Материал для родительского собрания в 4 классе на тему: Успешная адаптация ребёнка при переходе на основную ступень обучения

Об обеспечении успешной адаптации ребёнка
при переходе со ступени
начального общего образования на основную



В самом распространённом своём значении школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности.

Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, называется адаптированным.

Но существует ещё один критерий адаптации: важно, чтобы это приспособление было осуществлено ребёнком без серьёзных потерь (внутренних), без ухудшения самочувствия, настроения, самооценки.

Для того чтобы помочь ребёнку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологу необходимо: знать ребёнка; настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности; помогать ребёнку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе учащихся из начальной школы в среднюю является сложность адаптации к новым учителям, сопровождающаяся конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Изменившиеся условия обучения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у детей определённых учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции.


Рубеж 4-5 классов, по свидетельству многих педагогов и психологов, характеризуется значительным снижением интереса у учащихся к учёбе в школе, к самому процессу обучения. Достаточно распространены такие симптомы этого разочарования школьников в своей позиции ученика, как отрицательное отношение к школе в целом, к обязательности её посещения, нежелания выполнять учебные задания на уроках и особенно дома, конфликты с учителями, нарушение правил поведения в школе.

Важную роль при адаптации учащихся в 5 классах имеет уровень готовности к обучению в средней школе. Выделяют следующие критерии готовности к обучению в средней школе:

1)сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;

2) новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);

3) качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Готовность (или неготовность) учащихся к следующему возрастному и образовательному этапу проявляется не только в степени успешности их учения, но и в переживаниях, которые отражают то, как именно эта успешность оценивается самими школьниками. Не всякий неуспех может вызвать отрицательные переживания, а в некоторых случаях, напротив, и вполне приличные, с точки зрения педагогов, достижения расцениваются учениками как неудовлетворительные.

Получив и проанализировав все данные, по которым можно составить представление об особенностях учащихся на пороге их перехода в среднюю школу, необходимо определить стратегию и тактику дальнейшей работы с классом в целом или с отдельными учениками.

Наиболее приемлемыми видами психологической помощи являются: коррекционная и развивающая работа с детьми, выполняемая еще во время их учебы в начальной школе, консультирование педагогов, выпускающих и принимающих класс, организация соответствующей работы учителей и родителей по коррекции выявленных отставаний или нарушений в психическом, личностном развитии учащихся, «отсроченная помощь», то есть наблюдение за ходом развития в дальнейшем тех детей, кому по результатам обследования не требовалась немедленная помощь, но проблемы, которых могут обостриться в более старшем возрасте. Целесообразность предпочтения того или иного вида помощи определяется конкретной ситуацией каждой школы, возможностями психолога-практика, но, прежде всего силой выраженности деструктивного влияния имеющегося у ребенка дефекта развития.

Известно, что успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.

Для решения этой задачи в нашей школе был проведен педагогический консилиум «Преемственность в обучении и воспитании учащихся 5 классов», на котором были представлены результаты психологической методики и диагностики по следующим направлениям.

1. Психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития.

2.Уровень познавательной активности учащихся, переходящих из начального в среднее звено.

3. Результаты социометрического исследования (Морено), полученные в адаптационных классах на заключительном этапе начального обучения.

А) Социометрический статус учащихся 5 классов.

Б) Характеристика неофициального актива класса.

В) Показатель групповой сплочённости класса.

Г) Определение видов деятельности, в которых отмечается большая эмоциональная идентификация учащихся с коллективом.

4.Определение преобладающих мотивов учения.

5. Результаты анкетирования учащихся 5-х классов «Моё отношение к школе».

а) Что ты считаешь самым важным в школе?

б) Что в школе для тебя самое интересное?

в) Если бы ты мог выбирать, в классе хотел бы сейчас учиться: в 4 или в 5?

г) Что в школе для тебя является самым неприятным?

д) Труднее или легче стало учиться в пятом классе?

е) Назови самое лучшее, что было в начальной школе.

6. Результаты анкетирования родителей пятиклассников по проблеме адаптации при переходе из начального в среднее звено. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

7. Рейтинг любимых предметов.

8.Результаты самохронометрирования учащихся 5-х классов, проведённого с целью выявления причин перегруженности домашних заданий.

а) По какому учебному предмету больше всего задают на дом?

б) Домашнее задания по каким предметам вам приходится делать на выходных?

в) Какой день недели является для вас наиболее загруженным?

г) С каким настроением вы приступаете к выполнению домашнего задания?

д) Результаты самохронометрирования выполнения учащимися домашнего задания по предметам.

е) Участие родителей в выполнении домашнего задания.

ж) Психологическое состояние учащихся после выполнения домашнего задания.

Кроме того, в пятых классах была проведена программа адаптационных встреч. Ее цель – оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в период адаптации к условиям обучения в средней школе.

Задачи: 1.Формирование у учащихся:

- представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;

- навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других;

- адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развития навыка уверенного поведения.

2.Ознакомление учащихся

- с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований;

- с разными формами коммуникации;

- с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.

3. Создание условий для снижения тревожности; выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий; развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, сравнения своих результатов с успешностью других; выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.


15