матери написать портрет Васи. В том же году портрет был послан в глухую рязанскую деревню.
9.Следуя целям урока, заканчивая обзор по книге стихов -1865 года.
Теория литературы.
Эпиграф.
Согласно определению-
Это краткое изречение (пословицы, цитата) помещённой автором перед произведением, чтобы глубже понять основную мысль.
Сравнение
Анализ
Расследование
Работа с источником
Поисковый метод.
Теория литературы
Историческая справка
Двучастный дневник
Иллюстративный метод
9 –ая учебная ситуация
9.1
Слово учителя:
Наблюдение за жизненными периодами, когда в такой напряжённой борьбе и с цензурой и с критическими суждениями писателей Некрасов был в постоянной тревоге за судьбу крестьян.
Ученица защищает двучастный дневник.
В день большого манифеста об отмене крепостного права Некрасов был крайне подавлен «Да разве это настоящая воля! Нет - это чистый обман, издевательство над крестьянами». Пройдут годы, и Некрасов вновь обратится к теме тяжёлой жизни крестьян. Его постоянно будет мучить вопрос;
«Народ освобождён, но счастлив ли народ?».
Полнота и доступность подготовленного материала.
Актуальность темы.
Хорошо подобранный иллюстративный материал.
10. Закончить темой:
1.Подвиг поэта.
4.Дорога – как единое целое, объединяющее всё его творчество.
Последняя цель урока.
Синквейн по теме.
Стержневой метод.
Синквейн.
Обобщение.
10 –ая учебная ситуация.
10.1
Слово учителя:
Бесконечная тянется дорога и на ней
вслед промчавшейся тройке с тоской
глядит красивая девушка
придорожный цветок, который
сомнется под тяжелым грубым
колесом.
Стихотворением «В дороге»
Некрасов начал свой творческий
путь.
Сельцо Трешнево стоит на низовой
дороге, называемой Сибиркой, она
же и Владимирка, барский дом
выходит на самую дорогу и все, что
по ней шло и ехало, было ведомо,
начиная с почтовых троек и кончая
арестантами, закованными в цепи, в
сопровождении конвойных, было
постоянной пищей детского
любопытства поэта.
Учащиеся говорят. Что Ф.Достоевский правильно сказал. что «Только раненое Сердце могло так чувствовать и так болеть за русский народ».
Ученики согласны с содержанием его творчества.
Да это дорога и составляет основную тему его творчества. Учащиеся составляют синквейн.
Дорога – судьба
Нелёгкая, коварная.
Губит судьбы женщин.
Доля. Рок.
(могу различные варианты)
Умение делать выводы по теме.
Знание этого вида работы.
Домашнее задание.
Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо».
Таблица к 3 учебной ситуации
Название стихотворения
Краткое содержание, тема сссссссссссстииистихотворениястихотворения
Его рассказ, его чувства
Где могла быть услышана история
Отношение
слушателя
(буквально передать)
«В дороге»
Рассказ ямщика охватывает 10 лет.
Видна смена чувств и настроений рассказчика по мере того, как он вспоминает свою жизнь, «сокрушила злодейка-жена», «сокрушить» - принести боль, страдания, разрушить жизнь. Ямщик в первые два раза называет ее ласково по имени «сиротинкой». И сочувствует и горюет, понимает, что ей тяжело. Он не обижал, нет, он старался помочь. «Видит Бог не томил я ее безустанной работой Одевал и кормил, без пути не бранил. Уважал, тоисть вот как с охотой.»
Разговор идет где-то в дороге, не в городе (ямщицкая карета, предназначалась для дальних почтовых, грузовых и пассажирских перевозок
Реплика «седока». Впрямую ничего о барине не сообщает. Можно
предположить, что в поездке он не в первый раз: «облачный день барин готов слушать песни ямщиков. Они могут помочь развеять собственное плохое настроение
Ученица защищает двучастный дневник.
В день большого манифеста об отмене крепостного прав Некрасов был крайне подавлен «Да разве это настоящая воля! Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Пройдут годы, и Некрасов вновь обратится к теме тяжёлой жизни крестьян. Его постоянно будет мучить вопрос;
«Народ освобождён, но счастлив ли народ?» Некрасов выдвигает очень смелые предложения, что такой народ, который вынес нечеловеческие муки каторжного труда, способен подняться на решительную и выстоять в ней.
В «железной дороге», одним из самых ярких произведений 60-ых годов Некрасов сильнее и полнее, чем во всех написанных ранее стихотворениях, дал почувствовать, и до конца осознать какай страшной трагедией обернулось для безземельного крестьянина «освобождение», и какой жесточайшей эксплуатации подверглось оно буржуазными предпринимателями при поддержке высших властей.
К.Чуковский писал: «Считается установленным, будто в этой поэме Некрасов изображает строительство Петербургско – Московской железной дороги, происходившем между 1842 – 1851 годами. А так как начальником строительства был в то время один из приближённых царя Николая, известный своими жестокостями граф Клеймихель, в литературе о Некрасове давно утвердилось, будто поэт отличает то бесчеловечное обращение к крестьянам, которым запятнал себя этот царский слуга.
Сам Некрасов указал его имя в эпиграфе к «Железной дороге». Но если внимательно вникнуть в содержание поэмы главное, если взять во внимание историческую обстановку, невозможно не прийти к убеждению, что традиционное истолкование является слишком узким. Отметим, что в 1865 году, когда поэма появилась в печати, разоблачение жестоких порядков, господствовавших в сороковые годы, во времена Клеймихеля, давно уже утратило свою актуальность. Прошло уже много лет, и этот отставной генерал не мог быть мишенью, тем более что новый царь Александр 2 начал своё правление с того, что, едва взойдя на престол, тем начал своё «Доброе» правление, что отнял у Клеймихеля права называться строителем дороги. Так ещё в 1855 году за десять лет до напечатания поэмы Некрасовым новым царём был издан специальный указ – переименовать. Санкт - Перербургскую – Московскую дорогу (так она называлась) в Николаевскую в честь только что скончавшегося Николая 1. За 10 лет люди привыкли называть эту дорогу Николаевской, и когда появилось в печати произведение, все поняли, что Клеймихель есть только заслон для цензуры и что на самом деле здесь должно бать названо другое имя.
( зачитываются отрывки).
Возвращаясь к эпиграфу, предложенному в начале всей темы, делаем вывод о том, что писать в то далёкое время писателю было очень трудно. Цензор Ф.П.Еленев заявил в Комитет по поводу эпиграфа: «Хотя прямой смысл этого эпиграфа в связи со стихотворением не заключает в себе оскорбления для бывшего управляющего путям сообщения (т.е. Клеймихеля), но некоторые могут видеть здесь другой, скрытый смысл. т.е. догадываются что, как это часто бывало. Некрасов применил здесь «Эзопов язык», при помощи которого и довёл до читателя своего потаённую мысль».
И при Николае 2 отменил крепостное право, таким образом, Некрасов показал, что к каким последствиям приводят мирные реформы, на какую кабалу обрекли народ. В жизни крестьянина, ныне свободного бедность, невежество, мрак.
15