Методические рекомендации: Формирование общения и речи у детей с синдром Дауна: закономерности развития речи детей раннего возраста.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 4»
620138, Россия, г. Екатеринбург, ул. Байкальская, 55 тел. (343)262-02-06; e-mail: ekb.school.4@mail.ru; официальный сайт: http://екб-школа4.рф
Формирование общения и речи у детей с синдром Дауна: закономерности развития речи детей раннего возраста
Учитель – логопед
1 категории Сумина Е.Г.
Екатеринбург
2016
Закономерности развития речи детей с синдромом Дауна раннего возраста (до 4-х лет).
Все функции речи ребенка формируются в диалоге: и коммуникативная, и познавательная, и регулирующая.
Цель диалога: обмен информацией и эмоциональными переживаниями, а также регуляция совместной деятельности.
Признаки диалога: наличие собеседника, паузы, смена инициативы.
Средства общения в диалоге:
-речевые;
-мимические;
-телесно-двигательные;
-предметно-действенные.
Этапы развития экспрессивной речи детей раннего возраста:
- гуканье;
- гуление;
- лепет;
- лепетные слова;
- простые слова;
- первые фразы.
Уровни развития импрессивной речи детей раннего возраста:
- понимание жизненных ситуаций и интонаций;
- ситуативное понимание речи;
- внеситуативное понимание речи (можно читать сказку): ребенок должен понимать предметы и действия с ними, вопросы и просьбы с действиями, связную речь.
Поведение младенца в процессе общения:
- смотрит в глаза;
- губы приоткрыты;
- ручки и ножки выпрямлены, напряжены, ладони раскрыты;
- глаза раскрыты;
- комплекс оживления.
Если отказ от общения:
- отводит или закрывает глаза;
- отворачивает голову, выгибается, старается всем телом отвернуться,
- заводит руки за голову;
- плачет, срыгивает.
Коммуникативные мотивы ребенка раннего возраста:
0 – 6 мес. – непосредственно-эмоциональные;
6 – 12 мес. – игры (дай/на, прятки с платочком);
12 – 36 мес. – общение в совместной деятельности.
Ранний возраст продлен до 4-х лет.
Фенотип развития речи ребенка с синдромом Дауна.
Сильные и слабые стороны развития.
Проблемные стороны:
- слух, зрение;
- речь, язык;
- вербальная кратковременная память (усваивает материал со слуха с трудом);
- числа.
Сильные стороны:
- социальная компетентность;
- эмпатия (умение сопереживать);
- коммуникативные навыки;
- развивается словарный запас;
- формируется, хотя и с задержкой, грамматический строй,
- понимание опережает экспрессивную речь.
Особенности младенческого репертуара ребенка с синдромом Дауна:
- сенсорные нарушения;
- нарушение анатомического строения органов речи;
- снижение мышечного тонуса;
- физические нарушения (двигательные) – невозможность исследовать мир;
- нарушение вербальной рабочей памяти – трудно отличить один звук от другого;
- задержка в формировании грамматического строя речи;
- медленно нарастает словарный запас.
На этом этапе развития речи ребенок должен узнавать предметы по звукоподражанию и жестам («кс» и жест в сторону кошки) и уметь считывать сигналы взрослого.
Поэтапное формирование общения и речи детей раннего возраста с синдромом Дауна (до 4-х лет).
Первый этап: вызывание улыбки, гуканья. Формирование настраивающего поведения с учетом состояния мамы и особенностей развития ребенка, развитие взаимопривязанности матери и ребенка, психологическая поддержка матери.
Второй этап: гуление. Стимуляция гуления и комплекса оживления. Понимание ситуации и интонации.
Третий этап: лепет – менее активный, короткий, воздушная струя слабая. При отсутствии лепета надо проверить слух. Развитие понимания речи в ситуации.
Неспецифические методы стимуляции речевой активности: твердая пища, формирование устойчивой позы сидя, общая тактильно-двигательная стимуляция, стимуляция циклических движений (бубен), игры на подражание (неречевой диалог), организация взаимодействия в игре, в быту.
На этом этапе развития речи ребенка в разное время появляются разные движения.
Четвертый этап: лепетные слова. Отмечается ограниченность звукового репертуара – медленное нарастание словаря, использование звукоподражания и жестов. Необходимо добиваться перехода от понимания речи в ситуации к внеситуативному общению.
На этом этапе можно использовать буквы на табличке: ребенок может увидеть или услышать.
Организация работы над расширением словаря на данном этапе: использование жестов, слов по подражанию или самостоятельно, предметов, картинок. Создание говорильного альбома (би-би, му-му, кс-кс, ам-ам и соответствующие картинки). Картинки или фотографии вставить в альбом: например, картинка «мишка спит» - «бай-бай».
Пятый этап: простые слова – часть простых слов взять из говорильного альбома. Проблемы, возникающие на этом этапе:
-одинаковые артикулемы (тетя, дядя),
-односложные слова,
-отставание глагольной лексики.
Задачи данного этапа:
- расширение экспрессивного словаря,
- развитие глагольной лексики,
- формирование импрессивной речи.
Формирование импрессивной речи: кукла ест кукла спит мишка ест мишка спит.
1.уровень: ключевое слово мишка, кукла. Покатай мишку. Причеши куклу. (Научиться различать 2 предмета).
2.уровень; два ключевых слова. Мишка есть. Мишка спит. (Научиться различать действия предметов).
Кукла ест. Кукла спит.
Шестой этап: формирование простой фразы:
- повторение с дополнением: ребенок (киса) – взрослый (бай - бай);
- повторение с уточнением: кто это? – Киса.
Киса что делает? - бай-бай.
Киса спит. – Киса бай-бай.
Эти слова можно проговаривать с использованием жестов.
Подготовка к глобальному чтению:
- узнавать, показывать, называть картинки;
- подбирать парные картинки.
Глобальное чтение:
- соотнесение картинок и карточек;
- формирование структуры слова.
Заинтересовать картинками и подбирать их к предметам: ведро кошка дом (подобрать картинки с подписями).
Взрослый показывает картинку: корова – ребенок говорит «ова», взрослый произносит правильно «корова»;
собака – ребенок говорит «бака», взрослый произносит правильно «собака».
На этом этапе ребенок должен научиться понимать, показывать, называть картинки, подбирать пары к картинкам.
Социально – психологические аспекты речи детей с синдромом Дауна:
- ребенок должен захотеть заговорить, заинтересовать его;
- оба собеседника должны быть на одной волне;
- то, что говорят должно быть в поле интересов ребенка;
- значимость неречевых средств общения;
- благожелательное внимание;
- учитывать речевые возможности ребенка;
- адекватная ситуация, отзывчивость стимулирует речевую активность ребенка.
Рекомендуемая литература:
- Пособие для родителей: «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна», П.Л. Жиянова, М., Благотворительный фонд «Даунсайт Ап», 2010г.., 140стр.
- Руководство для родителей: «Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна», Либби Кумин, перевод с английского Н.С. Грозной, М., Благотворительный фонд «Даунсайт Ап», 2004г., при участии гуманитарного центра «Монолит», 2004 г., 274 стр.