Целевая комплексная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Дом, в котором я живу»




Целевая комплексная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
«Дом, в котором я живу»











Составила: Мельникова Татьяна
Анатольевна, учитель начальных
классов ГБОУ СОШ №9 г.Кинеля
Самарской области









Незыблемая основа нравственного убеждения
Закладывается в детстве и раннем отрочестве,
Когда добро и зло, честь и бесчестие, справедливость
И несправедливость доступны пониманию ребенка
Лишь при условии яркой наглядности, очевидности
Морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.
В.А. Сухомлинский

Введение

Нормативно-правовой и методологической основой целевой комплексной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Дом, в котором я живу» являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программа «Формирование гражданской ответственности и нравственных устоев учащихся через диалог культур в образовательном процессе», разработанная на основе курса «Диалог культур народов мира» авт. И.А.Полушкина, В.Н. Михелькевича, В.И. Ионесова.

Актуальность программы

Происходящие в наше время изменения в социально-экономической, политической сферах Российского государства не могли не сказаться на процессе воспитания молодого поколения. В нашем обществе на протяжении длительного времени прослеживаются тенденции значительного ослабления восприятия в сознании у молодежи таких ценностей, как культурно-духовные, нравственно-гуманистические, общественно-гражданские, интеллектуально-образовательные, общечеловеческие и т.д.
Приоритетной областью образования становится воспитание. В документах и материалах приоритетного национального проекта «Образование» отмечается необходимость улучшения воспитательной работы с детьми и молодежью, важность создания всех необходимых условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности.
Перед педагогами школ встает вопрос не только о современном понимании сущности воспитания, но и о формировании мультикультурных компетенций (жить в многокультурном обществе), информационных (умение работать с информацией, способности критического суждения), коммуникативных (владение устной и письменной коммуникациями).
Одной из центральных задач современной школы является формирование у обучающихся культуры диалога, этим обуславливается программа.


1.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы

Способствовать формированию у обучающихся начальной школы нравственных устоев, гражданской ответственности и толерантности на основе знаний, диалога и сопоставления культур своей семьи, своего народа, своей страны с культурными достижениями народов других регионов, стран и континентов; воспитанию ценностного отношения к окружающей среде; поддержке становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Задачи:

- расширение культурного кругозора школьников, активизация и развитие их познавательных способностей;
- приобщение обучающихся к непреходящим ценностям человеческой культуры;
- формирование способности к духовному развитию
- развитие и формирование у школьников нравственных представлений и устоев;
- формирование у обучающихся толерантного сознания, межличностных толерантных отношений;
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- приобщение обучающихся к поисково - творческой деятельности;
- развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.

1.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования .
Принцип следования нравственному примеру;
Принцип диалогического общения;
Принцип системно-деятельностной организации воспитания;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе;
принцип индивидуальности;
принцип развития;
принцип творчества и успеха;
принцип поддержки и доверия;
принцип ответственности;
принцип общения (умение говорить, слушать, понимать).

1.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
любовь к образовательному учреждению, городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование предствалений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников.


1.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального
общего образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и
образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

1.6. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающих ся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.

1.7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
обучающихся
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения.
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.

1.8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
личный опыт участия в экологических проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование предствалений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные универсальные учебные действия.
1. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:
идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
различать основные нравственно-этические понятия;
соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
исследовать собственные нестандартные способы решения;
преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в диалоге и строить монологические высказывания:
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
различать особенности диалогической и монологической речи;
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
Личностные результаты:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять проектную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
формировать отношения друг к другу, как к целостной группе - «класс»;
называть одноклассников по именам;
применять правила поведения в школе;
формировать представления о том, как у разных народов появились одни и те же вещи;
формировать представления о культурных ценностях нашего народа и народов других стран.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.


Сроки и этапы реализации программы
1 этап – 1 кл. (2010-2011 уч. год)
Системный проект «Наш Дом – дом знаний, игр и забав».
Цель проекта: показать ребенку, первокласснику, что Школа – это Дом, в котором он постигает культуру и входит в мир знаний через детские игры и забавы, детский фольклор, экскурсии в прошлое окружающих его вещей.
2 этап – 2 кл. (2011-2012 уч. год)
Системный проект «Тайны нашего Дома»
Цель проекта: сформировать у обучающихся представление о культурном разнообразии через постижение тайн своего Дома, своей семьи, своей фамилии, путем знакомства со строением жилища, домашней утварью, одеждой, праздниками.
3 этап – 3 кл. (2012-2013 уч. год)
Системный проект «Наш Дом – Самара, Поволжье».
Цель проекта: ознакомить обучающихся с разнообразием культур славян и народов, проживающих в Самаре и Поволжье, с их обычаями, традициями, мифами, с национальными праздниками.
4 этап – 4 кл. (2013-2014 уч. год)
Системный проект «Наш Дом – частица мира».
Цель проекта: знакомство обучающихся с разнообразием культур народов мира, с их национальными традициями и обычаями, играми, костюмами, сокровищами литературы и искусства.
Программа «Дом, в котором я живу»


