Выступление на педсовете на тему Преемственность в достижении образовательных результатов обучающихся 5х классов по предмету математика при переходе из начальной школы в основную (Из опыта работы)


Преемственность в достижении образовательных результатов обучающихся 5х классов по предмету математика при переходе из начальной школы в основную (из опыта работы)2015/2016 учебный год является особенным для учащихся пятых классов. Ведь именно с 1 сентября в основной школе началось постепенное внедрение Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Изучив предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования, можно сделать вывод, что прослеживается четкая преемственность требований к этим результатам, а именно:
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2)овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; 2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
3)приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 3) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
4)умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные 4) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;Сравним результаты учащихся за год в 4 классе и 1 четверти в 5 классе.
«5» «4» «3» «2» УспеваемостьКачество знаний СОУ
4 – А, год 6 13 6 0 100 % 76 % 65 %
5 – А, 1 четв. 2 12 8 0 100 % 64 % (-12%) 56 % (- 9%)
4 – Б, год 9 14 2 0 100 % 92 % 75 %
5 – Б, 1 четв. 5 17 2 1 96 % (- 4%) 88 % (- 4 %) 67 % (- 8%)
4 – В, год 4 12 7 0 100 % 70 % 62 %
5 – В, 1 четв. 2 12 12 0 100 % 54 % (-16%) 52 % (- 10%)
4 классы, год 19 39 15 0 100 % 79 % 68 %
5 классы, 1 четв. 9 41 22 1 99 % 68 % (-11%) 59 % (-9%)

Видим, что произошло некоторое снижение результатов обучения.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Условия, которые изменились, предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у детей определенных знаний, действий, навыков.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, невнимательностью и недисциплинированностью на уроках, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
В течение адаптационного периода (I-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», что проявляется в новой личностной позиции.
Необходимо, чтобы школьники правильно понимали термины, применяемые учителем, и встречающиеся в текстах учебников. Сейчас много специальных школьных словарей, поэтому необходимо научить детей ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала. С целью преодоления этих трудностей проводится работа «Мой справочник - помощник». Ученики индивидуально прорабатывают теоретический материал дома, создавая рукописный справочник.
Успешность самореализации подростков тесно связана с микроклиматом в коллективе. Важно, чтобы учителя - предметники создавали ситуации, которые бы позволяли ученику проявлять инициативу, иметь право на ошибку, на собственное мнение, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы, выбора, создавать демократическую, неавторитарную атмосферу обучения.
Для создания таких ситуаций в начале урока использую прием «Раскрутка формулировка темы». На доске записывается тема урока и ученикам предлагается вчитаться и высказать свои мысли. Обсуждение строится по принципу ученик - учитель, ученик - ученик. В результате это позволяет, во-первых, воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи; во-вторых, перед ними встает проблема, которую нужно решить на уроке, что позволяет воспитывать критическое мышление, ответственность, волевые качества; в-третьих, происходит воспитание уверенности в своих силах; в-четвертых, эти несколько минут соображений вслух, мотивируют дальнейшую деятельность учащихся на уроке, создают рабочее настроение, способствуют развитию мотивационной сферы, учащиеся активно включаются в обсуждение, они не боятся выражать свои мысли вслух. Поскольку при использовании этого приема на поверхность выходят понятия, с которыми ученики уже встречались, то активное участие в обсуждении принимают не только «сильные», но и «слабые» ученики, позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализуется нравственное воспитание. На уроках стараюсь реализовывать дидактические игры: «Найди ошибку», «Кто первым покорит вершину», «Не подведи свою команду». Целью этих игр является, кроме усвоения учебного материала, умений и навыков, еще и предоставление ученику возможности самоопределения, участия в совместной деятельности, развития творческих способностей, способствуют емоциональному восприятию содержания обучения и тому подобное.
С целью обеспечения педагогической преемственности подготовку к работе в 5-м классе учителя-предметники, и я в том числе, начинают заранее. В прошлом учебном году было организовано посещение уроков, воспитательных мероприятий учеников-четвероклассников. При этом учителя обращают внимание на особенности общения детей, атмосферу урока, уровень подготовленности и самостоятельности учащихся.
Недопустимо перегрузки учащихся лишними по объему домашними заданиями, их необходимо дозировать с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста. С целью учетов этих требований реализую систему дифференцированных домашних заданий по выбору. Также тщательно слежу за темпом урока, ведь высокий темп мешает многим детям усваивать учебный материал.
В первые две недели обучения выставление оценок имело выборочный характер, негативные отметки не выставлялись, а применялась словесная характеристика знаний, умений и навыков учащихся. И в дальнейшем стараюсь не создавать психотравмирующие ситуации при выставлении оценок за самостоятельные и контрольные работы. При выставлении оценки стараюсь учитывать личные качества и достижения каждого ученика. Использую систему поощрений , а именно: положительные записи в дневнике и в тетради, устные положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т.д.).
Сохранение и укрепление физического здоровья учащихся постоянно должны быть в центре внимания каждого учителя. Для профилактики утомляемости, нарушения телосложения, зрения учеников на уроках систематически проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
С целью овладения учащимися основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, формирования умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией провожу рефлексию на начало и конец урока с помощью сигнальных карточек.
Хотелось бы обратить внимание учителей учащихся нынешних 4 классов на следующие моменты:
знание правил порядка выполнения действий ( в т.ч. и в выражениях со скобками);
знание алгоритма письменного умножения и деления многозначных чисел;
недостаточно грамотная математическая речь учащихся;
недостаточная техника чтения (имеется в виду – математических текстов, условий задач), проблемы в понимании текста учащимися у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его;
знание компонентов арифметических действий;
формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения.
Учитель математики Дубинская Н. А.