Деятельность
Знания, умения


1 класс.
Системный проект
«Наш Дом – дом знаний, игр и забав».

Здравствуй, школа!

Правила школьной жизни. Школьник и дошкольник.
Учимся работать дружно
Мы – хорошие друзья

Детский фольклор

Считалки
Дразнилки, мирилки, молчанки.
Заклички, приговорки.
Потешки, прибаутки, небылицы-перевертыши.
«Час потехи».

История знакомых слов.

Школьные слова.
В мире животных.
В мире растений.

Кое-что из нашего гардероба.

Экскурсия в прошлое вещей.

Путешествие в прошлое куклы.
Посуда рассказывает о своем рождении.
Путешествие в прошлое карандаша и ручки.
Путешествие в прошлое книги.
«Из прошлого в будущее».



Игровой калейдоскоп.

Русские народные игры.
Игры народов Поволжья.
Народные игры разных стран.

«Играем вместе».



Ожидаемые результаты:

- расширение культурного кругозора;
- повышение уровня мультикультурных знаний обучающихся и навыков их использования в учебном процессе, в общении;
- повышение уровня гражданской ответственности обучающихся за поведение, за выполнение простейших общественных поручений;
- повышение уровня познавательной активности обучающихся, приобщение к поисковой деятельности.

2 класс
Системный проект «Тайны нашего Дома».


Деятельность
Знания, умения

Устное народное творчество

Старинная пословица не мимо молвится

Загадка

Сказки о животных

Дорожи своим именем

Имя и его значение
История моего имени
Имена народов мира.
История моей семьи


Тайна народных игр

История народных игр
Игры народов других стран
Разучиваем старинные детские игры (практическое занятие)
Дом, дом, открой свою тайну

Крестьянская изба. Подворье

Строительство дома. Обычаи при строительстве.
Домашняя утварь.

Первые города

Весенние праздники

Особенности весенних праздников
Масленица
Благовещение
Пасха
Особенности народных праздников в других странах

Тайны народной игрушки

История игрушки. Соломенная игрушка.
Тряпичные куклы (практическое занятие)
Обрядовая игрушка.
Народные промыслы:
дымковская,
филимоновская,
каргапольская,
тульская игрушки
Куклы-иностранки
Ярмарка кукол

Тайна народного костюма

Понятие народного костюма

Костюм разных стран и народов.
уметь объяснить смысл пословиц
знать происхождение загадок, уметь самостоятельно составлять загадки
уметь выделить тему сказки, ее главную мысль

знать происхождение своего имени
в связи с чем появились отчества и фамилии
знать как составлять родословное дерево

знать как появились народные игры
уметь организовать1-2 народные игры

знать основные элементы крестьянской избы
знать традиции при строительстве избы
как строились первые города



знать как появились праздники
знать названия весенних праздников, их характерные особенности



знать как появились первые игрушки

уметь узнавать игрушки различных народных промыслов
понимать роль игрушки в народных обрядах

знать основные элементы русского народного костюма
уметь находить сходство и отличие костюмов разных народов


Ожидаемые результаты:
- расширение культурного кругозора обучающихся и уровня мультикультурных знаний за счет раскрытия тайн своего Дома;
- повышение уровня познавательной активности обучающихся, приобщение к поисковой деятельности;
- повышение уровня гражданской ответственности обучающихся за поведение в школе и в социуме, за выполнение простейших поручений.

3 класс
Системный проект «Наш Дом – Самара, Поволжье».


Деятельность
Знания, умения

Строительство дома. Обычаи при строительстве. Домашняя утварь.

Первые города.
Национальный костюм.
Имя и его значение

Жизнь славян.
Расселение народов.
Происхождение славян.
Соседи славян.
Жилище славян и других народов
Природа страны славян.

Семья.

Как появилась семья.
Название членов семьи
Фамилия и отчество. Как они появились.
Семейные традиции.
Семейные традиции у разных народов

Праздники в доме

Календарь славян
Понятие праздника.
Традиции праздников.
Церковные праздники.
Праздники разных народов.

Обряды, верования древних славян

Зарождение обрядов и традиций.
Во что верили древние славяне
Мифы древних славян.
Мифы разных народов.

Родной край

Народы, населяющие наш край

Как начиналась Самара.


Символика родного города.
знать базовые элементы костюма
уметь видеть различия в костюмах разных народов
знать разницу между днем рождения и днем ангела
уметь рассказать о потопе, о делении замель между сыновьями Ноя (Летописец Нестор. Его теория о происхождении славян)
другие мнения о происхождении и названии славян
что такое род, племя, старейшина
знать название родственников (шурин, деверь, невестка, зять и др.)
знать семейные традиции
в связи с чем появились отчества и фамилии
знать как появились праздники
уметь назвать некоторые из них и их характерные особенности
знать некоторые сказочные существа
уметь различать мифы и сказки
уметь рассказать некоторые из них
знать когда был основан город Самара и кто его основатель
герб города Самары




Ожидаемые результаты:

- расширение культурного кругозора школьников, получение знаний о самобытности и неповторимом своеобразии русской народной культуры, о разнообразии культур народностей, проживающих в Самаре и Среднем Поволжье;
- повышение уровня познавательной активности обучающихся, приобщение к поисковой и проектной деятельности;
- повышение уровня гражданской ответственности обучающихся за поведение в классе, школе, семье, социуме; за выполнение простейших общественных поручений;
- приобретение мультикультурных знаний и повышение уровня толерантности за счет сопоставления своей культуры с культурой других людей, проживающих в родном городе и Среднем Поволжье.

4 класс
Системный проект «Наш Дом – частица мира».

Деятельность
Знания, умения

Мой город, моя страна

С чего начинается Родина.

Я и мое Отечество.

Как начиналась Самара.

Обобщающее занятие «Родная, родная, Родная страна»



Все страны будут в гости к нам

Проект «Визитная карта страны»

Проект «Легенды и сказания разных стран»

Проект «Как встречают Новый год и Рождество в разных странах».


Проект «Великие сказочники»


Проект «Современные сказочные герои»


Проект «Экскурсия в музеи разных стран»


Проект «Кулинария разных народов».

Проект «Национальные костюмы»


Праздник «Встреча друзей»
знать когда и кем был основан город Самара и кто его основатель
герб города Самары


знать герб, гимн, флаг России





Знания:
традиции и обычаи различных стран (3 – 4 страны)
достопримечательности различных стран (3 – 4 страны)
зарубежные детские писатели (изучаемых стран),их самые известные произведения и герои этих произведений
Умения:
вести диалог с одноклассниками и учителем
отвечать на вопрос: что нужно узнать для решения поставленной задачи
найти недостающую информацию в информационном поле
уверенно держать себя вовремя выступления
понимать различие и ценности культур других народов
Навыки:
бесконфликтного общения со сверстниками
анализа собственной деятельности


Ожидаемые результаты:

- умение понимать художественный язык народного искусства, видеть в изучаемых литературных произведениях культурные традиции разных народов;
- расширение культурного кругозора обучающихся;
- повышение уровня познавательной активности обучающихся, их приобщение к творческо-поисковой проектной деятельности;
- повышение уровня толерантности относительно к культурному наследию разных народов и к носителям этой культуры;
- умение обучающихся вести диалог со своими одноклассниками, с учителями, с родителями по вопросам культуры народов своей страны и зарубежных стран;
- формирование ключевых компетенций: мультикультурной, информационной, коммуникативной.

Педагогические технологии.
- игровые технологии;
- развивающие технологии;
- компетентностно-ориентированные технологии;
- проектная деятельность
Применение этих технологий способствует формированию мультикультурных компетенций.
Формы работы:
фронтальная (слушание, описание содержаний иллюстраций, ответы на вопросы учителя), индивидуальная (заучивание наизусть малых жанров детского фольклора, поиск информации, используя разные источники), групповая (театрализованное представление, викторина, конкурс), коллективная (игры с ролевым акцентом и дидактические игры, экскурсия).

Педагогические условия для успешной реализации программы:
непрерывность (в течение 4 лет) в реализации программы;
обеспечение высокой мотивации обучающихся в изучении программы (используя игровые технологии, репродукции художественных произведений, видеоролики и т. д.);
привлечение родителей.
Ожидаемые результаты.
Обучающие получают возможность:
- повысить уровень гражданской ответственности обучающихся за поведение в школе, в семье, в социуме, за выполнение общественных поручений;
- повысить уровень сформированности ценностных ориентаций, нравственных представлений и устоев;
- повысить уровень толерантности обучающихся в межличностных отношениях с одноклассниками, учителями, родителями;
- повысить уровень мультикультурных знаний и навыков их использования в образовательном процессе, социуме, в быту;
- повысить уровень культуры диалога и умения диалогического общения.

Формы и методы контроля:
наблюдение за ходом выполнения обучающимися практических заданий;
наблюдение за динамикой изменения межличностных отношений, их культуры владения диалогом;
психологическое тестирование обучающихся по выполнению динамики изменения уровней школьной мотивации, комфортности ребенка в классе, удовлетворенности родителей жизнедеятельностью классного коллектива

Объединение «Юные исследователи»: опыт деятельности

Главное сокровище человека – это познание себя, своих корней через познание истории, культуры своего народа. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем. Изучая культуру родного народа, мы узнаем свою собственную человеческую сущность, т.к. каждый из нас является частью народа, который хранит и несет в себе самом, в своей семье частицу родной культуры как частицу общенародной памяти. Этой памятью и овладевали члены детского объединения «Юные исследователи» в течение 3-х лет.

Объединение «Юные исследователи» это такое сообщество заинтересованных людей, в котором решаются очень важные проблемы:
приобщение к общечеловеческим ценностям;
сплочение классного коллектива;
создание нового стиля взаимоотношений между взрослыми и детьми в общей интеллектуально-творческой деятельности;
готовность к восприятию национального культурного наследия.
Здесь ставятся и реализуются Высокие Цели:
раскрытие способностей и задатков каждого;
формирование памяти, внимания, способности здравого восприятия;
воспитание честности, трудолюбия, личной ответственности за порученное дело;
Позитивная атмосфера в объединении, это:
доверие друг к другу;
чувство принадлежности к коллективу;
участие в принятии важных решений всех членов объединения;
доброжелательное отношение друг к другу;
честность и равенство;
неавторитарное отношение со стороны учителя;
 







Отношения взрослых и детей
Родители должны:
- быть открытыми в отношении введения новых форм организации досуга детей;
- найти время, чтобы присутствовать или участвовать в играх вместе со своим ребенком;
- помогать своему ребенку, следовать правилам, обсуждая значение личной ответственности и применимых последствий;
- открыто обмениваться идеями по усилиям и проблемам досуговой деятельности учащихся;

Законы юных «Исследователей»:

Закон правды. Правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

Закон доброты. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе!

Закон милосердия. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим тебя людям. Помни об интересах, нуждах, потребностях ближнего!

Закон чести. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве и достоинстве. Береги честь!

Закон отваги. Вчера ты струсил, но сегодня ты в коллективе. Будь отважен!

Закон экологии. Природа твоя прародительница и помощница. Охраняй природу!

Закон патриотизма. Народ, забывший свою историю, умрет. Будь патриотом!

Закон здоровья. Помни! В здоровом теле - здоровый дух!
Смолоду закалишься -
На весь век сгодишься.

Закон дружбы и товарищества. Друг в беде не бросит!

Закон радости. Неси всем только радость!

Закон справедливости. Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Закон красоты. Красота должна быть во всем: в поведении, в речи, в делах, во внешнем облике. Старайся быть красивым! Красота спасет мир.
Закон улыбки. От улыбки станет всем светлей

Здесь чтят и берегут традиции:
Памяти. Никто не забыт, ничто не забыто.
Дружбы. Дружим с партнерами по объединению.
Взаимопомощи. Научился сам – научи других.
Гостеприимства. День открытых дверей для ребят с других школ.
Слова и дела. Пообещал – сделай! Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
Точности. Соблюдаем закон точного времени.
Творчества. Интересно, когда участвуешь сам.
Здесь всегда помнят о том, что:

- любовь к ближним и уважение к старшим закон нашей жизни;
любовь к родной земле и к своему дому непреложные ценности;
Здесь стремятся:
помочь
слабым, нуждающимся в нашей помощи и поддержке» проявлять свою любовь и уважение в конкретных делах и поступках.
поддержать
в трудную минуту словом, делом, улыбкой
укреплять
веру в себя, в свои силы и возможности, здоровье, свою волю.
хранить
и не выдавать чужие тайны; историко-духовную память своего народа, традиции защитников нашего Отечества.

Правила дружбы

Помни главный закон дружбы: один за всех и все за одного.
С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

Не спорь с друзьями по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.


4. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. Если друг в чём-то неправ, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

5.Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, не кричи, не обзывайся. Помни: ты не лучше всех, но и не хуже.

6.Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. Слово судьи – закон для играющих.

7.Не зазнавайся, если у тебя что-то получается, не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит.

8.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

9. Во всех случаях – фантазируй, твори и мечтай, научись,
помоги, побеждай!
Кодекс чести
Учись видеть и уважать в другом человеке личность.
Учись видеть в себе недостатки и прощать их другим.
Будь честен в помыслах, не навреди словом.
Щедро делись своим мастерством, ибо «не оскудеет рука дающего».
Учись радоваться успехам своих товарищей.
Не позволяй себе плохого настроения, это неприлично.
Будь внимателен к чужим недостаткам.
Помни, что твой внешний вид соответствует твоему внутреннему содержанию.
Полнее используй свои силы и возможности в работе.
Повышай свой интеллект.
Добросовестно выполняй свои обязанности.
Какими станем (возможные позитивные изменения):

самостоятельнее;
найдём настоящих друзей и единомышленников;
раскроем резервы своих способностей;
пополним свои знания запасом любопытных и интересных фактов;
проверим свою сообразительность;
станем более спортивными и закалёнными;
научимся слышать и слушать;
научимся вести диалог;
работать в группе;
уважать старших и защищать младших.

Чему научимся:
быть готовыми участвовать в игре;
предлагать новые формы деятельности;
управлять своим поведением;
решать конфликтные ситуации;
быть готовыми научить других и побуждать их узнавать новое;
приветствовать новые идеи с уважением;

Программа деятельности детского объединения «Юные исследователи» реализовывалась в рамках четырех целевых системных проектов:

«Наш Дом – дом знаний, игр и забав»
«Тайны нашего Дома»
«Наш Дом – Самара, Поволжье»
«Наш Дом – частица мира»
Каждый проект состоял из нескольких подпроектов. Над их содержанием работали отдельные творческие группы что дало возможность включить в интересную деятельность всех ребят и даже их родителей. В зависимости от идеи и содержания проекта, менялись названия творческих групп. Так ребята осваивали новые роли и новые виды деятельности.




Список литературы
Для учителя
И.А. Полушкин, В. Н. Михелькевич, В. И. Ионесов «Диалог культур народов мира» - научно-методическая разработка. Самара, 2006 г.
«Самоучитель педагога-воспитателя» – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004 г.
«Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей». Учеб. пособие /Под общ. ред. Н.В. Сократова – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
П.В. Степанов «Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
В.П. Захаров «Социально-психологический тренинг» - Л.: 1989 г.
А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР» - М.: Просвещение, 1998 г.
М.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста» практическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2003 г.
Н.В. Пилипко «Адаптационные занятия с первоклассниками» практическая психология учителю – М.: УЦ «Перспектива», 2002 г.
Г.К. Селевко «Альтернативные педагогические технологии» - М.: НИИ школьных технологий, 2005 г.
И. В. Абрамова, Т. И. Бочкарёва «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», Самара: СИПКРО, 2004 г

Для обучюащихся и родителей
Т.В. Аверина «Детские игры и загадки народов Поволжья» - Самара, 1994 г.
О.В. Дыбина «Что было до Игры-путешествия в прошлое предметов» - М.: ТЦ «Сфера», 1999 г.
О.Н. Козак «Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы» - СПб, 2000 г.









13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT142115



Глава
Ковалено Анастасия





Департамент
образования

Батищева Виктория
Василенко Александр
Казаков Никита
Моисеев Михаил

Департамент культуры

Верхова Софья
Титова Ольга Федорищева Настя
Печенкина Мария

Департамент
труда и порядка

Таликин Илья Салехов Раиль Лошкарев Дмитрий


Департамент
спорта

Титков Иван
Зуева Яна Бычкова Катя
Афонин Артем Антимонов Костя

Департамент
по социальным вопросам

Генералов Дмитрий
Ивкин Максим
Давлетова Лилия
Колобанов Михаил

Департамент печати

Кузнецов Никита Карась Александра
Кожуховская Настя


Департамент
экологии

Ледовских Саша Дергунов Алексей
Хабибуллина Алена



 ђ Заголовок 1 Заголовок 2 ђ Заголовок 3 ђ Заголовок 4 ђ Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715